729 материалов по 149 объектам, 14 176 фотографий
- GPS
- Италия, Piazzetta S. Marco, 30100 Venezia VE, Италия
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_святого_Марка
Лев Святого Марка в богословии
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
Венеция. Крылатый лев на колонне Святого Марка
Британский историк Джон Норвич в книге «История Венецианской республики» говорит: «Память о светлейшей Венецианской республике наполняет гордостью каждый уголок города, где, нарисованный на холсте и дереве, вырезанный из мрамора и камня и отлитый в бронзе, вечный хранитель Венеции, крылатый лев святого Марка гордо и величественно указывает на слово Божье».
Венеция. Крылатый лев на венце главного (западного) фасада собора Святого Марка
Как крылатый лев стал геральдическим символом Венеции и почему его фигура представлена на гербе и флаге города? Для этого надо понять, а что вообще олицетворяет собой крылатый лев, и ответ на этот вопрос надо искать в христианском вероучении и богословии.
Первое упоминание крылатого льва в библейских текстах находится в Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля, который начал пророчествовать, находясь в вавилонском пленении. В 586 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил Первый Храм (Храм Соломона) и насильственно переселил в Вавилонское царство десятую часть населения Иудеи. С первым караваном пленных был уведен в Вавилонию 25-летний потомственный иудейский священник Иезекииль и его дом на чужбине стал местом собраний изгнанных иудеев: именно из таких домов-собраний в эпоху вавилонского плена и родились синагоги. К приходившим людям Иезекииль обращал свои пламенные проповеди и здесь у него было видение Божьего трона, охраняемого четырьмя крылатыми существами, у каждого из которых было четыре лица — человека, быка, орла и льва.
Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 1.
1 И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.
5 И из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;
6 И у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
10 Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
Это четырехликое существо теологи называют тетраморфом, а Иезекииль – херувимом, самым близким к Богу крылатым небесным существом, корни которого и выбор животных для которого пророк взял из вавилонской мифологии, где они символизировали четырех богов-планет:
бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер);
орел — бога ветра Нинурта (Сатурн);
человек — бога мудрости Набу (Меркурий);
лев — бога войны Нергала (Марс).
Таким образом, в пророчестве Иезекииля крылатый лев предстает не как отдельное существо, а всего лишь как ¼ часть апокалиптического существа – херувима.
Крылатый лев на картине Рафаэля Санти «Видение пророка Иезекииля». Палаццо Питти, Флоренция
Видение Иезекииля было адаптировано и упрощено в последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова», также известной как «Апокалипсис» и написанной в конце I века, в которой один из двенадцати апостолов и евангелист Иоанн в своем видении престола Всевышнего на небе узрел четырех странных существ, ставших символами апокалиптического конца света подобно четырем всадникам Апокалипсиса.
Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 4.
6 И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
В своем «Откровении» Иоанн Богослов, несомненно, отталкивался от видения ветхозаветного пророка Иезекииля, но у Иоанна произошло «расщепление» четырехликих херувимов-тетраморфов на четырех одноликих животных, одно из которых – крылатый лев.
Крылатый лев на парусе купола венецианского собора Святого Марка
В богословской литературе предложено несколько интерпретаций «четырех животных» из приведенных текстов Ветхого и Нового Заветов. Распространенным толкованием символики является следующее: лев олицетворяет мир диких животных, телец — мир прирученных домашних животных, орел — мир пернатых, ангел — царство людей. В каждой из этих миров они являются царями, тем самым их положение у основания трона Господня показывает его власть над всем миром. По другому объяснению, лев олицетворяет мужество и благородство, телец — крепость и силу, орел — быстроту и скорость, человек — мудрость и разум.
Один из великих учителей (отцов) Церкви папа римский Григорий I Великий в конце VI века рассматривал эти существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти — жертвенный бык, при воскресении — лев, при вознесении – орел.
В иудаистской символике «животные» отождествлялись с архангелами: лев с Михаилом, бык с Гавриилом, человек с Уриилом, орел с Рафаилом. Сохранились предания о том, что имена архангелов евреи принесли с собой в Иудею из вавилонского плена.
Народник Н.А. Морозов, приговоренный к бессрочной каторге и освобожденный из Шлиссельбургской крепости революцией 1917 года, как отрицающий религию революционер предложил астролого-астрономическую интерпретацию «четырех животных», понимая их как созвездия, олицетворяющие собой четыре времени года: созвездие Льва — всепожирающая осень, созвездие Тельца — питающее лето, созвездие Стрельца — убивающая зима, созвездие Пегаса — оживающая весна. Именно в эти созвездия входит солнце в начале соответствующего времени года.
Созвездие Льва на звездном глобусе. Музей истории военно-морского флота в Венеции
Окончательно в христианском учении библейские «животные» были истолкованы как символы четырех евангелистов и стали формой их традиционного символического изображения:
— Иоанн в образе орла;
— Лука в образе тельца;
— Матфей в образе ангела;
— Марк в образе льва.
- Адрес:
Piazzetta S. Marco, 30100 Venezia VE, Италия
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 24 мар, 19:24удалитьНародник Н.А. Морозов — главный авторитет российских "новых хронологов", а значит, и меня. Приятно увидеть ссылку на него в вашей, Виктор, заметке, хоть и по другому случаю. В Шлиссельбургской крепости он сочинял главный труд своей жизни, глядя в окошко камеры на звезды и изучая Альмагест с созвездиями, в том числе, Льва.
- 25 мар, 02:52удалитьКонечно же я знал отношение Морозова и Ваше, Сергей, к новой хронологии и не сомневался, что Вы обязательно оставите комментарий по этому поводу.
- 9 авг, 00:02удалитьПрекрасное погружение в венецианскую символику... И только теперь я понял, о чем поет БГ в своей любимой песне "Под небом голубым, есть город золотой..."
Про Венецию! )