...Всё, пора уже из Папуасии сваливать, и лучше всего было бы пересечь границу с Индонезией в субботу 30-го апреля. Ведь у меня самолёт из Джакарты в КЛумупр 29-го мая, тем самым у меня будет ровно 30 дней опять на столь привычную и приятную Индонезию, и виза у меня – ровно на 30 дней. Кроме того, по субботам – большой приграничный базар, интересно бы посмотреть, какой происходит товарообмен и экспортируют ли независимые папуасы в страну-соседку хоть какой-нибудь товар?
Я начал движение из Вевака утром в понедельник 25 апреля. Местные жители говорили, что на рассвете пойдёт «PMV», рейсовый грузовик в Ванимо, по 100 кин с носа. Но я не соблазнился. Вы может быть не знаете, что за «рейсовый транспорт» на этом участке: это или пикап, или грузовичок побольше, с открытым кузовом, в котором сидят на мешках пассажиры и трясутся на всех неровностях дороги, их в это время то зажаривает экваториальное солнце, то сверху поливает мощный ливень, то облепляет грязь, а их вещи становятся мокрыми и снизу, потому что «PMV» проходит вброд двадцать рек глубиной даже и по пояс, и вода проникает и в кузов. А в сухую погоду дышат пассажиры пылью из-под колёс, и так часов четырнадцать, если повезёт так быстро доехать. Нужно очень спешить в Ванимо, чтобы заплатить за это ещё и сотню кин ($40). На такое идут только бизнесмены, кто за товарами едут в Индонезию.
Движение в Ванимо лучше осуществить частями, с остановкой на полдороги, в Айтапе, где уже, чуть больше месяца назад, братья в католической миссии оказали мне приют. Назову эту миссию, условно, «монастырь» (хоспитальерский орден им.св.Джона, человека Божия). Так вот, нужно доехать до Айтапе на чём-то приличном, может быть подвернётся джип или другая мягкая машина, и остановиться в «монастыре», отстираться и продолжить путь – у братьев и вода, и унитаз, и электричество.
Как задумал, так и вышло. Сперва, правда, не очень ехалось – понедельник, после Пасхи, тоже выходной, и машин немного, и все – недалеко. В одном из местечек под Веваком местные рассказали мне: тут уже был один русский, очень молодой, вписывался у нас, примерно четыре недели назад, хороший. Других подробностей о коллеге узнать не удалось. Может быть, это известный нам А.Потоцкий? Узнаем у него. Километров двадцать от Вевака в сторону Айтапе.
...Наконец в одной из машин оказался мужик с семьёй, едущий в лес на пикник, и пока он на речке что-то там задержался, мимо проезжал другой джип – мужик (мой водитель) застопил его и уговорил другого водителя забрать меня («нельзя бросать белого господина в лесу!»). Тот джип принадлежал «банкиру» (работнику банка BSP) и шёл в Айтапе, в нём ехал «банкир» и его семейство.
-- Только я ни за что не отвечаю! – перепугался банкир, -- если у белого господина возникнут проблемы, это его проблемы, не мои!
Я согласился, перегрузил рюкзак, и мы двинулись в Айтапе. Какого рода неполадки должны возникнуть у белого человека при езде в джипе, я не знаю. Но в любом случае при езде в открытом кузове рейсового грузовика проблем было бы больше.
Банкир ловко вёл машину, пересекая вброд многочисленные речки, на этом участке их около пятнадцати. По пути заехали к его родственникам, которые жили в лесу. Большая семья – один муж, три жены, двадцать детей и неизвестно сколько внуков – жили в огромном двухэтажном деревянном доме среди леса. Это и было необычно. Двухэтажный самодельный жилой дом дом в Папуа – большая редкость, типа как сорокаэтажный дом в России, и говорит о мастерстве архитекторов и строителей. И о богатстве хозяев. На Кар-Каре были у некоторых такие «небоскрёбы». Вся семья собирала и сдавала какао, и печка для сушки какао-бобов стояла тут же рядом. И также рядом был специальный «китчен-хаус», как часто бывает у папаусов. Конечно, ни электричества, ни стёкол на окнах не было.
Побывав у родственников «банкира», мы продолжили путь в Айтапе, и через несколько часов там оказались. Меня подвезли почти к самой миссии, и обитатели с радостью узнали меня. Видимо, им по уставу положено проявлять гостеприимство, но гостей же немного, два-три в год. Миссия в трёх километрах от дороги, никто из проезжающих не знает об этом месте, а указателя с трассы «Вписка -- там» нет. Братья-папуасы выделили мне ту же самую комнату с муравьями, что и в прошлый раз. На этот раз муравьёв стало ещё больше: эту комнату в моё отсутствие превратили в склад сахара, и сего порошка было тут аж на 840 кина (350$), духовные люди позаботились и о нуждах плоти в дни сахарного кризиса. Поэтому муравьёв тут развелось ещё больше. Но я уже обглодан всеми насекомыми ПНГ, и вряд ли представляю интерес для новых, айтапинских.
Напишу, для разнообразия, о происхождении сего католического ордена. Основал его святой Джон, человек Божий (в разной транскрипции -- Jonh of God, S.Joao de Deus) который обитал на крайнем Западе Европы полтыщи лет назад (1495-1550). Любопытно, что он долгое время ходил по всей Испании с большим рюкзаком книг и продавал их. Книги в то время были дорогими и редкими, а путешествия – дешёвыми и пешеходными. Так как почти все книги были тогда священного содержания, Джон одновременно и просвящал народ. После долгих странствий он прибыл в Гранаду (Испания), где и остался. Это был 200-тысячный город, хороший рынок сбыта книг. Но тут его настигло озарение. Он раздарил всё своё имущество, обувь, вещи, верхнюю одежду, и весь книгосклад, и перешёл в аскетизм. Сначала его заперли в дурдом, но потом выписали (со справкой). Затем он сам организовал уличный госпиталь, где вписывал всех больных (любыми болезнями) и бедных, а еду, одеяла, одежду для больных, деньги и прочее -- собирал в виде подаяния у жителей города. Я так понимаю, что медицина была тогда более народная, и многие больные выздоравливали просто так, от радости, что кто-то за ними приглядывает. Появились у него и последователи, которые стали помогать ему в его делах. Поэтому св.Джон организовал второй госпиталь, а потом третий. А прозвище «человек Божий» дал ему епископ этой местности. Этот же епископ подарил ему спец.халат, потому что всю приличную одежду святой человек давно раздарил. В этом халате святой и изображён на иконах. В постоянных трудах провёл он остаток жизни и умер.
Последователи святого также обещаются творить добро, кормить и вписывать, а работают они в госпитале, рядом. Но кто их финансирует – центральное ли отделение ордена в Европе, или Австралийское отделение (оно присылает им глянцевые журналы с улыбающимся белыми старичками) или свои благотворители-айтапинцы – не ведаю. Подозреваю, что заморские дотации, ведь тут очень прилично – светло, уютно, чисто, водонасос, телевизор, совсем не по-папауасски -- Божественные чудеса, да и только.
Почти двое суток провёл я в миссии – отсыпался, отмывался, отстирывался и сортировал на компьютере фотографии с ПНГ, которых уже набралось несколько тысяч. Вернусь в Москву, напечатаю самые лучшие, но уже в мае самые нетерпеливые смогут увидеть их в Интернете – как окажусь на острове Ява, буду их выкладывать постепенно.
Был соблазн и дальше наслаждаться уютом в Айтапе (в отличие от обычных вписок, тут меня никто не беспокоил, не отвлекал и не оказывал ненужную и мелочную «помощь»). Но я нигде не засиживаюсь надолго на Земле, кроме как в местах, где я могу быть чем-то нужен, полезен, например своими знаниями. Тут же всё, что я мог придумать – это мыть за братьями посуду, всё остальное вроде функционирует и так, еды – достаток. Лекцию о путешествиях для братии я уже тут читал месяц назад. В школах и училищах Айтапе пригодиться тут не могу – каникулы. Приносить же дистанционную пользу, например делать что-либо в Интернете, удобней, эффективней и в 20 раз дешевле -- с другой стороны границы. Так что для увеличения своего КПД воспоследую туда.
Дорога с Айтапе в Ванимо оказалась проще, чем 40 дней наазад – дождей больших не было уже полтора суток, и река, пройденная мной на каноэ, терерь с остророжностью прошлась на джипе вброд (глубина 1 метр). Вёз меня некий церковный пастор с семейством. Вечером 27-го апреля меня привезли в городок Ванимо – в микрогород, о котором я уже писал когда-то. Я был высажен в центре города, у самой привлекательной в «городе» церкви.