От Дома Джульетты до двух весьма интересных площадей Вероны совсем небольшое расстояние. Речь идёт о площади Трав и площади Синьории.Что ж, прогуляемся по уже знакомой улице Via Cappello в сторону первой из них.
Площадь Трав (Piazza delle Erbe) находится на территории, где в древнеримскую эпоху располагался форум. Здесь пересекались две основные дороги античной Вероны. На протяжении многих веков это место было центром политической и экономической жизни города.
Площадь имеет вытянутую форму. Здесь сосредоточены важнейшие исторические постройки Вероны. С северо-запада площадь завершена дворцом Маффеи. Дворец этот, стоящий на возвышенности, где находятся древнеримские руины, был построен в 15 веке, но в 1629 году кардинал М.Маффеи решил его расширить, пристроив третий этаж и роскошный барочный фасад. Имя архитектора, выполнявшего заказ, осталось неизвестным, но, вероятно, это был представитель римской школы. Работы по модификации дворца были завершены лишь в 1668 году.
На вершине фасада проходит балюстрада с мраморными статуями шести античных богов и героев: Геракла, Зевса, Венеры, Меркурия, Аполлона и Минервы. Все скульптуры были выполнены в 17 веке, кроме статуи Геракла, которая, как считается, имеет древнеримское происхождение.
Рядом с Дворцом Маффеи высится башня Гарделло. Известно, что башня эта была возведена еще до эпохи правления Скалигеров, но в 1363 году по приказу Кансиньорио делла Скала она была существенно перестроена. В 1421 году началось сооружение циферблата и часового механизма. Это были первые публичные механические часы в Вероне, с которыми сверял время весь город.
По длинным сторонам площади Трав идут дворцы и дома средневекового и ренессансного периода. На западе – группа домов под названием Борголетто и Купеческий дом.
Во времена средневековой коммуны Купеческий дом играл центральную роль в управлении городом, а во время правления Скалигеров был целиком отдан для нужд коммерции и мануфактуры. Здесь располагались ремесленные и торговые объединения. Сейчас дом занимает Народный Банк Вероны.
В 1210 году на месте нынешнего дворца был построен деревянный, и только в начале 14 века началось строительство кирпичного здания, которое предназначалось в первую очередь для торговцев шерстью. В течение веков дом подвергался различным модификациям, но в конце 19 века ему вернули первоначальный вид.
Купеческий дом построен в романском стиле и имеет сплошной фасад, выходящий на площадь и на улицу Via Pelicciai. Первый этаж обнесен галереей полихромных арок, поддерживаемых изящными каменными колоннами дорического ордера и мощными опорами.
На восточной стороне площади – Дом Маццанти. Это один из древнейших дворцов Вероны. Его стены украшены фресками. В ренессансную эпоху многие фасады в Вероне были так украшены, и традиция эта была здесь настолько сильна, что Верону даже называли "Urbs picta" ("Разукрашенный город"). Первоначально на стены домов наносилась краска лишь для того, чтобы защитить постройку от непогоды, но со временем роспись превратилась в важный декоративный элемент зданий. Известно, что в 13 веке верхняя часть дома использовалась Скалигерами как зернохранилище, а в нижней части были открыты торговые лавки. В 16 веке дом перешел к семье Маццанти. Именно в это время фасад получил свой нынешний облик.
На площади есть еще несколько интересных монументов. В центре стоит "Капитель" — готический мраморный балдахин, который служил трибуной для средневековых правителей Вероны. Здесь также выставлялись на всеобщее обозрение отрубленные головы преступников. Представляете подобную жуть?! А тогда это, возможно, развлекало население, ну и устрашало, разумеется.
Севернее "Капители" расположен фонтан "Богоматери Вероны", созданный в 1368 году с использованием древнеримской статуи, которая находилась на этом месте с 1 века нашей эры. Бассейн фонтана выполнен из мрамора итальянским скульптором Б. Кампионе. Говорят, голова этой статуи была утрачена, но рачительные веронцы восполнили данный пробел. Не пропадать же добру!
В южной части площади, ближе к Via Cappello, находится так называемая "древняя колонна". Это небольшая готическая колонка с эдикулой, установленная в 1401 году и содержащая герб миланской семьи Висконти, которая в то время правила Вероной.
Около дворца Маффеи обращает на себя внимание мраморная колонна святого Марка, возведенная в 1523 году в честь восстановления венецианского доминирования. На этой колонне установлен мраморный крылатый лев – символ Венецианской республики.
Площадь Трав буквально заполонена торговыми рядами, где в основном предлагается сувенирная продукция. Интереса особого она не вызывает, но поскольку жена просила меня купить какую-нибудь безделицу из муранского стекла, то я, поковырявшись в предлагаемом товаре, нашёл, наконец, небольшой браслет из искомого стекла. Муранское ли оно, приходится лишь поверить утверждавшему этот факт торговцу неитальянского происхождения.
Через узкий арочный проход перейдём теперь на соседнюю площадь Синьории (piazza dei Signori). Хотя две площади расположены рядом, тем не менее они абсолютно различны. Рыночная площадь Трав — жива, искрометна, гостеприимна. Площадь Синьории же отличает спокойствием, благородной элегантностью. Да и туристов здесь заметно меньше.
Проходя под аркой-делла-Коста (получила название из-за подвешенного в ней ребра кита), следует обратить внимание на фасад Domus Nova, выходящий на площадь Синьории. Он приобрел свой нынешний вид после реконструкций 1659 и 1731 гг.
В центре piazza dei Signori с 1865 г. стоит памятник Данте. Присоединившийся к "неправильной" политической партии и изгнанный вместе с ней из родной Флоренции, поэт жил у Скалигеров с 1303 до 1316 гг..
Дворец Коммуны был возведен в 12 в., хотя его фасады давно не средневековые. На площадь Синьории он обращен своим ренессансным фасадом. Во время венецианского доминирования во дворце располагалось городское правление, суды, тюрьма и различные учреждения, включая нотариальную коллегию со своей капеллой, которая и сейчас присутствует на северо-восточном углу здания.
Здание дворца имеет три этажа. В угловой башне колонны поддерживают полукруглые арки и здесь сохраняются фрагменты архитектуры 13 века, видимые в интерьерах дворца. По справедливости знаменит внутренний двор дворца, за которым закрепилось название "Старый рынок". Его украшают тройные окна и парадная мраморная лестница, пристроенная в середине 15 века. Это так называемая "Лестница Разума". Поднявшись по ней в здание дворца, можно посетить различные выставки, которые здесь постоянно организуются. В моём случае здесь экспонировались детские работы.
На противоположной стороне площади находится самое замечательное, с архитектурной точки зрения, сооружение — Лоджа-дель-Консильо (конец 15 века). Верхний этаж дворца, авторство которого приписывается веронскому архитектору Фра Джокондо, возносится на стройных аркадах и оканчивается карнизом, украшенным мраморными статуями Катулла, Плиния, Витрувия и Корнелия Непота (римский историк, уроженец Вероны). Тосканское изящество форм в сочетании с венецианской вычурностью делают Лоджу наиболее выдающимся зданием веронского ренессанса.
С востока Лоджа-дель-Консильо примыкает Палаццо-делла-Префеттура, который еще называют дворцом Губернатора или дворцом Кангранде. Его строили как дворец Скалигеров с 12 по 14 вв., но затем многократно переделывали. Ренессансный портал здания — работа М. Санмикели.
Через арку Volto della Trottura ("Свод пыток"), расположенную на противоположной от Арки-делла-Коста стороне площади и соединяющую piazza dei Signori с piazzaletto delle Arche (Пьяцалетто-делле-Арке), можно попасть к гробницам Скалигеров, о которых шла речь в предыдущей заметке.
Ещё одно примечательное сооружение площади Синьории — колокольня Торре-деи-Ламберти, однако о ней, думаю, стоит поговорить отдельно.