Соляные копи в Величке — готовившись к поездке очень много о них прочла, все советовали в них побывать, но меня все равно точил червь сомнения. А зачем нам это нужно? Мы в Кракове всего один день и столько всего хочется увидеть, а туда ехать, тратить время да и пускают вниз в копи только с экскурсоводом и длится это наверняка часа полтора. В общем решили спросить Michala, раз уж он местный то точно посоветует стоит или нет. Ответ был однозначным — в соляных копях Велички обязательно нужно побывать, так как такое вы вряд ли еще где-то увидете. Значит едем в Величку.
Стоимость посещения всегда можно выяснить на сайте kopalnia.pl . В апреле 2013 года цены были следующие:
взрослые 52zl / 73zl (везде дальше и тут через слеш написаны цены для экскурсии на польском языке и на иностранном)
дискаунт 38zl / 58zl (скидки действуют для учеников и студентов до 26 лет при предъявлении ученического / студенческого билета)
семья 142zl / 204zl (очень популярный в Европе вид скидки, стоимость указывается для семьи обычно это два взрослых и два ребенка, даже если у вас один ребенок это все равно выгодно)
Если вы хотите фотографировать или снимать видео, то стоит отдельно оплатить 10zl вам выдадут наклейку с разрешением.
Выехав из Кракова через полчаса, а по спидометру 13 км. прибыли в Величку. С трассы съезд обозначен знаком, да и дальше везде встречаются указатели на salt mine (соляные копи). Однако будьте аккуратны — начиная за 2-3 км. есть куча указателей соляные копи парковка, выполненные на чем угодно. Это просто парковки и от них вам еще топать и топать к главному входу. Нам повезло — мы не повелись на эти надписи, понимая что мотоцикл мы приткнем почти везде и действительно чуть выше по улице от главного входа есть небольшая бесплатная парковка на 4-5 машин и там было место!
Итак вход с большущей надписью провозглашающей, что вы заходите на территорию соляных копей Велички. Куча народа в кафе и просто на территории сидят, ятоят, снуют туда сюда поедая мороженное, попивая воду и пиво — большинство ждет начала экскурсии. Идем прямо к зданию. Налево в торце вход на экскурсии с маленькими флажками означаючищими язык экскурсии. Экскурсии проводятся на многих языках — польский, английский, французкий, итальянский, немецкий, русский. Но только английские и польские экскурсии есть целый день, а вот, например, русская только один раз в день в 11:40. На нее мы опаздали так как приехали в 12:45, а на английскую, которая начинается в 13:00 как раз. Некоторые наши граждане желая съэкономить идут на польскую экскурсию (она немного дешевле), но я бы не советовала т.к. экскурсовод рассказывает много очень интересной информации.
Билеты купленны, на часах 13:00 идем вниз.
Экскурсия начинается со спуска по шахтному стволу Даниловича, которые ведет до четвертого уровня копей, но туристов так низко не пускают, доходят только до первого уровня на глубине 64 метра. Спуск проходит по винтовой деревянной лестнице, в конце обычно народ сталпливается,так дальше небольшой коридорчик, а точнее околоствольный двор ствола Даниловича и экскурсовод начинает свой рассказ.
Места там хватает всем просто народ любит толпиться.
Территория копий, включая район Сулкув (на востоке) и скважину Барыч (на западе) имеет длину 10 км (в направлении с востока на запад) и ширину от 0,5 до 1,5 километров (с севера на юг). До того, как были обнаружены месторождения, соль добывали путём вываривания её из соляных растворов из соляных источников выступающих на поверхность. Этот способ был известен ещё 3500 лет до нашей эры. По мере исчерпания наземных источников, люди стали искать соль под землёй. Пробивали шахтные колодцы, натыкающиеся на залежи каменной соли. На этом месте соль добывали непрерывно с конца XIII века.
Дальше переходим в камеру Николая Коперника. Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли (да есть не только белая, а и зеленая, синия, красная и другие соли, в чем у вас будет возможность убедится в конце). В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий). Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.
"Кашт" или "костёр" — это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копях, прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить, но есть и минус дерево горит и при возникновении пожара последствия могут быть очень печальны.
Переходим в часовню Св. Антония, которая создана в конце XVII века. Это старейшая из сохранившихся подземных часовен, куда горняки приходили на церковную службу перед началом работы (первая служба прошла в 1698 году). Часовня выдолблена в глыбе зелёной соли и содержит несколько солевых изваяний. Стоит заметить. что все скульптуры которые вы встретите сделаны из соли.
Через камеру Яновице попадаем в сгоревшую камеру. Именно здесь показаны опасности угрожающие шахтерам: обвалы и взрывыы газа.Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива. Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва. В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты.
Дальше через камеру Селец, где представлены способы, которыми транспортировалось соль и деревня солеваров эпохи неолита спускаемся к камере Казимира Великого.
В камере находится бюст Казимира и конный привод, являющийся подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние. Привод приводили в движение четыре лошади. Естественно нашлись желающие побыть в роли лошадей и попробовали вращать привод — привод еще действует и под их напором поднялось ведро, одноко пустое и небольшое, думается лошадкам приходилось гораздо тяжелее.
Кстати о лошадях — их спускали в шахты используя целый ряд плетенных сетей на которых подвешенную лошадь и спускали вниз, некоторые росли там с детства. Во время экскурсии вы не раз увидите чучела лошадей использующиеся в экспозиции.
По ступеням переходим в камеру Пескова Скала. Именно эта камера соединяет первый и второй уровень копей. Туристы идут по новой деревянной лестнице, но слева проглядывают старые ступени выдолбленные в соли.
Через продольный штрек Кунегунда проходим дальше, мимо двора Кунегунда в котором установлены фигуры гномов, которые радуют не только детей, но и взрослых. Добрые гномы считались покровителями шахтеров.
Часовни их множество на всех уровнях вот и мы дальше проходим через часовню святого Креста и выходим в часовни святой Кинги. Большой зал, множество людей из разных экскурсий. Обычно тут делают перерыв на 5-7 минут, ведь мы находимся под землей уже около часа и не все готовы провети столько времени на ногах.
У кого за разглядыванием скульптур и изваяний, у кого в туалете пролетает маленький перерыв и мы отправляемся дальше. Стоит заметить, что группы идут почти сплошной чередой и на фотографии есть время только во время рассказа экскурсовода, а приемник позволяет не пропустить ничего интересного из рассказа. Штатиф мог бы пригодится, но времени на его установку вряд ли найдется. Я свой не брала, а мужчина з нашей группы со штативом так ни разу и не успел им воспользоваться.
Спускаясь еще ниже посещаем камеру Эразма Баронча, это имя одного из директоров соляных копей. Эта камера интересна с точки зрения горного строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Естественным способом обеспечения безопасности выработок была установка пристенных или отдельностоящих (центральны) соляных колонн, которые и можно в этой камере наблюдать. В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды.
Дорога ведущая вниз приводит к Камера Михаловице на II нижнем уровне уже на глубине 110 метров. В этой камере можно увидеть уходящий вверх и почти нерзличимый потолок, он доходит до первого уровня. А также, можно сказать, произведение исскуства плотников, колонны подпирающуе конструкцию и лестницу между ними. Подниматься по лестнице естественно запрещено.
Проходим через следующий ряд камер Дроздовице, Веймар. Каждая по своему красива и необычна.
Спуск и снова одна из множества камер, на этот раз Йозефа Пилсудского. Дно камеры залито соляным расствором и небольшим туннелем соединено с еще одной камерой.
Незаметно мы уже оказались на глубине 125м. и идем по одному из штреков. Хочется отметить, что во многих коридорах установлены большие и довольно тяжелые двери, во первых для локализации огня если возникнте пожар, а также для недопуска гуляния сквозняков, что особо чувствуется когда открываешь или закрываешь дверь.
Нас встречает камера Станислава Сташице — это самая высокая камера на нашем пути, ее высота на сегодняшний день состовляет 36 метров.
Вот и подходит к концу основная экскурсия мы входим в камеру Витольда Будрыка, где на данный моент распологается ресторан, при желании можно остаться и вкусить местной пищи.
Камера Варшава. Это достаточно большая выработка (длина — 54 м, ширина — 17 м, высота — 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал.
Камера Висла предоставляет всем желающим возможность приобрести памятные сувениры. Именно тут группу оставляет гид и вы можете вернуться в кафе/ресторан, приобрести неспеша сувениры и просто посидеть на лавочке. Если желаете побыстрее отсюда выбраться то пройдя немного дальше попадаешь в околоствольный двор Даниловича на глубине 135м. откуда есть три пути. Наверх для организованных групп, наверх для индивидуальных туристов и в музей. Многие почему то не идут в музей, а зря. Экскурсовод по музею уже включен в стоимость, правда поход по музею потребует от вас еще 30-40 минут времени, зато вы еще пройдетесь под землей, увидите множество экспонатов и поднимитесь в совершенно другом месте. Правда потом прийдется около 400 метров возвращаться по земле к главному входу.
Возвращаясь с экскурсоводом к главному входу была возможность задать несколько вопросов. Главный вопрос был: " А можно ли спуститься ниже?". Ведь мы побывали всего на двух уровнях, а их девять. Оказывается можно, но такие экскурсии заказываются заранее и для группы не менее 10 человек, вам выдают спецовки, каски и вперед ведь там уже нет оборудованных коридоров и аккуратных лесенок, зато можно почувствовать себя настоящим соледобытчиком. В этот раз нам это естественно не удалось, но мысль в голове осталась.
Больше фотографий можно посмотреть ниже
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.