Не исключено, Буонаротти с удовольствием оформил бы весь собор самолично в своём вкусе, но тут ему пришлось волей-неволей примириться с работами других скульпторов, чьи имена вошли в историю человечества: над храмом трудились такие личности, как Бернини, Борромини, Канова и многие другие блестящие творцы. Из-за этого чуть ли не каждая скульптура достойна особого внимания, а уж когда речь идёт о композициях, то тут остаётся только замереть в благоговении.
Возьмем творчество такого, если так можно выразиться, признанного классика барокко как Бернини. В его произведениях примитивные приемы кажутся сложными, простое подавление - аллегоричностью. Грубо и прямолинейно, властно и деспотично, он представляет художественный образ нехудожественными средствами. Как раз в соборе Святого Петра он установил одно из своих самых выдающихся творений, огромный и величественный, шатер-киворий высотой с семиэтажный дом, установленный на четырех витых колоннах с имитацией в бронзе тяжелых складок драпировки. Вблизи это сооружение ощущается колоссом нечеловеческих масштабов, от него весь купол становится безмерным, и это оформление потрясает зрителя как неосмыслимый для ума космос.
Возле алтаря можно увидеть монументальную гробницу папы Урбана VIII, а слева находится гробница папы Александра VII - последняя работа Бернини, завершённая в 1678 году. Для портика Бернини изваял статую Константина Великого, а статую Карла Великого (стоящую справа) создал спустя 76 лет Корначчини.
Гробниц в соборе вообще видимо-невидимо, и поток верующих, молящихся рядом друг с другом, не иссякает, кажется, никогда. Особенно большая очередь выстраивается там, где перед самым выходом под своды купола справа сбоку стоит статуя святого Петра: нога её уже основательно стёрта прикосновениями миллионов людей, загадывающих желание в момент касания. Я тоже причастился к этому делу, только вот желание моё так и не сбылось...
Теперь, когда очередь к скульптуре позади, мы можем взглянуть наверх и оценить мастерство зодчих, сумевших спроектировать и построить громадину купола; конструировали это дело Микеланджело и Браманте. У людей практических помимо восхищения также сразу возникает мысль: "А нельзя ли на этот купол забраться?" Забраться на купол можно, причём даже двумя путями, на лифте или по лестнице. Для этого нужно выйти из собора и, стоя лицом к площади, повернуть направо, к проходу под арку. В этом месте, от которого начинается тот путь, что приведёт в конце концов на купол здания, почти всегда торчит очередь: приобрести билеты, небось, дело для многих сложное - надо ведь решить, ехать лифтом за 7 евро или топать на своих двоих за 5 евро. Выбор часто бывает необычайно сложен, отчего некоторые копошатся возле кассы по несколько минут. Далее поток делится на две части, и пока значительная доля народа исчезает в двери, ведущей на лестницу, остальные формируют очередь у лифта. Ждать обычно приходится несколько минут, но это как мне кажется, лучше, чем тратить драгоценные силы, карабкаясь по трём сотням ступенек. Карабкаться в конце концов всё-таки придётся всем, поскольку последний этап подъёма проходит впритык к поверхности купола, и всё равно лучше сэкономить здоровье, чем деньги...
Выход на верхнюю галерею, парящую над интерьерами собора, был первым поразительным моментом в этом нашем путешествии: я ведь до этого уже побывал в здании, однако только с высоты смог оценить всю его мощь и великолепие. Вдобавок, вдоль стен были устроены мозаичные панно, разглядеть которые можно лишь из-под потолка. Жаль, что в тот момент мы слишком торопились поскорее попасть на крышу и не уделили достаточно внимания этим произведениям искусства. Плохо и то, что снять интерьеры с высоты не удалось из-за чересчур мелкой решётки ограждения. Что ж, пришлось эту впечатляющую картину унести в своей памяти...