"Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте."
Ни для кого не секрет, что основная масса туристов, приезжающих в Верону, хочет увидеть места где разыгралась знаменитая трагедия двух любящих сердец – Ромео и Джульетты, историю их любви увековечил Уильям Шекспир. И теперь уже не важно, существовали ли эти персонажи на самом деле или это вымысел автора.
Фото из интернета
Подобная история была описана в произведениях других авторов ещё задолго до Шекспира. Впервые она упоминается у Томмазо Гуардати, (он же Мазуччо) рассказывает историю трагической любви Марьотто и Джанноццы из итальянского города Сиены, затем через полвека появилась "История двух благородных любовников" Луиджи да Порто. Их звали уже Ромео и Джульетта, и жили они в Вероне.
Из окон своей виллы да Порто Монторсо любовался на два величественных замка, расположенных строго друг напротив друга и они вдохновили его на сюжет романа. При изучении биографии писателя выявили схожесть романтической влюбленности самого Луиджи с описанной им историей. Так что прообразами Ромео и Джульетты, скорее всего были Луиджи и его возлюбленная Лючина.
Произведение прочитал Маттео Больдери и по его мотивам написал новеллу "Несчастная любовь", сюжет которой Артур Брук заложил в основу уже своей поэмы. Она-то и вдохновила Шекспира на создание своей версии. Так что любовь Ромео и Джульетты до него описали много раз, но только его трагедия осталась в веках, она стала олицетворением и символом любви.
Почитатели нашли в ней много совпадений с историей в Вероне, а фантазия смешала легенды и реальность.
В 13 веке в городе действительно жили две враждующие семьи Монтиколи (Монтекки) и Даль Каппелло (Капулетти). В самом произведении не указывается из-за чего же враждовали два благородных семейства. Но из политической ситуации того времени можно понять, что причиной была борьба гвельфов и гибеллинов. Гвельфы объединяли сторонников римского папы (преимущественно из торговцев и ремесленников), они отстаивали полную автономию городов-коммун. Гибеллины объединяли сторонников императора (преимущественно дворян), стояли за сильное централизованное государство.
Семейство Монтекки (Монтиколи) принадлежало к гибеллинам, а Каппелло (Капулетти) к гвельфам.
Хотя есть версия, что Монтекки и Капулетти — вовсе не имена собственные, а названия двух ячеек политических партий в Вероне, но это уже к романтической истории отношения не имеет.
Итак начало пути — Дом Джульетты. У него была своя, непростая история. В 17 веке им владела семья Риззарди, затем её сменило множество хозяев. Одно время здесь даже находился постоялый двор. Таким его увидел английский писатель Чарльз Диккенс, в 1844 году и описал в "Картинах Италии": "Я отправился осмотреть старинный дворец Капулетти. Теперь это жалкая харчевня. Двор был полон ветхих экипажей, повозок, гусей и свиней. Сад отгорожен стеной, и на его месте построены дома. Ничто не напоминает здесь о прежних его обитателях, и кухонную дверь украшала весьма не сентиментальная дама. Но легенды о вражде двух семей ещё живы..."
Фото из интернета
Хотя нет никаких точных доказательств того, что семейство Капулетти (Даль Каппелло) проживало именно в нём, но на арке, при входе в дворик, имеется герб в виде мраморной шляпы (каппелло — "шляпа" по-итальянски), городские власти в 1905 году приобрели почти заброшенный дом с внутренним двориком в центре Виа Каппелло с тем, что бы устроить в нём музей, но работы по его благоустройству велись медленно.
Песня из фильма "Ромео и Джульетта" 1968 года, можно читать и слушать её.
Всё изменилось после выхода на экраны в 1936 году фильма режиссера Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта". Интерес ко всему, что было связано с героями трагедии, возрос до небывалой величины, поэтому работы по реставрации, а точнее по созданию дома, который соответствовал бы мечтательной, романтичной Джульетте и созданной легенде, велись уже ускоренными темпами. Влюблённым так хотелось иметь своё, особое место для "паломничества".
Для того, чтобы всё соответствовало духу времени были привлечены историки. Некоторые детали были добавлены по мотивам декораций из фильма. На самом здании появился известный всем балкон Джульетты, на котором она слушала страстные речи возлюбленного. Для его сооружения использовалась настоящая резная плита 14 века, которая находилась в музее Кастельвеккио.
Окна второго этажа получили затейливое обрамление в виде трилистника, готические двери.
На дальнем плане расположили кирпичную стену с зубцами.
Реконструкция продолжалась затем в 70-х и 90-х годах прошлого столетия. Во внутреннем дворике в 1972 году была установлена бронзовая фигура Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини.
Фото из интернета
Интересна история создания памятника, она началась 23 апреля 1964 года, когда в связи с празднованием четырёхсотлетия со дня рождения Шекспира газета L'Arena подняла вопрос о том, не должен ли город выполнить обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: "Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте". Предложение было принято Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был граф Морандо, долгое время друживший со скульптором. В качестве модели Константини выбрал жену графа Луизу Брагоцци.
О своём решении ему он сказал так: "Вот моя Джульетта. Твоя жена воплотится в статуе моей Джульетты!" Луиза была среднего роста, худенькая, с длинными волосами, собранными в хвост, скульптор считал, что её внешность соответствует образу веронской красавицы.
Константини работу выполнил безвозмездно, а расходы по отливке статуи оплатил Lions Club.
Статуя Джульетты была готова к 1968 году и поначалу она находилась во Дворце Форти, говорят, что она не нравилась директору городских музеев.
" Пока Верона носит это имя, не будет изваяния ценней,
чем памятник Джульетты верной, в ней".
Сейчас вместо оригинала стоит копия скульптуры, считается, что прикосновение к статуе приносит удачу в любви, изначально рассчитывали, что прикасаться будут к руке, но влюблённые или жаждущие любви почему-то выбрали правую грудь медной Джульетты, так вот на подлиннике от этого возникли две дырки.
Я у Джульетты ничего не просила, я её даже без вездесущих туристов сфотографировать не смогла. Такое вот фото с китайской поклонницей получилось.
Внутренняя обстановка дома была восстановлена в 1990-х годах. Музей "Ромео и Джульетта" открыли в 1997 году.
В самом доме можно увидеть интерьеры средневековой Италии с многочисленными колоннами и арками, стены и потолки украшают фрески, заимствованные в других исторических зданиях города, картины с изображением юных влюбленных, кадры из фильмов о Ромео и Джульетте. От оригинального дома сохранилась фреска (в главном зале), изображающая гирлянду из шкур горностая, таким образом, богатые люди очень любили украшать свои дома.
Фото из интернета
В 2002 году музей пополнился двумя костюмами и большой кроватью. Они установлены в спальне Джульетты. Это реквизит ремейка фильма 1968 года Франко Дзаффирелли, на мой взгляд самого удачного. После его выхода на экраны поток туристов к Дому Джульетты увеличился в несколько раз.
Фото из интернета
На балкон, где любят фотографироваться современные Джульетты, нужно пройти через комнату, созданную по мотивам картины "Последний поцелуй" Франческо Айеца, на которой художник изобразил прощание влюбленных.
Арку, ведущую во дворик дома Дель Капелло, можно и не заметить, но мимо пройти невозможно, так как здесь всегда многолюдно. Проходя через неё видишь, что все стены исписаны именами и пожеланиями, наверное, на всех языках мира. А в самом дворике к стенам прикреплены множество записок, в которых написаны имена возлюбленных и обращение к Джульетте с просьбой сохранить или подарить любовь. Считается, что это место подарит долгие и счастливые отношения с избранником.
Чтобы сохранить стены, (к ним записки приклеивали жевательной резинкой), власти обтянули их специальным материалом, который периодически меняют.
Нужно отметить, что письма, отправленые Джульетте по электроннной почте или письмом, без ответа не остаются. В ответ на такое явление — письма шекспировским героям, был создан в 1972 году Клуб Джульетты. Одним из основателей его стал Джулио Тамассиа. В первое время сотрудники его работали на добровольных началах, но поток писем возрастал и муниципалитет взял на себя почтовые расходы, выделил помещение, а постоянные и добровольные сотрудники
стали нести нелёгкую и почётную обязанность секретарей Джульетты.
Если вдруг вы захотите написать письмо, то отправить егонужно по адресу "Club di Giulietta Via Galilei, 3 371 133 Verona Italia". Если же вы ленитесь выходить из дома на почту, вы можете написать послание Джульетте (и Ромео!) на электронный ящик, перейдя по ссылке: julietclub.com/en/contact-us.….
Написав обычное письмо, находясь в Вероне, вы можете его опустить в почтовый ящик, что весит на стене сувенирного магазинчика, расположенного рядом с Домом Джульетты.
С 1993 года, в честь Дня Святого Валентина, авторы самых красивых и проникновенных писем награждаются Premio Cara Giulietta (приз "Дорогая Джульетта"). Победителей приглашают в Верону в качестве гостей города. Праздничная церемония проводится в Доме Джульетты.
Фото из интернета
Есть очень хороший романтический фильм режиссёра Гари Виника "Письма к Джульетте", вышедшему на экраны в 2010 году, сюжет его как раз и связан с работой клуба. Молодая американка София оказывается в Вероне в группе волонтеров, отвечающих на письма, адресованные Джульетте. Однажды к ней в руки попадает затерявшееся с начала 60-х письмо, в котором некая Клэр Смиф пишет о своей безумной любви. Растроганная София разыскивает пожилую англичанку и вдохновляет ее приехать в Италию на поиски давно потерянного возлюбленного.
16 сентября в Вероне устраивается праздник в честь дня рождения Джульетты. Проходят средневековые фестивали, костюмированные представления, всевозможные выставки, навеянные темой Шекспира. А в старинном Доме Капулетти "оживает" знаменитая сцена на балконе из второго акта шекспировской пьесы и звучит "голос Джульетты".
Я побывала здесь в обычный день, в первой половине дня, но никаких романтических чувств не испытала, как их можно испытать в такой толчее?
Фото из интернета
Вот побывать бы здесь в такой вот вечер!
Поэтому не задерживаясь отправилась смотреть дом в котором жил Ромео, он находится недалеко, но по пути к нему можно увидеть и другие достопримечательности не связанные с героями Шекспира, но причастными к интересным, необычным и очень известным событиям.
На площади Вивиани находится здание театра "Нуово", открытого в 1846 году с постановкой оперы Верди "Аттила".
Главный фасад его имеет выдающуюся колоннаду из белого и серого камня. Театр в итальянском стиле с двумя орденами лоджий и колоннами в ионном стиле, балконом и двумя галереями. В театре есть фойе, также называемое Маленьким театром Джульетты, откуда можно попасть во двор Джульетты.
.
.
Минуя его выходим на Площадь Независимости (Piazza Indipendenza), где в сквере установлен изумительно экспрессивный памятник Джузеппе Гарибальди — реальному, невымышленному человеку, который прожил долгую и насыщенную жизнь, которую посвятил объединению Италии и её освобождению от ига Австрийской империи.
Как оказалось и у него в жизни была своя романтическая история. Посвятив себя борьбе за независимость страны Гарибальди до тридцати лет не думал ни о любви, ни женитьбе. Ему казалось, что простые, человеческие радости не для него, да и его жизнь полная опасностей, не совсем подходила для создания семьи.
Но, как говорится, никогда не говори никогда. В 1834 году Джузеппе был заочно приговорён на родине к казни и был вынужден бежать из страны. В своих скитаниях он добрался аж до Южной Америки, где в Бразилии сразу же включился в "войну Фаррапус" между крестьянами и правительством.
И именно здесь судьба преподнесла ему неожиданный поворот в судьбе.
Много лет спустя, на склоне лет, знаменитый революционер так опишет этот момент в своих мемуарах: "Обуреваемый печальными мыслями, я с кормы „Итапарики“ глядел через подзорную трубу на берег. (…) Я увидал нескольких женщин, занятых работой по хозяйству. Особенно понравилась мне одна из них, молодая. Я велел причалить к берегу и, высадившись, направился к дому, где жила эта женщина. У дверей дома я увидал человека, который пригласил меня войти — выпить чашку кофе. Войдя, я увидел ту, которая мне так понравилась. Это была Анита (впоследствии мать моих детей). Несколько мгновений мы стояли неподвижно, молча вглядываясь друг в друга. Затем я поклонился и сказал (я плохо говорил по-португальски и произносил слова с итальянским акцентом): "Ты будешь моей!». Я завязал узел, который могла разорвать одна только смерть."
Фото из интернета
Красавицей, так приглянувшейся Гарибальди, оказалась 18-летняя Анита Рибейру. Для неё это тоже была любовь с первого взгляда. Она сбежала с ним, оставив своего первого мужа, за которого ее насильно выдали замуж в день ее четырнадцатилетия. С этого момента женщина навсегда стала верным спутником Гарибальди, спутником всех его сражений и матерью его четверых детей.
Она была вместе с мужем в боевых лагерях, участвовала в боях, ухаживала за ранеными, была в плену, но сумела бежать из него. В таких условиях она родила своего первенца — сына Менотти, который через много лет продолжил дело своего отца.
В 1847 году они вернулись в Италию, но и здесь борьба продолжалась. Скрываясь от преследования австрийских солдат, в долинах Камаччио она заболела малярией и умерла на руках у мужа, будучи беременной их пятым ребёнком, на ферме недалеко от Ровенны. Ей было всего 27 лет.
Фото из интернета В Риме, на холме Яникул, установлены памятники ей и Гарибальди, они стоят недалеко друг от друга.
Статуя рассказывает об одном из самых известных эпизодов жизни Аниты Гарибальди – скачущая на лошади с пистолетом и сыном Менотти на руках, она спасается от преследования имперских войск в лагере в Сан-Луисе.
А на барельефах изображены героические моменты из их семейной жизни.
Мимо такой биографии трудно пройти, в 2012 году вышел фильм режиссёра Клаудио Бонивенто "Анита Гарибальди".
Джузеппе на 33 года переживёт свою любимую, он будет ещё дважды женат, но никогда уже в своей жизни не встретит такой беззаветной любви и преданности.
Памятник национальному герою, но как много он может рассказать...
Как это часто бывает в итальянских городах одна площадь соседствует с другой, соответсвенно одно и тоже здание может находится на них обеих, как, к примеру, Дворец Капитанов, к которому мы подошли.
Фото из интернета
Здание было построено в 1363 году правителем Вероны Кансиньорио делла Скала, как крепость. Крепостная стена и четыре угловые башни окружали внутренний двор.
Позднее, когда Верона вошла в состав Венецианской республики, ею управляли капитаны города — венецианские губернаторы, уполномоченные Дожа, это здание было их резиденцией, откуда и получило сегодняшнее название.
Начиная с 16 века оно неоднократно перестраивалось, сохранив в итоге лишь одну из своих крепостных башен. В период австрийского владычества в здании разместился суд, добавив к списку его имен еще одно — Дворец трибунала (итал. Palazzo del Tribunale).
На стене Дворца капитанов, установлены мемориальные доски с изображением знаменитых граждан Вероны.
Продолжаем наш маршрут по исторической части города. На пути здание бывшего Дворца Почты Вероны, построенное в 1930 году в стилях классицизма и необарокко, — работа известного веронского архитектора Этторе Фаджиуоли, который участвовал в реконструции и реставрации многих зданий и мостов в Вероне, работоа декоратором в Арене. Сейчас здесь помещения сдаются под аппартаменты.
Так любуясь улочками Вероны дошли до нужного нам здания, которое находится на Via Arche Scaligere, 2.
Домом Ромео интересуются гораздо меньше, веротнее всего из-за того, что внутрь здания попасть нельзя, оно находится в частном владении.
Исходя из маршрута ясно, что жили влюблённые недалеко друг от друга, поэтому препятсвиями для встреч, была только вражда семей.
Дом Ромео официально носит громкое название Casa di Cagnolo Nogarola detto Romeo, по имени владельца.
Фото из интернета
Внешне здание выглядит суровым и неприступным, больше похожим на небольшую крепость. Связано это с тем, что во время его строительства, а это было в 13 веке, времена были неспокойные. Борьба кланов за власть была неотъемлемой частью жизни знати. Участвовала в ней и семья Монтиколи (прообраз семьи Монтеки), причём с большим или меньшим успехом.
Им дважды пришлось покидать город, первый раз в 1207 году их политические противники (союзниками которых считают Даль Каппелло) одержали верх в жестокой борьбе двух группировок, но через несколько лет они вернулись, призванные правителем Вероны, партия, к которой они принадлежали привела к власти род Делла Скала.
Но в 1324 году они потеряли своё влияние и им пришлось уехать в Удину. Дом был продан знатной семье Ногарола, этому факту есть документальное подтверждение.
С тех пор здание меняло владельцев, но всегда находилось в частной собственности. Попытки властей города выкупить его и основать там музей на сегодняшний день остаются безуспешными.
Итак мы у Дома Ромео. Здание в готическом стиле выглядит слегка обветшалым, но внушительным. Фасад его украшен рядами разнокалиберных окон с симпатичными ставнями и неизменными цветами.
Слева от входа расположена лестница, ведущая на верхние этажи, где видны узкие окна в готическом и романском стилях. На улицу выходит балкон с ажурной металлической решеткой.
Наружная зубчатая стена защищала его владельцев от врагов. За ней имеется красивый дворик с арочной галереей.
На доме прикреплена доска с барельефом изображающим сцену из шекспировской трагедии, когда Ромео покидает Верону после смерти Тибальта.
Другая доска со словами из первого акта шекспировской пьесы.
В нем нет музея. Зато на первом этаже есть ресторан "Osteria Dal Duca", и, видимо, хозяева его не спешат использовать славу шекспировского героя для его раскрутки, но это, наверное, и к лучшему.
Фото из интернета
В Вероне есть ещё одно место напоминающее о трагической и красивой любовной истории — это Гробница Джульетты (Тоmba di Giulietta) в упраздненном монастыре Капуцинов на Via del Pontiere, 35
Согласно легенде, в монастыре Сан Франческо происходило тайное венчание Ромео и Джульетты, и здесь же они были похоронены. Считается, что это была семейная усыпальница Капулетти.
Фото из интернета
Гробница представляет из себя пустой саркофаг без крышки из красного мрамора. Точно не известно, кому на самом деле принадлежала могила, возможно она сохранилась с римской эпохи. Края у неё неровные, но это не из-за древнего происхождения. На протяжении нескольких столетий приходящие сюда люди старались отколоть кусочки саркофага, чтобы потом изготовить из них ювелирные украшения на память. В 1816 году лорд Байрон, отломил кусочек от саркофага, чтобы подарить его дочери. Жена Наполеона тоже не устояла – прибавила к своим драгоценностям сережки с камешками от саркофага Джульетты.
В начале 19 века она была официально определена, как место успокоения прекрасной Джульетты и стала местом паломничества, затем большую роль в этом сыграли съёмки фильма фильма по пьесе Шекспира. После этого место было обустроено должным образом.
Я здесь не была, после посещения Дома Джульетты, не хотелось снова очутиться в толпе поклонников влюблённых. Возможно зря.
Такой вот короткий, но интересный маршрут.