Скажу по секрету, что мы с Антоном давно относим себя к приверженцам необычной и странной архитектуры. Например, Гауди, как бы к нему общество не было строго в прошлом и в настоящем, я считаю просто гением. И Антон в этом мнении от меня далеко не ушел. Поэтому, будучи в Вене, мы не могли обойти стороной творения и другого гения - Фриденсрайха Хундертвассера. Эта фамилия, наверняка, знакома многим. Ибо даже туристам, которые путешествуют группами в автобусных турах, и которым частенько не хватает времени на доскональный осмотр всего, в Вене всегда показывают знаменитый разноцветный дом Хундертвассера с разнокалиберными окошками и специально вздыбленным тротуаром - словно сошедший со страниц сказок о гномах, даже несмотря на то, что дом жилой и многоэтажный.
На самом деле, творений Хундертвассера в Вене не одно, а, как минимум три, не считая тех, что запрятаны в Кунстхаусе - своеобразном музее, и тех, которые были созданы другими авторами в стиле Хундертвассера. Их все мы решили почтить визитом.
А начали с самого отдаленного от центра и отправились почти что на окраину Вены, где расположился... мусоросжигательный завод.
Его Хундертвассер реконструировал в 1989 году. И, наверное, никому не надо рассказывать, как мусоросжигательные заводы выглядят у нас: грязь, летающий повсюду мусор и вонь, от которой не избавиться никакими способами. В общем, ужас! В Вене же этот завод благополучно расположился прямо-таки у станции метро, за ним начинался жилой квартал, а рядом была проложена прогулочная пешеходно-велосипедная дорожка. И, разумеется, ни вони, ни грязи вокруг: здание и здание. Лишь снующие туда-сюда мусоровозы подтверждали то, что переработка мусора внутри идет полным ходом.
Пешеходная дорожка красиво и удачно шла полукругом как раз в непосредственной близости от завода, и мы, ступив на нее вместе с нашим Данилкой, который к этому времени, как ему и полагалось, спал сном младенца, осмотрели завод с лучших ракурсов.
Если честно, я не представляю, как бы, например, наши власти согласились на то, чтобы в нашей стране вдруг появилось подобное! Завод был больше похож на дворец персонажей из диснеевских мультиков. Его стены были ...в клеточку, при этом вдобавок украшены яркими разноцветными пятнами и кляксами, а вверх вздымалась огромная, местами позолоченная труба. Ну, честное слово, если бы в самой широкой и особенно золотой части этой трубы оказалось жилище какого-нибудь развеселого сказочного короля, я бы ни чуть не удивилась!
Рядом, так сказать, с производством расположилось заводское (котельное) офисное здание. Его Хундертвассер только слегка приукрасил: протянул сверху до низу красные, изогнутые, похожие на кровеносные сосуды линии и установил вдоль всего первого этажа разноцветные колонны, причем так, что все они получились разные, не повторяющие друг друга.
Сказать, что получилось оригинально - ничего не сказать! Получилось так, что при виде всего этого, просто челюсть выпадает от удивления и нереальности увиденного.
Ну, согласитесь, не мусорный завод, а корабль. :))
В принципе, именно в необычности и яркости - вся архитектурная концепция Хундертвассера. Он считал, что жить и работать в одинаковых зданиях-коробках нельзя - людям от этого плохо. И если каждый жилец имеет право высунуться из окна и раскрасить или как-то еще изменить стену вокруг него, то с производственными зданиями не все так просто. А потому он сам возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур, которые из унылой серости он превращал в сказочные терема. И мусоросжигательный завод в Вене - один из таких примеров. Хундертвассер в своих проектах любил использовать битую цветную плитку и придерживался идеи, что нигде не должно быть прямых линий и острых углов - только изогнутые линии и сглаженные, закругленные углы и поверхности близки человеческой природе, а потому придадут зданию уют и душевную теплоту. Стиль своих творений он называл "естественный", "экологичный" и "биоморфный".
С ним, конечно, можно согласиться, но, как показали время и опыт, далеко не всех удовлетворили идеи мастера. Если они прижились во всяких производственных и административных зданиях и сооружениях - например, мы в Вене осмотрели еще одну очень симпатичную пристань Хундертвассера, которую опять-таки украшали колонны из разноцветных шариков и трава на крыше арки, и смотрелась она весьма гармонично, привлекательно и необычно.
Так вот, если с нежилыми зданиями все в порядке, то с жилыми не совсем.
Я уже упоминала в начале этой заметки об известном доме Хундертвассера в центре Вены, куда водят всех туристов. Этот дом - жилой, и в нем живут обычные венские граждане.
Так вот, большинство из них очень хочет и ждет-не дождется момента, чтобы поменяться с кем-нибудь на квартирку в нормальном доме.
Причин этому две. Первая - то, что всех жителей дома уже вусмерть достали туристы и поклонники архитектуры Хундертвассера, которые постоянно с утра до ночи шастают под окнами, фотографируют дом, фотографируются на фоне дома и не дают им спокойного житья. Ведь многие туристы не только фотают все вокруг, но и норовят попасть внутрь дома, звонят в квартиры и требуют от хозяев пустить их посмотреть.
Согласитесь, если такое продолжается изо дня в день, из года в год, то от этого нельзя не устать. В общем, теперь на подъездной двери висит табличка с обращением к туристам с просьбой не беспокоить жильцов. Но даже не это самое главное. Я уже говорила, что Хундертвассер не воспринимал прямых линий и острых углов. Вторая причина в том, что внутри дом тоже не совсем такой, к каким мы привыкли - не зря в него так рвутся туристы! :)) Пол и стены там далеко не везде ровные. И если все время ходить по вздыбленному полу - это еще полбеды, хотя на таком же тротуаре во дворе я постоянно спотыкалась, то пристроить к кривым стенам прямую современную мебель оказалось для многих очень сложным занятием. Впрочем, насколько я знаю, стены в доме Хундертвассера кривые все ж таки не во всех квартирах.
В общем, любоваться архитектурой Хундертвассера, даже жить в его отеле или в его доме какое-то время, просто здорово. Но когда речь заходит о том, чтобы в них жить всегда, тут уж желающих находится немного.
Напротив дома стоит Деревня Хундертвассера, и мы ее тоже посетили.
В принципе, деревня для этого сооружения - название условное. Это довольно-таки не хилое по размерам двухэтажное здание, в центре которого находится небольшое кафе, по периметру - целая куча сувенирных магазинчиков, на втором этаже - картинная галерея современных художников, а в подвале - туалет, построенный в стиле Хундертвассера. Почему я пишу "в стиле"? Если честно, то мы так и не поняли: была ли деревня вместе с туалетом его авторским проектом, или же ее уже после построили другие, опираясь на его славу? В интернете на этот счет абсолютно противоречивая информация, а спросить на месте нам не удалось, ибо было банально не у кого. Не у продавцов же спрашивать...
Но суть в том, что в целом Деревня Хундертвассера выполнена в точности так же, как это делал великий гений: кривые полы, неровные стены, ни одного острого угла или прямой линии и мозаика повсюду. К туалету ведет лестница с закругленными ступенями и волнистыми стенами. В его холле - бассейн-фонтан, выложенный плиточной мозаикой. Внутри - малюсенькие зеркала в точно таких же обрамлениях, как окна мусоросжигательного завода. А в кабинках все сплошь отделано разноразмерной плиткой и снова кривые полы.
Но если с Деревней Хундертвассера не все понятно насчет ее авторства, то в Вене немало мест, которые оформлены в его стиле, но абсолютно точно другими людьми. Например, заметив, как на одной из улиц мы фотографируем "хундертвассеровские" колонны из шариков у какого-то гаража, проходивший мимо житель Вены посмеялся и спросил: "Вы, наверное, дом Хундертвассера ищите? Так вам туда!" - и махнул рукой в нужном направлении.
Нашли мы "подделки" и рядом с самой Деревней. Там в отдельном здании расположился еще один "Туалет Хундертвассера". Но, если за вход в подобное заведение в Деревне надо было платить 50 евроцентов, то посетить оное здесь предлагалось бесплатно. Причем, даже на русском языке. :))
Заканчивать знакомство с работами Хундертвассера мы отправились в Венский Кунстхаус. Внешне это здание вряд ли можно спутать с чем-то другим - фирменный стиль маэстро здесь повсюду.
Внутри много его картин, написанных в необычном, свойственном только ему стиле, с кучей изогнутых линий и с фантастическими сюжетами. О Хундертвассере ходит такая интересная байка: вроде как, он всегда носил носки разного цвета. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Глядя на его картины, почему-то мне вспомнилась как раз эта история. Картины у него такие же яркие, как и носки разного цвета. :)
Правда, в музее почему-то запретили фотосъемку, поэтому фотографий у меня очень мало.
Ну, а самое интересное, что здесь, на мой взгляд, мы увидели, - это макеты его проектов, причем многие из них реализованные, то есть существующие на самом деле. Например, мусоросжигательный завод в Вене или церковь святой Барбары в небольшой автрийском городке Бернбахе, которую он снабдил куполом-маковкой.
Но, пожалуй, самое удивительное впечатление производит макет города из идеальных домов. Идеальным домом Хундертвассер считал этакую нору, уютную и безопасную, которую сверху бы покрывала трава, но нору со множеством окон-глаз. Говорят, что в Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша по бокам переходит в холм. На ней растет трава, кою периодически приходят пощипать бараны. В Кунстхаусе же - целый город из таких домов. В нем есть река, сады, центральная площадь, фонтан посреди озера и дома-норы с многочисленными окошками. Не напоминает ли он вам деревню хоббитов из "Властелина колец"? :))
В Вене мы жили в отеле "Anatol", ужинали в Кунстхаусе в ресторане "Dunkelbunt".