Статья сия не будет полна пиетета к Венским музеям, а наоборот, возможно, кому-то сохранит до 30-40 евро на билетах в эти, так называемые, музеи. Так же хочется, чтобы от экранов мониторов были десантированы дети, старики, кормящие матери и те, кто всей душой болеет за современное искусство.
Не скажу, что я фанат современного искусства, наверное, не дорос ещё, но стараюсь терпеть и так или иначе себя к оному приобщать. Соответственно, морально я готовился перед поездкой, что предстоит нелегкий и тернистый путь по венским музеям изобразительного искусства, ведь Вена и славится кулинарией, дворцами и музеями (по большей части в самих дворцах).
Итак, начнём-с. MQ (или квартал музеев) – собрание в одном месте сразу трёх «великолепных» музеев-выставочных залов. Леопольд-музей, кунтс-халле и mumok (музей современного искусства). Цены на музеи отнюдь не копеечные, а в стоимость полноценного завтрака на один музей, благо студенческие скидки позволяют хоть немного да сбросить цену. Радостный и довольный я купил в первый и третий музеи входной билет и тут началось…
mumok. Товарищи, это полный П. Я всё понимаю, конечно, но чтобы так издеваться над сознанием посетителей – извольте. Выставка, как я понял, постоянная называется “and materials, and money and crisis”, посвящена она, как нетрудно догадаться…да кого я обманываю, ничему она не посвящена, просто дикий набор каких-то инсталляций, за которые надо заплатить 7 евро! Или кто-то хочет поспорить, что 1,5 экспоната на футбольное поле это концептуально, ново, прекрасно, побуждает задуматься над смыслом бытия??? Правда?
На входе выдаётся брошюра с описанием! всех экспонатов. Вы серьёзно? Чтобы понять каждый «арт»-объект ему нужно дополнительное описание на 1-2 страницы убористого текста на английском, да?! Я всегда полагал, что искусство существует для народа, что произведения искусства не требуют объяснений и/или пояснений, что любой мало-мальски образованный человек способен его понять, но нет, как оказалось, я сильно и глубоко заблуждался.
И так 3 этажа откровенного бреда… В трёх подземных этажах чуть получше, но также погано, например, видео, где полуголая девушка-автор, качаясь на канатах, рисует на стене свою траекторию. Наверное, я должен впасть в глубокие раздумья о Вселенной…
Можно долго рассуждать на тему, что современное искусство старается быть персонализировано, что каждый сам наполняет его смыслом, но давайте будем откровенны сами с собой: в большинстве произведений искусства смысла нет. Точка.
10-15-20-минутные видео, демонстрирующие просто дома, дышащее лицо, покрытое золотой фольгой, дома, на фоне которых раз в 5 минут пролетает птичка, игру на сломанном пианино…
Вот мне просто интересно, что будет, если сегодня уничтожить цивилизацию, точнее большую часть людей её населяющих, а потом через век другой оставшиеся люди найдут Вену с её музеями? Они подумают, что мир закономерно был уничтожен, потому что деградировал, а вот в 15, 16, 17 веках, когда ночной горшок, простите, далеко не у всех был, они примут за расцвет человечества, так что ли?!
Понимаю, художником, творцом, сегодня, когда красивый пейзаж можно запечатлеть за долю секунды с помощью фотоаппарата, когда есть фотошоп, быть очень сложно, но помилуйте, разве кучка гумна на столе это искусство?!
В 17 веке художники МОГЛИ нарисовать полотна с сотнями персонажей, каждого «одеть» в свой наряд с присущими только ему чертами лица, а нынче кружочек, две палочки и картина может продаваться на аукционе Сотбисс…
Ладно, оставим полный разочарований музей современного искусства и переместимся в музей Леопольда, там-то, наверное, картины чуть постарше, но единственное, что действительно заслуживает внимания – экспозиция Густава Глимта (отличные и зачастую необычные пейзажи, но портреты как будто левой ногой рисовал) и Оскара Кокошко (красочные виды городов и почти полное уныние в остальном). Да и то лишь отдельные работы действительно интересны с художественной точки – моей художественной – точки зрения.
Портрет Сони – просто чудесная картина, а потом автор пошёл в разнос…
Аналогичная ситуация в Бельведере, где в верхнем Бельведере отведён целый этаж под современное «искусство», а нижний Бельведер – ой, даже и говорить не стоит. Жалко всё это, жалко…
Хотя сам дворец, а точнее дворцовый комплекс с парком, фонтанами, антуражем комнат и росписям стен просто поражает воображения и туда определённо стоит сходить и увидеть всю роскошь эту своими глазами.
Вывод, да не будет вывода. Просто позволю себе прокомментировать про дегенеративных художников.
В Верхнем Бельведере висит огромное панно «Наполеон на перевале Сен-Бернар». Даже спустя 2 столетия – только вдумайтесь, 200 лет, да не каждый дом выстоит столько! – эта картина просто затягивает. Наполеон на коне зовёт за собой к новым победам, новым свершениям. Он молод, он решителен, под ним резвый конь, ну кто, скажите, кто в 1812 не пошёл бы за ним в Россию?! И это без какого-либо описания со стороны автора, без долгих и нудных пояснений, без каких-либо догадок и гаданий на кофейной гуще. Волевой образ – вперёд! А куда зовёт и ведёт нас современное искусство?
PS: Кстати, я долго думал после посещения музея, что все эти мысли где-то уже были, а потом наткнулся вот на это.