Помнится, что несколько лет подряд, пытаясь договориться с братом о встрече в первой половине мая, слышала в ответ: "Не могу, у меня выгон скота". Какой, думаю, скот в Петербурге... Куда его выгоняют... А оно, оказывается, вон как — есть такое место, Витославлицами называется, где в мае устраивают праздник — "Егорий Вешний. Первый выгон скота". Мне подумалось, что это где-то в сельской местности. И как-то не захотелось "коровам хвосты крутить". Но мне популярно разъяснили, что Витославлицы — это такой музей под открытым небом, очень славный, интересный и красивый. Ну что-то типа Кижей. А Кижи для меня — место эталонное. И если что-то хоть немного как Кижи, то я туда сразу начинаю хотеть. И вот наша встреча с Витославлицами наконец состоялась! Что и обозреваю кратко в нижеследующем альбоме. Единственное, о чём жалею по итогам — что не собрались сюда раньше, да побыли всего пару часов. Но сам Великий Новгород тоже показался столь очаровательным, что не пройтись по нему было никак нельзя (вот тут отчёт Великий Новгород. Осенний день.).
Оказалось, что музей находится хоть и на некотором удалении от собственно города, но в городской черте, тем не менее. К нему ведёт извилистая и достаточно живописная дорога с неплохим покрытием.
На входе, как и положено, имеется план-схема. Музей работает с 10 до 17 часов, а касса закрывается в 16:40 (Хотя, что там можно успеть за 20 минут? Только расстроиться, что уже пора на выход...) Имеется также инфо-стенд с указанием того, какие именно постройки открыты на текущий день к осмотру изнутри.
Территория музея огорожена плетнём. В ярких осенних красках он был необычайно привлекателен. Обратите внимание, что плетень — наклонный. Это очень характерно для северных территорий России и Европы. Существует несколько версий существования именно таких изгородей. Они экономичны с точки зрения материалов и трудозатрат, не загораживают обзора, да и всякие разные злые медведи и волки через такие изгороди проникать не могут.
Не успев ещё оглядеться, уже попала под очарование красочной солнечной осени. Дубовая аллея, спускающаяся к озеру, была чудо как хороша!
Часовня Кирика и Иулиты стала для меня первым погружением в старину в Витославлицах. Интересно, что об этом храме нет документальных сведений.Всё, что о нём известно, было собрано из воспоминаний современников. Часовня стояла на высоком берегу реки Каширы, но и сюда, говорят, её откуда-то перевезли. А вот откуда... так и осталось загадкой. Даже год постройки, 1745-й, определили благодаря специальному анализу древесины.
Часовня Кирика и Иулиты перевезли из деревни Кашира Маловишерского района. Служили в нём только во время престольных праздников и венчаний. А в военное время красноармейцы приспособили строение под клуб.
Эту избу конца 19 века доставили сюда из деревни Пырищи Крестецкого района (прямо вот радуют порой названия российских деревень...). Её приобрели после обследования специально для музея у Туницкого Василия Арсеньевича, который был её последним владельцем. Деревня была старообрядческой, а такая изба — типичная постройка для тех мест.
Изба старая, традиционная. Курная (топившаяся по чёрному). Освещалась через три окна, расположенных на главном фасаде и одним боковым. Реставраторы в ходе восстановительных работ сняли обои со стен и по выемкам обнаружили места крепления лавок и других элементов — так возобновили интерьер того времени. На снимке — горница.
В подклете обычно хранили съестные запасы. Но в данной избе здесь устроили склад всяких ненужных вещей. Часть его была выделена для некрупной скотины. А вовремя коллективизации и ранее тут располагалась деревенская лавка, в которой работал первый хозяин дома. Для этих целей в подклете вырубили два окна.
А вот эта нарядная изба принадлежала Марии Дмитриевне Екимовой из деревни Рышево Новгородского района. На момент приобретения строение уже сильно пострадало от времени, а хозяйка, успевшая купить новый сруб, спешила приступить к строительству и торопила Управление культуры с приобретением. В итоге дом продали за бесценок, по страховой оценке в 731 рубль (1969г). Подобных изб в тех краях было в своё время множество, но часть перестроили основательно, а часть разобрали как обветшавшие. Екимова также не была первой хозяйкой избы.
Для восстановления внешнего облика и внутреннего убранства была проделана колоссальная работа. Интересно, что когда просили местных жителей вспомнить как выглядел фасад, то те отвечали: "обычно". В итоге удалось воссоздать.
Выяснилось, что до войны в избе была устроена чайная (для чего интерьер был переформирован), а в подклете магазин.
Реставраторы кропотливо восстановили интерьер. Изба была открыта для посещения, можно было детально осмотреть все помещения.
Амбар Алексеевой Нины Сергеевны из д.Хвощник Боровичского района изначально не предполагался в Мстинском секторе, так как географически он из других мест. Но так сложились обстоятельства, что на искомой территории хозяева отказывались продавать свои постройки, приспособленные под дела насущные. А этот амбар уже не был нужен, да потихоньку подгнивал. Ну а поскольку амбары не отличаются типовым разнообразием, то данный подошёл на замену: и историю сохранили, и люди не пострадали:)
Притрактово-Мстинский сектор представляет собой настоящую деревенскую улицу, по другую сторону которой (относительно описанных выше) есть тоже весьма интересные дома. Например, изба Павла Антоновича Шкипарёва из деревни Частова Новгородского района. Надо сказать, что деревня не произвела на исследователей большого впечатления, хотя и находилась в очень живописном месте на берегу Мсты. Тем более была их радость от такой находки, которая стала практически неожиданностью. На момент приобретения в доме практически никто не жил, а некоторые элементы избы, в том числе и декоративные, и вовсе сгнили. Детально восстановить первоначальный облик не получилось — не осталось фотографий и описаний,а те, кто помнил её новой, увы, не обладали художественной памятью. Кстати, в наше посещение у входа здесь продавались симпатичные сувениры.
И снова деревня Пырищи. Избу Е.И. Царёвой перевезли в Витославлицы не сразу. Достаточно долго сомневались в её археологической ценности. Старушка-хозяйка в ней давно не жила, дом ветшал, но всё ещё стоял на своём месте. А сомнения у исследователей возникли из-за отсутствия ряда характерных для того времени элементов. Оказалось, что изба перебиралась за время своего существования дважды, притом повторно местными инвалидами войны за самогон — многие оригинальные бревна были выброшены, что-то перепутано, что-то переделано... Но на деле изба оказалась очень старой — начала 19 века, и ценность её вскоре подтвердили.
А вот эту постройку за яркими красками, играющими в лучах заходящего солнца, мы сразу и не заметили. Да и как-то не акцентировались на ней,а зря. Это одна из "жемчужин" музея — церковь Троицы второй половины 17 века, перевезена из Рёконской пустыни Любытинского района. На момент обследования специалистами церковь находилась на грани гибели — стояла в непроветриваемом сыром месте, да зарастала тополями...
Сектор Погост так и хочется назвать центральным — сказывается высота построек и живописность берегов озера Мячино. Кстати, озеро соединяется протоками с Волховом.
Церковь Рождества Богородицы 16 века из села Передки Боровического района поистине уникальное сооружение. Первоначально исследователи датировали её более поздним периодом, но, заглянув под обшивку, обнаружили для нас красоту оригинального сооружения. Храм пережил нашествие литовских солдат. Рассказывают, что когда солдаты ворвались в церковь и принялись её грабить, то храмовая Икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не находя выхода, солдаты изрубили друг друга. История эта носит статус легенды, но вот интересно, что при перевозке строения в Витославлицы в брёвнах алтаря нашли поминальную записку, сделанную скорописью 17 века, которая свидетельствует о бесчинствах оккупантов и о сопротивлении местного населения: "Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб: раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". И красными выцветшими чернилами нижедобавлено: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея".
Никольская церковь из деревни Высокий Остров Окуловского района была возведена в 18 веке. Нарядная и резная, она интересна своей архитектурной историей. После "Никоновской" реформы было запрещено строить шатровые церкви, которые символизировали стремление ввысь. И хотя кое-где запрет игнорировался, требовалась иная символичная форма. И решение было найдено в ярусности постройки, где ярусы уменьшались с высотой.
В Новгородской области было построено немало ярусных церквей, но сохранилось их не так уж и много. Никольская церковь являет собой один из лучших образцов таких храмов.
Успенская церковь из деревни Никулино Любытинского района конца 16 века поразила, признаюсь, не столько внешним своим видом, сколько впечатлениями от рассказа исследователей о её обнаружении и восстановлении. Сколько, оказывается, информации и интересных фактов скрывают станинные постройки. Притом как о себе самих, так и об окрестных местах и увиденных временах. Не буду всего пересказывать, ибо лучше автора всё равно этого сделать не смогу...
Этот сектор едва ли не самый насыщенный в музее. И очень пейзажный. Может, причина в золотой осени, но он показался нам ну очень красивым и даже романтичным. Здесь есть очень симпатичные поляны, засыпанные осенью листьями. Иностранные туристы, среди которых, почему-то, особенно много было японцев, тоже прониклись настроением и с упоением собирали кленовые букеты.
В секторе достаточно много построек преимущественно хозяйственного назначения, но все они рассосредоточены по территории.
Овин — "садило" из деревни Вахонькино Кадуйского района Вологодской области конца 19 века. Использовался для сушки зерновых культур. Деревня ранее принадлежала Череповецкому уезду Новгородской губернии.
Житница Громовой Ольги Александровны из деревни Лямцино Пестовского района конца 19 века. Показалась ну очень живописной среди берёз.
Двухэтажная конюшня Фёдора Сергеевича Минина из деревни Окладнево Боровичкого района (конец 19 в.) просто покорила телегами.
Есть в секторе и дома. Признаюсь, мне они показались по сравнению с уже увиденными несколько простоватыми, но, может, тому виной ещё продолжающиеся реставрационные работы. Но вот мимо чего не смогла пройти,так это окон! Вот такие чудные окна у дома К.А. Утенковой из деревни Устье-Кировское Пестовского района (конец 19 века).
Дом Добровольских из деревни Вотроса Пестовского района возводился в двух веках. Это изба-двойня. Так его называют из-за того, что под одной крышей дом объединяет летнюю и зимнюю избы. Зимняя изба построена в 1880-х годах. Она меньшего размера.
Избы объединены сенями и крыльцом. По другую сторону от крыльца уже окна летней избы — пятистенка, отстроенной в 1910 году.
Но более всего мне понравился уголок, где стоит Петра и Павла 17 века из деревни Гарь Маловишерского района.
Сначала я не узнала в постройке часовню. В общем, и исследователи отмечают её нехарактерный вид. Но, тем не менее. Часовня стояла даже не в деревне, а на некотором отдалении. Надо сказать, что эта часовня — типичная постройка такого плана тех лет, но с индивидуальными отличиями.
Правая обширная часть территории музея менее наполнена. Туда ведёт симпатичная аллейка, проходящая мимо усадьбы Анны Орловой.
Дом был возведён здесь изначально (теперь тут администрация и выставочные залы), когда хозяйка помогла финансово в восстановлении Юрьева монастыря,а после и выкупила неподалёку участок (как раз в Витославлицах), куда и переехала вскоре жить.
В этой части музея приятно, прежде всего, просто гулять. А встречающиеся постройки скорее дополняют природную картину, чем доминируют. Как, например, Никольская церковь из деревни Тухоля Крестецкого района конца 17 века. Пространство вокруг неё сейчас — дело рук человека, здесь специально создавался пейзаж, близкий к оригинальному в деревне.
Обнаружилось и что-то вроде мини-зоопарка. За вход нужно платить отдельно. Поскольку у нас кончилась плёнка (диск заполнился под завязку), да и время стремительно заканчивалось, то мы ограничились лишь тем, что поздоровались с конём.
А вот это интересное строение на белоснежных валунах — часовня Марии Магдалины из деревни Малышево Пестовского района, датируется 18 веком.
Никольская церковь показалась как-то внезапно и буквально нависла над нами тенью. Эта церковь конца 17 века привезена из деревни Мякишево Хвойнинского района. Это не единственный храм, посвящённый святителю Николаю в Витославлицах. И это не удивительно! Святого очень почитали в этих местах.
Вот так и "догуляли" до Приозёрного сектора. Он не велик, да и построек там совсем немного. А озеро всё то же — Мячино. Но как-то живописнее оно с этого края.
А вообще мне понравилось это место ощущением какого-то раздолья и масштабности. Вот и поля поля бескрайние...
Центральное место в секторе отдано Успенской церкви из села Курицко Новгородского района конца 16 века. Это храм-путешественник. За свою историю он не раз менял диспозицию в силу разных причин,а Витославлицы — его четвёртая дислокация.
Безусловно, привлекли внимание рыбацкие соймы — так назывались лодки, используемые рыбаками в этих местах. Срок службы таких сойм — 7-8 лет.
Довелось увидеть и настоящий межевой камень. Он призван ограничивать владения Юрьева монастыря. Первое упоминание о камне можно найти в грамоте 1135 года Изяслава Мстиславовича. Считается, что речь именно об этом камне, хотя и допускают, что мог быть и предшественник:) Но в любом случае нынешнему камню тоже не "шашнадцать". В 19 веке он находился на берегу Волхова, а в середине 20-го был утрачен. Но после нашли — уже на дне Волхова. Достали и водрузили на нынешнее место.
Отсюда прекрасно виден и сам Юрьев монастырь. Ныне действует, мужской, православный. Это один из древнейших монастырей России. В своё время был духовным центром Новгородской республики.
А время истекло. Вот такая получилась прогулка. Очень насыщенная впечатлениями, крайне приятная по ощущениям. Уехали с желанием посетить ещё раз, а то и не раз!