1173 материалa по 347 объектам, 19 885 фотографий
- GPS
- Австрия, Österreich, Mozartpl., 1040 Wien, Австрия
Фонтан Волшебная флейта или Страсти по Моцарту
Фонтан очень отличается от других грандиозных фонтанов Вены: он скромен, если так можно сказать, лиричен и очаровательно прост. Прелестные бронзовые фигуры Тамино и Памины — главных персонажей оперы, создал скульптор Карл Воллек. Их нежный, тонкий, слегка изогнутый силуэт не оставляет сомнений в том, что перед нами — восхитительное произведение Венского сецессиона.
Интересно, что возникновение фонтана неразрывно связано с одним из символов Вены — хорошо всем известным памятником Моцарта в Бурггартене, сооружённым в 1896 г.
Два памятника, установленные с разницей всего в девять лет, а какие разные! Кажется, что межу ними — столетия. Моцарт в Бурггартене — барокко, роскошное барокко XVIII века, а скульптуры на Моцартплатц с их обтекаемыми линиями — это даже не XIX, а XX век! — прообраз статуэток ар-деко. Ну, чем не Тыртовская эстетика?.
Слегка приподнимаю завесу истории и обнаруживаю, что — да! — действительно, между ними не просто почти весь XIX век, между ними — эпохи. Ведь Комитет по сооружению памятника был создан ещё в 1815 г., в том самом, в котором состоялся Венский конгресс, знаменитый "танцующий" конгресс.
Танцевали все! И не только люди, но и ... лошади! Никогда, ни до, ни после Вена не видела съезда столь блестящего общества. Непрерывные балы, маскарады, концерты месяцы напролет. Несколько дипломатов в тихих кабинетах решали судьбы Европы, а остальные 100 тысяч гостей — танцевали. Говорят, Александр I как-то заметил, что протанцевал 40 ночей подряд!
И всем этим музыкальным действом, естественно, руководил не кто иной, как Антонио Сальери — венский придворный капельмейстер. Теперь уже никто точно не скажет, у кого первого возникла мысль о памятнике Моцарту, но вполне возможно, что именно у Сальери. Итак, среди всего этого галопа учреждён Комитет по созданию памятника Моцарту. И началось....:-)
Бесконечные обсуждения и споры, конфликты и личные обиды членов комитета продлились 80 лет! Радикально изменились вкусы и не только музыкальные: грубо говоря, от галантного менуэта до — чувственного танго. Изменился стиль жизни. От элегически грустного Бидермайера, с его крошечными тончайшими чашечками венского фарфора для шоколада, гофрированными веерами и вышивочками на изящных столиках — к стилю Макарта, с тяжёлыми плюшевыми занавесами, искусственными цветами и массивной, резной мебелью а ля ренессанс.
Изменился мир и сама Вена. Уже снесено кольцо укреплений вокруг центра города и на их месте возводится одна из самых шикарных улиц Европы — Ринг, который станет новым лицом Вены. А воз не трогался с места — памятника Моцарту всё нет :-)
В кабачках уже не пели песни Бетховена и Шуберта, а везде правили бал вальсы Штраусов. Танцевальных залов в Вене, стало больше, чем булочных, а фабрик по производству фортепиано в середине века было аж 65!
Изменялось всё. Неизменными оставались только темы разговоров. В гостиных, кофейнях, на придворных и "колбасных балах" (тех, где вместо шампанского пили пиво) говорили только о двух вещах: о лошадях и о музыке. О политике говорить было не принято, тем более обсуждать императорскую чету. По закону — не запрещено, но венцам это просто неинтересно.
А о Сиси вообще вспоминали только тогда, когда она в очередной раз ставила императора Франца Иосифа в неловкое положение: на официальных приёмах, по протоколу, императрица должна была стоять рядом с ним, но... она, как всегда, была где-то далеко. Сиси не любила музыку, а венцы не вспоминали о ней. Всё изменила ее трагическая смерть и она стала любимицей нации, но это будет потом, а пока... Пока у Вены есть дела поважнее! :-)))
Например, строительство Оперы. Это в других странах — Ла Скала или Мариинка, Большой или Земпер-опера, а в Вене — просто Опера — с большой буквы, символ Вены и предмет ее непреходящей гордости. Каждый венец считает Оперу своим личным достоянием и каждого венца касается всё, что там происходит.
Но при такой любви к музыке, они могли быть и жестоки. Сейчас просто не верится, что венцы могли так сильно критиковать проект Оперы, что отчаявшийся архитектор интерьера Эдуард ван дер Нюлль не вынес нападок и покончил с собой. А архитектор, создавший общий план здания — Август фон Зикардсбург, скончался через два месяца от инфаркта.
А в это время на памятник Моцарту же собрана колоссальная сумма в 100 тыс. гульденов, но в товарищах венцах всё нет согласья и дело не идёт на лад. То не могут определиться с местом, где установить памятник, то с самим образом композитора.
Даже конкурс эскизов пришлось проводить дважды. Выбранный профессиональным жюри проект Эдмунда Хелльмера был отвергнут Комитетом и выбран эскиз Виктора Тильгнера, который сам же был главой этого Комитета, что вызвало очередной скандал.
И вдруг, через полвека после начала всех этих споров, в 1866 г. в Вене организовывается новый Комитет по установке нового памятника Моцарту. Молодому поколению венцев надоели эти бесконечные склоки и они решили, что им удастся осуществить свои намерения в короткий срок. Но и здесь не всё оказалось просто.
Подстёгиваемый конкурирующей фирмой старый Комитет взялся за ум и, наконец, памятник Моцарту был торжественно открыт в 1896 г. в присутствии императора Франца Иосифа на Альбрехтплатц (сейчас Альбертинаплатц). Скульптор В.Тильгнер не увидел своего триумфа — он умер за пять дней до открытия памятника. В Бурггартен, на свое нынешнее место памятник перенесли уже после Второй мировой войны.
Новому Комитету понадобилось тоже достаточно много времени для установки Фонтана Моцарта или Фонтана Волшебной флейты.Только в 1905 г. удалось осуществить задуманное. Авторами победившего на конкурсе проекта стали архитектор Отто Шёнталь и скульптор Карл Воллек.
Наверное, только в Вене мог появиться такой памятник-фонтан — романтическая фантазия скульптора, так соответствующая прозрачной музыке Волшебной флейты. Это Венский феномен — памятник даже не композитору и не певцу, а опере. Одной из знаменитейших и наиболее часто исполняемых на сценах мира, включённой в Золотую пластинку "Вояджера", который унёс во Вселенную послание к другим цивилизациям, где из всей классической западно-европейской музыки представлены произведения только четырех композиторов и Моцартовская Волшебная флейта среди них.
- Адрес:
Mozartplatz im 4. Wiener Gemeindebezirk Wieden
Дешёвый ✈️ по направлению Вена
- 14 ноя 2017, 19:07удалитьЛариса, как же интересно!
Всего один век, а как же все изменилось! Изменения века XX даже более глобальные, но менее заметны, ведь мы при них жили и не особо замечали:))
А восторгов вокруг Сиси я искренне не понимаю. Ну чем она берет? Неужели только романтическим обликом и этими дорогущими кондитерскими фиалками, купить которые меня задушила жаба?:))))))
А памятник опере волшебный, как сама флейта! - 14 ноя 2017, 19:29удалитьОчень интересная, в хорошем смысле "бульварная" история.))
Я не очень задумывалась, любили ли венцы свою кайзершу, но то, что ей на балах и праздниках было неуютно из-за анорексии, охотно верю, хотя об этом в "приличном" обществе не говорят. ни тогда ни сейчас. - 14 ноя 2017, 19:38удалитьКонечно, в каком-то смысле ей можно посочувствовать:-) — в том, что она, наверное, при всем материальном богатстве, была многим обделена, например, не любила музыку, не любила вкусно поесть, в общем, не имела вкуса к жизни:-)) Это ее маниакальное сидение на диете, действительно, наверно привело к анорексии, хотя, по портретам этого не видно.
- 14 ноя 2017, 19:31удалитьОй, как приятно! Спасибо, Лена!
О Сиси вроде уже всё сказано, опубликован ее дневник, где она записывала, как по три раза в день талию себе измеряла :-)), а ведь могла бы быть собеседницей королей! или хотя бы могла воспоминания о времени, о Вене, об императоре, о Рудольфе оставить, но нет! Казалось бы, миф о ней должен был быть развенчан, но такая трагическая смерть! Ведь в Вене никогда не было покушений на Габсбургов — они всегда без охраны передвигались по городу, а тут — убийство! Для венцев это было что-то противоестественное, шок — поднять руку на женщину! Думаю, наверное, только поэтому к ней такая безмерная любовь. - 15 ноя 2017, 03:25удалитьДля венцев это было что-то противоестественное, шок — поднять руку на женщину!, наверное, только поэтому к ней такая безмерная любовь.
Подпишусь под каждым словом - 14 ноя 2017, 19:46удалитьПо-моему Венская Опера это какая-то отдельная сказка, живущая в сказке по имени Вена. Мы с друзьями иногда просто летаем в нее на один вечер, и это далеко не самые скучные вечера в моей жизни :)
Правда последняя "Хованщина" меня чуть не убила. Все-таки 5 часов это перебор! :) - 15 ноя 2017, 16:20удалитьНа вечер в Вену — круто! :-)) Я, честно говоря, была в ней только один раз и то — 11 лет назад:-(( Слушали Ромео и Джульетту в современной постановке — Ромео на мотоцикле ездил, Джульетта вся такая в мини:-), но акустика -изумительная, голоса замечательные!
Сочувствую с Хованщиной :-)) Но в Вене слушать Хованщину — это не моветон? :-))) По-моему, Хованщину надо в Москве смотреть :-))) - 15 ноя 2017, 17:09удалитьВот про смотреть вы совершенно правы. Декорации там потрясающие были. А слушать 5 часов — везде тяжело
- 15 ноя 2017, 17:36удалить
Larysa27написала 15 ноября в 16:20
На вечер в Вену — круто! :-)) Я, честно говоря, была в ней только один раз и то — 11 лет назад:-(( Слушали Ромео и Джульетту в современной постановке — Ромео на мотоцикле ездил, Джульетта вся такая в мини:-), но акустика -изумительная, голоса замечательные!
Сочувствую с Хованщиной :-)) Но в Вене слушать Хованщину — это не моветон? :-))) По-моему, Хованщину надо в Москве смотреть :-)))
У нас немного необычная страна :))))) "Большой" с недавних пор превратился в то место, куда условный владелец заводика по производству бычков в томате приглашает своего спонсора для закрепления сделки. На опере или балете они дружно спят, потому что после этого им еще ехать в сауну, но это маст и отказываться от него как раз и является моветоном :))).
А я не люблю бычков и уже давно не подписываю договора :)))) Мне там не дышится! - 15 ноя 2017, 18:05удалитьОй, Аркаша, для меня это слишком сложно :-(( хотя бычки в томате тоже не люблю :-)
Я вот, что сейчас посмотрела, — оказывается, Игорь Стравинский и Морис Равель сделали свою версию Хованщины, подготовив оперу к исполнению на международной сцене. Премьера успешно прошла в Париже ещё в 1913 г. Так что опыт у европейского зрителя по части Хованщины есть :-)
И интересно, если бы памятник Хованщине ставили, как бы он выглядел? и где бы установили? :-) - 15 ноя 2017, 18:41удалить
Larysa27написала 15 ноября в 18:05
Ой, Аркаша, для меня это слишком сложно :-(( хотя бычки в томате тоже не люблю :-)
Я вот, что сейчас посмотрела, — оказывается, Игорь Стравинский и Морис Равель сделали свою версию Хованщины, подготовив оперу к исполнению на международной сцене. Премьера успешно прошла в Париже ещё в 1913 г. Так что опыт у европейского зрителя по части Хованщины есть :-)
И интересно, если бы памятник Хованщине ставили, как бы он выглядел? и где бы установили? :-)
Ух! Ничего себе вопросик :)))) Я, пожалуй, пас :))) - 15 ноя 2017, 00:40удалитьЛариса, Моцарт — мой любимейший композитор!
Позволю себе процитировать слова автора M. Devenport из моей любимой книги"Моцарт":
"Не существует такой музыкальной формы, которую бы он не освоил с успехом, и также не осталось музыкального инструмента, репертуар которого он не обогатил. В этом он был абсолютно исключительным."
Моя любимая опера — Don Giovanni. Целых двесте лет, вместе с другой оперой Моцарта — Figaro, т.е. дольше, чем любая другая опера, они содержатся в репертуаре знаменитых оперных сцен. Don Giovanni и Figaro — бессмертные произведения. А Моцарт — гений, пришедший к нам с небес. - 15 ноя 2017, 16:33удалитьДа, конечно, Моцарт — изумительный композитор! Наверное, каждый найдёт у него что-то по-душе. У меня постоянно фоном звучат его произведения. А любимая — Флейта! Особенно люблю мультик, но не тот, что просто мультик с его музыкой, а мультик-опеуа — прелесть! Там и образы персонажей, по-моему, в стиле Тыртова. А Дон Жуан для меня слишком тяжёл:-(( Вот Свадьба Фигаро мне гораздо ближе :-))
Поразительно, но при жизни Моцарта никто не воспринимал его серьёзным оперным композитором и предположить не могли, что именно он будет бессмертным гением. Вокруг было столько композиторов, намного превосходящих его в популярности, написавших по 40 — 100 опер! Время расставило всех по местам. - 15 ноя 2017, 00:41удалить"Все проходяще, а музыка — вечна" . Приходят и уходят цари, политики, целые режимы, а Моцарт в своем великолепии — остается.
- 15 ноя 2017, 16:39удалитьДа! Такая, как у Моцарта — вечна! Вот, как раз только написала Татьяне, что, к сожалению, Моцарта не всегда так высоко ценили, как сейчас. Сейчас — он классик, признанный гений. Как жаль, что при жизни он не имел такой славы!
- 15 ноя 2017, 00:45удалитьА Сисси была, прежде всего, глубоко несчастной. Замуж выдали в 15 лет, лишили девочку свободы, заковали во дворце в золотой клетке, потом распри со свекровью, которая отняла у нее новорожденную дочь, тут появилась огромная психическая травма, всю жизнь прожила с нелюбимым мужчиной, сын погиб. Представьте себе такую жизнь. У нее была единственная отдушина — самая младшая дочь, а настоящего, любимого партнера так и не было всю жизнь. А душа у нее была нежная и хрупкая, совсем из другой эпохи.
- 15 ноя 2017, 17:07удалитьА Сисси была, прежде всего, глубоко несчастной. Замуж выдали в 15 лет, лишили девочку свободы, заковали во дворце в золотой клетке, потом распри со свекровью, которая отняла у нее новорожденную дочь, тут появилась огромная психическая травма
На мой взгляд, Сиси была прежде всего эгоистична, а затем уже несчастна. Не хочется развенчивать ее романтический ореол, но придётся:-) Мое отношение к ней в течение жизни сменилось от благоговейного к возмущенно-негативному.
Начала она с того, что отбила жениха Франца Иосифа у своей сестры Елены, которая от этого очень страдала. И вышла замуж по любви, но не в 15 лет, а на 17 году жизни. Ни о какой клетке речь не может идти, потому что она всегда делала то, что хотела, а не то, что была обязана делать. Да! ее положение, в первую очередь подразумевало обязанности императрицы, но ей это было не под силу. Она с удовольствием пользовалась выгодами своего положения, а исполнять роль, предназначенную ей не желала — это ведь очень тяжело быть императрицей. Да, она страдала! Но никак не хотела учиться находить общий язык со свекровью, с мужем, с учителями — образования ей, наверное, не хватало. Ей проще было все бросать и уезжать. И ни императрицей, ни женой, ни матерью она так по-настоящему и не стала.
Не буду касаться ее нестабильной психики и недомоганий — это уж совсем медицинская сфера, но первая истерика у нее была ещё перед свадьбой... - 15 ноя 2017, 22:26удалить
Larysa27написала 15 ноября в 15:07
//А Сисси была, прежде всего, глубоко несчастной. Замуж выдали в 15 лет, лишили девочку свободы, заковали во дворце в золотой клетке, потом распри со свекровью, которая отняла у нее новорожденную дочь, тут появилась огромная психическая травма//
На мой взгляд, Сиси была прежде всего эгоистична, а затем уже несчастна. Не хочется развенчивать ее романтический ореол, но придётся:-) Мое отношение к ней в течение жизни сменилось от благоговейного к возмущенно-негативному.
Начала она с того, что отбила жениха Франца Иосифа у своей сестры Елены, которая от этого очень страдала. И вышла замуж по любви, но не в 15 лет, а на 17 году жизни. Ни о какой клетке речь не может идти, потому что она всегда делала то, что хотела, а не то, что была обязана делать. Да! ее положение, в первую очередь подразумевало обязанности императрицы, но ей это было не под силу. Она с удовольствием пользовалась выгодами своего положения, а исполнять роль, предназначенную ей не желала — это ведь очень тяжело быть императрицей. Да, она страдала! Но никак не хотела учиться находить общий язык со свекровью, с мужем, с учителями — образования ей, наверное, не хватало. Ей проще было все бросать и уезжать. И ни императрицей, ни женой, ни матерью она так по-настоящему и не стала.
Не буду касаться ее нестабильной психики и недомоганий — это уж совсем медицинская сфера, но первая истерика у нее была ещё перед свадьбой...
Лариса, совершенно с вами согласна. Романтическая история Сисси — полная выдумка, пиар. Хотелось людям сказочную героиню- пожалуйста. Теперь, конечно, точно не скажешь, какой она была.Но по многим сохранившимся материалам можно сделать вывод, что это была далеко не такая уж белая и пушистая. - 16 ноя 2017, 15:52удалитьНе всем дано быть сильными:-(( Она, видимо, не была готова к тому высокому положению, на которое судьба ее вознесла. Не понимала, грандиозности, масштабности гос. дел, не понимала, что ее жизнь уже не принадлежит ей лично, а принадлежит империи. Публичность — обязанность королей. Не все могут вынести такую ответственность — ей, явно, такая роль была не по силам. Ее, на мой взгляд, можно жалеть, любить, умиляться, но не восхищаться. Хотя, в их личной жизни мне гораздо больше жаль Франца Иосифа — человека с невероятным чувством долга, но.. не имевшего надёжного тыла в семье.
- 15 ноя 2017, 08:06удалитьЛариса, потрясающая история!
А памятник-фонтан настолько нежен и совершенен! Я все рассматривала, рассматривала фотографии с ним! Не оторваться! - 15 ноя 2017, 17:15удалитьСпасибо, Лена! Памятник-фонтан — просто прелестен! и необычен, и очень-очень нежен И, как ты прекрасно написала, — совершенен!
- 20 ноя 2017, 22:43удалитьА я даже и не знал об этом фонтане, и на глаза мне он не попался. Упущение.
- 21 ноя 2017, 15:25удалитьИ никто не знает! :-)) Он находится за пределами Ринга и информации о нём ни в нете, ни в путеводителях практически нет :-( — я поэтому и материал этот сделала. Но странно, в гугле его не могу найти — ни текста, ни фото, а я их специально подписывала :-(((
- 22 ноя 2017, 16:40удалитьСпасибо! Немецкой Вики я и пользовалась:-)
- 22 ноя 2017, 17:06удалитьесли инфы мало, то заметку можно на конкурс "НЛО" сдать
- 22 ноя 2017, 23:45удалитьИра, еле дошло, что такое НЛО :-) Хорошо, что Николай объяснил, а то я уже забеспокоилась, хотела Вам в личку писать :-))))
- 22 ноя 2017, 21:31удалитьКак из одного казалось бы памятника может родиться целая история. Лариса, так как материал после 01 ноября подан, подавайте его на идущий сейчас конкурс — конкурс 3: Неизвестный литературный объект. А ведь я помню этот памятник Моцарту!
- 22 ноя 2017, 23:42удалитьТак он же не литературный, а музыкальный!
- 23 ноя 2017, 00:11удалить"Литературный" — означает неизвестный в литературе. А так он может быть каким угодно
- 23 ноя 2017, 17:38удалитьПонятно!
- 17 дек 2017, 23:43удалитьФонтан Моцарта я, конечно, видел, а вот фонтан Волшебная флейта как-то упустил... Спасибо, Лариса, что показали и рассказали о нем. Учту, если вновь доведется побывать в Вене!
- 18 дек 2017, 18:05удалитьОчень трогательный, лиричный фонтан и недалеко от Ринга — думаю, Вам, Сергей, он понравится.