Так вот ты какой, знаменитый Версаль! Так хотелось мне воскликнуть, когда передо мной открылась панорама площади перед Версальским дворцом с золоченой решеткой на заднем плане.
Мечта о посещении Версаля укрепилась в моем сознании давно и прочно, я подозреваю, что это случилось из-за желания сравнить вызывавшие в свое время юношеские восторги красоты Петергофа и некоторых других мест со всемирно известной резиденцией, символизирующей могущество и власть французских королей.
Надо сказать, что идея создания великолепного дворца, подчеркивающего королевскую власть Людовику XIV полностью удалась. Из каждого угла, из-за каждой двери золотом по голубому прослеживается идея королевского могущества. Не каждый, даже если ему выпала доля родиться монархом, мог себе такой позволить.
Не знаю, считается ли сейчас признаком могущества, но в то время считалось не только не зазорным, но и почетным делом оказывать всякие мелкие бытовые услуги королю — от застегивания пуговиц до наблюдения за правильным отправлением естественных потребностей. За каждую такую мелочь отвечал специально выделенный человек, и это обстоятельство каким-то образом передавало ему часть королевской власти и влияния.
Центром притяжения Версальского дворца является зеркальная галерея, одна из жемчужин мировой архитектуры. Не случайно по мотивам ее интерьеров создавались галереи в строящихся дворцах других европейских монархов.
При строительстве галереи решали кому она будет посвящена, от этого зависел стиль ее оформления. Выбирали между Юпитером и Гераклом, но в конце концов, решили пойти по правильному пути — оформили галерею в честь действующего короля. Никакого тщеславия, только интересы государства!
Иногда галерея служила местом для приема официальных делегаций, а чаще это был просто переход из одного крыла здания в другое. Король там просто ходил по утрам!
Отдельного рассказа требуют версальские парки с удивительными дорожками, фонтанами, укромными уголками. Строителям Петергофа было с кого брать пример!
Интересно, что те части парка, которые прилегают непосредственно к дворцу состоят почти сплошь из гравийных дорожек и открытых пространств. Казалось бы, это противоречит самой идее парка создавать благоприятные условия для гуляющих — тень в жаркий полдень, тишину в ветреный день. По задумке архитектора ближайшие территории создавались не для прогулок, а для того, чтобы на них смотрели из окон дворца. Пейзаж, содержащий правильность нарезки дорожек, окружностей фонтанов и геометрических форм подстриженных растений, выразительно смотрится из окон той же зеркальной галереи.
Кроме всего прочего, Версаль — это огромный музей.
В залах дворца собраны множество произведений искусства, основная часть которых посвящена замечательной истории побед Франции, восхвалению ее силы и могущества. Тысячи туристов из разных стран с прижатыми к ушам аудиогидами ходят по залам, разглядывая картины, интерьеры и скульптуры.
Кто-то услышит здесь поступь великих королей прошлого, кто-то поразится размаху жизни Людовика, кто-то, может быть, назовет Версаль слишком помпезным, кто-то скажет, что он чересчур затоптан туристами, но все равно "маст си", кто-то поставит еще одну галочку в своей коллекции достопримечательностей, а кто-то просто зачекинится на в зеркальной галерее — все эти поводы достойны для посещения Версаля. Король-солнце оставил грандиозную память о себе своим потомкам, это факт, который невозможно игнорировать.