В новгородских летописях содержится подробная хронология возведения каменного Софийского собора в Новгороде. В 1045 году князь Владимир «повелением» своего отца Ярослава Мудрого, при епископе Луке, заложил храм на берегу Волхова. Через пять лет, в 1050 году, собор был «свершен», 14 сентября 1052 года, на Воздвижение Святого Креста, освящен. С этого момента у Софии появилось множество легенд, вот некоторые из них:
1. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
2. Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. С ней связана такая история. В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединенные полки русских удельных князей, чтобы покорить вольный Новгород. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города. Святой архиепископ Иоанн, молившийся пред образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас.
Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников города градом стрел, то одна из стрел попала в святой лик иконы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее. Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. В тот же миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля.
3. В поздние новгородские летописи под 1045 годом вносится легенда о росписи Собора Святой Софии греческими мастерами. Иконописцы должны были изобразить в куполе Собора Спаса Вседержителя с благословляющей правой рукой. Мастера из Царьграда начали расписывать купол изнутри в соответствии с каноном и "написаша образъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою". Но наутро епископ увидел не благословляющую, а сжатую руку и заставил изографов переписать образ. И снова рука Спасителя чудесным образом оказалась сжатой.
Трижды переписывали образ заморские мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос: "Писари, писари, о писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание..."
4. Накануне похода Ивана III в 1471 году на Новгород у Хутынского Спаса "зазвонили" сами собой колокола, буря "сломила " крест на Святой Софии, а на Федоровой улице "появилась" вода с ветвей и с вершин топольцев, и это были как будто слезы. Постепенно эти мелкие знамения превращались в многочисленные и пространные предания и легенды, связанные с концом самоправства новгородского.
Любопытно, не правда ли? А вот так выглядит Святая София Новгородская.