После двухсоткилометрового утреннего переезда я, наконец, — в Вероне.
" Вне Вероны жизни нет нигде. Там ад, чистилище и мука. Изгнание отсюда означает изгнание из жизни,"- писал о Вероне В.Шекспир, никогда здесь не бывавший.
К Шекспиру мы ещё вернёмся. А в начале несколько слов об этом удивительном городе.
Верона находится в северо-восточной части Италии. Это второй по величине город в регионе Венето, административный центр провинции Верона.
Первые поселения здесь возникли в глубокой древности, когда венеты, реты и этруски по очереди основывали здесь свои поселения. В 1в. до н. э. город становится римской колонией и получает название — Верона. Эти временем датируются также и самые древние памятники города — амфитеатр, арки, мост.
Удачное географическое положение Вероны способствовало тому, что на протяжении всей своей истории город не раз оказывался под властью завоевателей: готов, византийцев, лангобардов, франков. Культурный расцвет Вероны приходится на 13-14 вв. при династии делла Скала. А с начала 15 по конец 18 вв. Верона принадлежала Венецианской республике. Затем городом владел Наполеон, а за ним — австрийцы. Только в середине 19 в. Верона вошла в состав Итальянской Республики.
Мы остановились недалеко от центра города, откуда рукой подать до главной площади — площади Бра. Площадь Бра — исторический центр, самая большая площадь Вероны. Здесь великолепно смотрятся средневековые Ворота делла Бра, сооруженных еще в 14 в. покорившим Верону Д.Г. Висконти.
Окружают площадь, словно нарисованные кистью известного импрессиониста, одиннадцать разноцветных и разностильных фасадов старинных палаццо. Перед ними, как в первом ряду партера, вальяжно, как умеют лишь итальянцы, сидят за столиками, прямо на широком променаде, посетители дюжины кафе, которые с нескрываемым любопытством рассматривают дефилирующую мимо публику, состоящую из веронцев и туристической братии.
Центр площади занимает сквер, в котором расположены фонтан Альп с досками от городов-побратимов Вероны, памятник итальянским партизанам, павшим за свободу Италии.
Но главное сооружение площади — знаменитая Арена ди Верона. Этот древний амфитеатр превосходит по размерам лишь римский Колизей. Но Арена — древнее, примерно на 40 лет, своего римского собрата.
На сегодня веронская Арена — одна из самых больших и престижных оперных сцен мира, где с 1913 г. проходят выступления знаменитых оперных певцов. Здесь пели Мария Каллас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Правда, стать зрителем оперных постановок здесь можно только летом.
Направимся вверх по всегда оживленной Виа Маззини. Вот уж где, действительно, не протолкнуться?!
Она упирается в Виа Капелло. Именно здесь был когда-то дом богатого, реально существовавшего купца Капелло, с фамилией которой так созвучна другая, известная благодаря Шекспиру, фамилия — Капулетти.
Пройдем под аркой в знаменитый дворик дома Джульетты. При этом трудно не обратить внимание на росписи и записки влюбленных со всего мира и на всех языках, покрывающие все стены арки.
Маленький дворик буквально напичкан людьми, жаждущими уцепиться за грудь шекспировской героини и быть за этим благородным занятием запечатлённым.
Вообще, история о двух влюбленных весьма старая и популярная. В ряде версий действие происходит даже не в Вероне. Первым писателем, рассказавшим эту историю, был Луиджи да Порто в своей книге «Джульетта и Ромео». Затем этот рассказ был повторен и другими писателями. Переведенные версии, считают, и были источниками для Шекспира.
Но кому из приезжающих в Верону сотен тысяч туристов из всех стран интересны эти факты?! Они и краем уха не слышали о да Порто или Банделло. Историю несчастных влюбленных Ромео и Джульетты они знают только из пьесы Шекспира.
Им нужен не амфитеатр и не могилы Скалигеров, им нужна могила Джульетты, её дом с балконом. (Кстати, легендарный балкон Джульетты был первоначально деталью романской архитектуры. И лишь в 30-е годы 20 в. его пристроили к стене дома).
Но что же влечёт толпы людей к этому месту?
История всепоглощающей любви, гениально рассказанная Шекспиром. Любви, которая не рассуждает, не требует счастливого финала и поэтому может быть единственным объяснением притягательной силы города, символизирующего власть любви.
Конечно, произведение Шекспира — всего лишь сказка, но ведь "... обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!"