Пафосные названия в Италии не редкость. К примеру, пока князья, короли, графы и прочие правители именовали себя отнюдь не выразительно, правитель Флоренции Лоренцо из рода Медичи назвал себя Великолепным, а затем уже пытался соответствовать этому и поднимать город до соответствующего уровня. И если Лоренцо работал на репутацию Флоренции, то в случае другого итальянского города — Венеции — репутация работала на неё. Торжественное название Венеции — La Serenissima (светлейшая) — взято отнюдь не с потолка: город поражал, восхищал, прямо ослеплял как приезжих, так и своих же граждан. И если приезжие жили большую часть жизни без этого города и могли спокойно жить дальше, то местные, всю жизнь здесь прожившие, считали худшей пыткой не видеть больше красот своего города. С этом связано название одного из многочисленных мостов города — Моста Вздохов.
Он соединял резиденцию дожа (официальный титул правителя республики), где размещались также городские советы и суд, с городской тюрьмой. После приговора человек проходил по этому мосту, смотрел в последний раз на Светлейшую Венецию, которую мог уже никогда не увидеть, вздыхал, и отправлялся отбывать наказание.
А это то, что он мог увидеть с моста
Кстати, о мостах... Миф номер 1. В Венеции мостов больше, чем где бы то ни было.
Это не так. В Гамбурге, тоже изобилующим каналами, их больше.
Но мосты Венеции это мосты Венеции. Одни из них известны и носят собственные имена, как вышеупомянутый совсем короткий Мост Вздохов, или переброшенные через Гранд-Канал, внушительный и высокий Риальто...
...названный так по расположенному рядом рынку, или кажущийся тонкой ниткой мост Скальци (Босоногих из-за расположенной некогда церкви босоногих монахов), по которому вы неизбежно пройдёте по пути на или от вокзала Санта-Лючия...
Мост Скальци. Назван так, по официальной версии, по имени босоногих монахов. По другой версии, из-за большого числа бедноты рядом с ним
другие же мосты короткие и безвестные, перекинуты через крохотные каналы или даже от одного дома на воде к другому. И с этим связан ещё один миф о городе.
Миф номер 2. Венеция стоит на воде.
Это тоже не так. Город расположен в Венецианской лагуне Адриатического моря на 118 островах, больших и малых. Когда Римская империя доживала последние годы, здесь люди нашли убежище от орд варваров. Лагуна была изолирована, острова же представляли собой болотистые топи, строить на которых что-то выше одноэтажных халуп было невозможно. Когда разрозненные поселения начали объединяться, была разработана техника, по которой дома строились в Венеции всё последующее время: в болотистую почву вбивали деревянные сваи, представлявшие собою стволы дубов. В болотной, лишённой кислорода воде, дерево не гнило, потому проблем с этим не было. На полученном крепком основании уже можно было закладывать фундамент и строить дома.
Говоря о домах, нельзя не упомянуть один очень важный и нужный атрибут дома — канализацию.
Миф номер 3. В Венеции нет канализации.
Когда-то это, действительно, было правдой. Все нечистоты сливались прямо в каналы, а затем отлив делал чёрную работу, унося нечистоты в море. Прилив же заносил (условно) чистую воду. Понятно, что это хорошо только до первой эпидемии. С приходом понимания о причинах болезней, пришло и осознание, что канализацию здесь построить нереально. Выход нашли в том, что в домах появились резервуары-отстойники, которые затем опустошали специальные корабли.
Как видите, Венеция, как и люди, красивые и успешные, окружена мифами и легендами, красиво описывающими причины успеха. Но помимо мифов и легенд, Венеция состоит из противоречий и имеет много скелетов в шкафу.
Взять, к примеру, Дворец дожей, расположенный на прекрасной площади Сан-Марко. Он является местом наивысшей концентрации парадоксов этого города.
Венеция на протяжении всего своего существования была республикой. Дожа избирал Большой совет, который вместе с Сенатом ограничивали его власть. Лишь однажды дож Марино Фальер, 80-и лет от роду, захотел абсолютизировать всю власть. В 1355 году он с этой целью попытался совершить государственный переворот, но об этом стало известно, поэтому его и сподвижников схватили, а затем и казнили за измену. Это был первый и единственный случай, когда дож был обвинён в измене. В зале Большого совета, где по периметру стен под потолком были изображены портреты всех дожей, лик Марино Фальера был закрашен чёрной краской и "cancellato dalla memoria" — стёрт из памяти. Примечательно, что закрашенный дож оказался как раз напротив трона дожа, так что всем последователям его нельзя было не увидеть, как бы в назидание и с намёком "не шали".
С чем только не связывали его столь печальную судьбу. Вплоть до того, что в день, когда новоизбранный дож прибыл в город (а он был избран в момент его отсутствия в городе), из-за тумана он всадился с корабля на Пьяцетту (часть площади Сан-Марко от лагуны до колокольни Кампанелла) и прошёл между колоннами Святого Марка и Святого Теодориха, где, традиционно вешали преступников, а потому проход между ними считался плохой приметой. Эти колонны, которых изначально было три, в 1125 году Венеция получила как трофей в результате войны. Третья колонна сейчас лежит где-то на дне лагуны, так как при доставке её в Венецию что-то пошло не так.
Но несмотря на столь сильное неприятие авторитарности у своих правителей, не спешите провозглашать Венецию демократической республикой, которую безжалостно упразднил Наполеон. Дожем мог стать отнюдь не каждый, а только представитель богатой и знатной семьи, вроде тех, чьи представители заседали в Большом совете, и чьи интересы, в первую очередь, отстаивал дож. Разумеется, все были заинтересован в успехе Венеции, так как в этом случае богатые богатели, а бедным тоже удавалось подбирать упавшие с дерева успеха плоды. Поэтому любое подозрение на узурпацию власти и подрыв строя немедленно пресекались. Существовал Совет десяти, игравший роль тайной полиции, который и разоблачил заговор Марино Фальера, и который всячески поощрял доносы, помогающие раскрывать заговоры. К примеру, во Дворце дожей была специальная урна для доносов.
Донос не обязательно должен был быть на того, кто задумал свергнуть власть. Уклонение от налогов, махинации и казнокрадство тоже считались тяжкими преступлениями. Правда, было правило назвать себя, иначе донос не рассматривался. Почти всегда... Ну кроме всё же случаев непосредственной угроз власти. Чтобы пресечь коррупцию и прилипание, так сказать, к власти, в Совете десяти можно было заседать всего год, а потом были проверки на то, не совершил ли член совета что-то нехорошее. Складывается впечатление, что с таким рьяным отношением к преступникам у власти, Венеция заботилась о благополучии своих граждан.
Миф номер 4. Граждане Венеции обладали обширными правами и значительной свободой.
Здесь всё не так однозначно. Свобода нравов компенсировалась свободой правосудия. Свободой в плохом смысле. Здесь нельзя не упомянуть Казанову. Стоит сказать, что он детище Венеции. Казанова не возник вдруг сам по себе, его сотворила Венеция, её атмосфера, свобода и нравы. Создала и едва не погубила. Судите сами, в 18 веке в городе проживало около 120 000 человек, из которых 12 000 были куртизанки. На площади Сан-Марко расположено известное кафе "Флориан". Прямо над ним располагался самый известный (но не для всех) бордель. Попасть туда было сложно в виду секретности. Там было много тайных ходов, по которым можно было бы скрыться, секретных глазков, в которые наблюдали за теми, кто пожаловал в заведение. Казанова был там частым гостем. Но арестовали его без предъявления каких-либо обвинений и после пыток во Дворце дожей (я же говорил, что это было парадоксальное место), поместили в тюрьму, откуда Казанова всё же сбежал вместе с сокамерником. Дворец дожей был местом, где свободу от тюрьмы и внешнюю красоту от камер пыток отделяло не такое и большое расстояние, всего пара этажей. Камера Казановы, кстати, сохранилась и пользуется популярностью.
Но допустим, что Казанова это лишь частный случай, и мерить им одним всю систему правосудия не стоит. Тогда о нравах страны/города и степени личной свободы там можно судить по отношению к иностранцам и иноверцам. С первыми всё просто: есть деньги и соблюдаешь законы, — живи на здоровье. С иноверцами всё сложнее.
Миф номер 5. В Венеции создали гетто
Это, действительно, так. Но смысл в это слово тогда вкладывался слегка другой. Именно слегка. В Средние века евреев многие католические страны изгоняли со своей территории. Указ Папы Римского требовал изгнания евреев из Венеции. Но Совет десяти подошёл к этому вопросу практически: евреям позволили селиться в городе, но с жёсткими ограничениями. Для них выделялся отнюдь не респектабельный район недалеко от плавильни — Getto Nuovo — Новая плавильня. Для них существовал запрет на выход из гетто по ночам, кроме врачей. И выбор профессий, которыми они могли заниматься, так же был невелик: торговля, медицина, ростовщичество и ещё некоторые. Со временем требовали, чтобы евреи обозначали себя жёлтым цветом при выходе из гетто. Само гетто представляло собой невероятно перенаселённый район, где располагались венецианские "небоскрёбы" — дома по 6, 7, даже 8 этажей в попытке вместить на крохотной площади огромное население.
В целях экономии места не строились отдельные здания синагог. Их размещали прямо в зданиях. Самое интересное, что здесь не водят экскурсий, туристы тоже туда не заходят.
В общем и целом, Венеция, наделив правами одних, забрала их у других, и установила контроль над всеми. Хотя и сумела создать и сохранить стабильную политическую структуру на протяжении тысячи лет. Стабильная политическая система важный элемент для процветания. Важный, но не единственный важный. Успех достигался разными путями. В Средние века мир был меньше и проще, Великих географических открытий ещё не было, заклятых врагов тоже, поэтому Венеция избрала торговлю инструментом для достижения своего успеха. И география тому способствовала: Венеция контролировала морские пути, контролируя торговлю между католическими странами Западной Европы и Византийской империей в Восточном Средиземноморье. Ну а если ты пока слаб и хочешь торговать со всеми подряд, чтобы никто при этом не пытался тебя завоевать, надо уметь подлизаться ко всем. И Венеции это удалось. Доказательством того служит ещё одно примечательное здание на площади Сан-Марко — Собор Святого Марка, покровителя города.
Венеция была католической, но если взглянуть на собор Святого Марка, он куда больше напоминает православные храмы с куполами-луковками, чем готические соборы Западной Европы. В этом был тонкий дипломатический ход. Во времена Раннего Средневековья Византийская империя была богатой и могущественной, а вот Западная Европа после распада Римской империи, мягко говоря, загнивала. Через Византию в Венецию и далее по Европе распространялись товары из Средней Азии, Китая, Индии и Японии.
Желая снискать милость и получить привилегии у могущественной империи с другой верой, Собор был построен в Византийском стиле.
Лишь к 10-11-му векам Западная Европа тоже начала активно развиваться, появились богатые королевства, а также Священная Римская империя. В 1054 году окончательный раскол христианства привёл к обострению противоречий между Западом и Византией, что заставило Венецию ещё активнее упражняться в искусстве дипломатии. Но были внешние причины, поспособствовавшие успеху Венеции — Крестовые походы. Уже тогда они вызывали много вопросов, но, ослеплённые фанатизмом, многие не верили или отказывались верить, что это просто войны за земли и деньги. Как бы то ни было, но больше всего на походах заработала Венеция, а сильнее всего пострадала Византия, которая в 1204 году была повержена крестоносцами и венецианскими наёмниками, оказавшись расколотой. Почти полвека венецианцы контролировали Константинополь, а с ним торговлю Азии с Европой и Европы с христианскими королевствами на Святой Земле. Это был расцвет Венеции, полное отсутствие конкурентов. Венецианский дукат был долларом своего времени, международной валютой, которую принимали и обменивали везде. С устранением Византии (пусть и временным) Венеция стала сверхдержавой своего времени. С этого времени начал формироваться её облик. На площади Сан-Марко расположен две Прокурации — Старая и Новая.
И нет, это не резиденции прокуроров. Прокурации занимались управлением государственной недвижимостью, следили за её состоянием и т.д. Где на площади Сан-Марко находится упомянутое уже кафе "Флориан", куда многие путеводители рекомендуют зайти как в самое пафосное и дорогое место в городе, где все официанты в белых смокингах, ранее располагалась как раз Новая Прокурация. И успехи обеих прокураций по управлению и сохранению государственной собственности вполне очевидны, ведь когда в 1797 году Венеция перестала быть государством, потеряв, по сути всё, у неё оставался главный козырь — она сама. Сюда всегда стремились туристы, авантюристы всех мастей, искатели приключений на все части тела. Людей очаровывала и пленяла Венеция. Пленяла и разрушалась без столь необходимого внимания.
На площади Сан-Марко располагается Кампанелла — колокольня. Её судьба была печальной. Построенная ещё в 16 веке, она внезапно разрушилась в 1902 году. Ещё 10 лет её восстанавливали. Так что 99-метровая Кампанелла чуть ли не самое новое, что есть на площади Сан-Марко. На вершине колокольная площадка, где, подобно мостам, располагаются именные колокола. Колокола имели свои задачи: в один из них – Мараньона – звонили, когда наступало время идти на работу. Часов в то время не носили, а часы города располагались только на Сан-Марко.
Они появились там ещё в 15 веке. Тогда на Сан-Марко была сооружена часовая башня Оролоджо.
Они, кстати, несмотря на возраст, функциональнее многих современных часов: показывают и фазу Луны и знак Зодиака.
Увы, они не показали Венеции, что настало время её заката.
Это случилось не внезапно. Через полвека после захвата крестоносцами и Венецианскими наёмниками Константинополя, Византия возродилась, а Константинополь вновь стал её столицей. Но империи было уже никогда не возродить былое могущество. Насаждавшие турки-сельджуки положили ей конец в 1453 году, после чего стали непосредственно угрожать венецианским владениям на Балканах и её торговым путям в Средиземноморье. С турками договориться было куда труднее, чем с христианами, тем более турки жаждали завоеваний в Европе, страны которой намеревались этого не допустить. Венеция оказалась между молотом и наковальней: торговать было всё сложнее, а на оборону и войны тратить приходилось всё больше. С этого времени начался закат Венецианской республики.
Сотканная из противоречий, республика Святого Марка была центром торговли, искусства, военным, политическим и культурным центром Европы, лавировавшая между интересами крупных держав, манила и очаровывала, пленила и завораживала. Она стала архитектурным чудом. яркой звездой на тёмном небосводе средневековой Европы. При всём несовершенстве и противоречиях, её не зря называли "Светлейшая".