1173 материалa по 347 объектам, 19 885 фотографий
- GPS
- Австрия, Hofburg — Michaelerkuppel, Wien
- 43-1-533 75 70
- www.hofburg-wien.at/
Хофбург: Копьё Всевластия, рог единорога и Грааль
Сейчас Хофбург представляет собой девятнадцать дворцов и несколько десятков других построек, столь же разных, как характер и амбициозность правителей. И как театр начинается с вешалки, дворец или замок — с ворот.
В начале 19-го века в Вене всё ещё были оборонительные стены. За сто с небольшим лет до этого, в конце 17-го века, Вене ещё угрожали турки, и стены были явной необходимостью. Но к началу 19-го века турки не представляли опасности, Вена и Хофбург развивались и расширялись, поэтому старые укрепления решено было снести. На месте снесённых стен возникла улица Рингштрассе, или просто Ринг. А место самого маленького бастиона городской стены заняли ворота, игравшие роль парадного входа в Хофбург. Сейчас эти ворота называются Воротами Героев — Хельдентор. Ворота обрели это название в 1933 году, когда их превратили в мемориал австрийским героям Первой мировой войны.
Пройдя через Ворота Героев со стороны Ринга попадаешь на Площадь Героев — Хельденплац. С неё открывается вид на самый молодой, так скажем, дворец в составе Хофбурга — на Новый Хофбург.
В девятнадцатом веке, как уже писалось, было решено снести городские укрепления. Вдоль новой Рингштрассе возводились монументальные здания, а в Хофбурге освобождённое пространство решили использовать для постройки нового крыла Хофбурга. Но возникли проблемы: национальные, военные и... Проще, наверное, написать с чем у многонациональной империи всё было хорошо. В итоге, денег на новое крыло не нашлось и часть освободившегося места стало использоваться для проведения парадов имперского размаха. Позже площадь стала именоваться Хельденплац — Площадь Героев.
На монументальных площадях просто обязаны быть величественные памятники. На Площади Героев конные статуи аж двух героев — кронпринца Карла, бившегося с Наполеоном, и великого полководца Евгения Савойского, проявившего свои талант в битвах с турками ещё в конце семнадцатого века.
Новый Хофбург был построен в 1девять1три году. Не являясь таким уж высоким, он кажется таковым, так как поднят слегка над площадью. А на фасаде статуи, символизирующие историю Австрии. Имперский характер чувствуется и в лоджии, по бокам которой сдвоенные колонн. Так и представляешь здесь императора, произносящего здесь речи перед верноподданными… Но увы. Первая мировая война отправила императора и его империю в музеи и учебники истории. Из людей с имперскими амбициями здесь выступал 15 марта 1938 года Адольф Гитлер, провозглашавший присоединение Австрии к Германии.
В самом здании располагается Национальная библиотека и музей папирусов. Посетители здесь редки, кстати, поэтому папирусный музей даёт возможность более-менее уединённо осмотреть потрясающие залы.
Если идти мимо Нового Хофбурга так, чтоб он оставался по правую руку, можно и нужно) попасть во внутренний дворик, который называют просто In der burg, т.е. "в крепости". В этом дворике можно чувствовать себя как в питерских домах-колодцах, но окружающие его здания невысокие. В этом дворике примечательны два объекта. Первый — памятник императору Францу Первому. У его подножия скульптур, которые символизируют мир, справедливость, силу и веру.
А с другого конца дворика можно увидеть ворота в Швейцарский дворик, стиль которых называют стилем эпохи Возрождения.
Собственно Швейцарским дворик стал назваться из-за швейцарских гвардейцев, которые здесь проживали. А через него можно попасть в Сокровищницу Хофбурга. Для любителей истории здесь как в пещере Аладдина.
Когда в десятом веке император Оттон Первый был коронован как император Священной Римской империи, это государство позиционировало себя как олицетворение всего лучшего, что было в Римской империи — силы, власти, стабильности и императора, которому поклонялись как полубогу. Империя, однако, не было единой. Входившие в её состав государства были достаточно самостоятельны. Среди мелких княжеств были и два крупных игрока — Австрия, чья правящая династия Габсбургов, помимо собственно австрийского трона, владела ещё и имперским, и Пруссия, которая всё больше сторонилась империи и её интересов, строя свою собственную. В начале 19 века наполеоновские войска положили конец Священной Римской империи. Последним, чисто формальным, гвоздём в крышку её гроба стало отречение последнего императора Франца II из династии Габсбургов в 1806 году. Двумя годами ранее этот же император, но уже с титулом Франц Первый провозглашён императором Австрийской империи. И так как Габсбурги правили империей много веков и стали непосредственными участниками её ликвидации, именно в Австрии, в Сокровищнице Хофбурга, хранятся многие исторические реликвии той империи.
В частности, один из самых ценных экспонатов это расшитая золотом мантия того самого Франца Первого, в которой он присутствовал в 1830 году на коронации своего сына, ставшего королём Венгрии, которая формально была отдельным королевством, но под австрийским контролем, до превращения Австрийской империи в двойную монархию Австро-Венгрию.
Мантия Франца Первого, последнего императора Священной Римской империи и первого императора провозглашённой Австрийской империи.
Мантий в Сокровищнице видимо-невидимо.
У одного императора их могло быть несколько, что оправдывалось тем, что на коронации императора священной римской империи должна быть одна мантия, на коронации в своей родной империи Габсбургов другая. Страсть тамошних правителей к роскошным одеяниям можно сравнить только с брежневской страстью к орденам и медалям, поэтому удивительно, что Священная Римская империя протянула так долго. Ведь мантия это ещё полдела, должна быть ещё и корона... да на каждую коронацию своя.
Гораздо больший интерес, чем траты королей, представляют несколько экспонатов в одной витрине. О каждом из них можно написать книги и снимать фильм в разных жанрах, от научно-популярного до фантастического.
В центре расположен крест-реликварий, возраст которого превышает возраст многих европейских городов. Он равносторонний, не похожий на традиционные католические крест, так как создавался в 1024-1025 годах, когда ещё не произошёл раскол на католическую и православную церкви. Крест является реликварием, т.е. хранилищем реликвий. В его нижней части, в ящичках хранятся три частиц Животворящего Креста, а в поперечине легендарное Святое Копьё (на фото слева от креста).
По легенде, это копьё Гая Кассия Лонгина, римского центуриона, проткнувшего им тело Христа, когда тот был распят на кресте. Во время казни Лонгин уверовал в Христа, стал христианином, а позже был канонизирован как святой. Это одна из важнейших реликвий христианства.
Но есть и другая версия, более реальная и согласующаяся с результатами исследований самого копья и его составных частей. Согласно этой версии, копьё в руках Оттона Первого, основателя Священной Римской империи, послужило в битве с венграми в 955 году в день памяти святого Лонгина. И так оно получило своё название. Затем передавалось по линии императоров и так перешло к Габсбургам. В Средние века это копьё назвали Копьём Судьбы. Считалось, что если это копьё попадёт в нужные руки, владеющий им сможет править миром. Нацисты, кстати, были падки на всякие реликвии, сулящие силу и победу в войнах. Сам Гитлер жаждал им обладать. К счастью, копьё подвело. Его спрятали в колодце Нюрнберга, затем нашли американцы и вернули Австрии в 1946 году.
Если это не впечатлит искушённого мифами туриста, это может сделать рог единогора.
И это не рог, а бивень нарвала. Уж не знаю, кто втюхал Габсбургам бивень как рог единорога, но он обладал потрясающим даром торговца. Бедному единорогу было бы сложно с таким орудием на голове жить. Всё связанное с единорогом считалось в Средние века если не целебным, так оберегающим от всех злых сил. Волнующиеся за себя монархи потому и приняли желаемое за действительное.
Так же с принятием желаемого за действительное связано название ещё одного экспоната — Чаша Грааля. После разграбления Константинополя крестоносцами правители Священной Римской империи получили 58-сантиметровую чашу, в которую будто налит агат.
Сложно представить, чтоб из этой чаши на тайной вечере пил Христос. Хотя по утверждениям, при осмотре чаши под углом можно увидеть XRST. Но ничего не мешало нанести эту надпись человеческим способом, а не божественным.
Есть более мирные и не такие легендарные экспонат. Когда Наполеон провозгласил себя императором, он начал мечтать о династии. И породниться он решил с династией, много лет правившей Священной Римской империей — Габсбургами. В Сокровищнице представлена колыбель сына Наполеона. В ней он не спал, это был просто статусный подарок богатых родственников.
Истории, реликвии, мифы, легенды... За почти тысячу лет существования империи со всех концов света в Вену были свезен ценности со всего мира. Причём, как настоящие, так и те, чья единственная ценность заключается в том, что они принадлежали Габсбургам. Но так или иначе, это нисколько не уменьшает важность всех экспонатов для истории и культур человечества. Сокровищница полностью оправдывает своё название, поражает и восхищает.
- Адрес:
Hofburg — Michaelerkuppel, Wien
- Телефон:
43-1-533 75 70
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Вена