Создал этот уникальный ансамбль Лоренцо Бернини по велению папы Александра VII; талантливое исполнение привело к тому, что вся площадь сверху смотрится как будто отверстием для гигантского ключа, и такое совпадение, надо думать, не случайно: святой Пётр не зря считается хранителем ключей от рая.
По верхней кромке колоннад расположились уже упоминавшиеся выше статуи святых, многие из которых достойны отдельного описания и отдельного снимка. Словом, на площади можно находиться бесчисленное время, и лучше прийти сюда несколько раз в разное время дня, чтобы увидеть всю красоту архитектуры при меняющемся освещении.
Центром площади является, как это часто заведено в Риме, египетский обелиск. В средние века он стоял сбоку от нынешнего места, и папа Сикст V велел архитектору Доменико Фонтана передвинуть его в центр площади. Работы над этим перемещением продолжались четыре месяца, с апреля по сентябрь 1586 года, и потребовали 44 лебёдки, 900 рабочих и 140 лошадей. В ходе операции всё дело едва не сорвалось в прямом смысле слова, и в какой-то момент висело на волоске, когда часть тросов оборвалась. Спас положение какой-то отставной моряк, велевший облить оставшиеся верёвки водой, что резко повысило их прочность. За этот совет достойному римлянину было предложено исполнение любого его желания, и тот очень разумно пожелал получить для себя и своих потомков подряд на поставку в Ватикан овощей и фруктов. Таким образом, его семья сказочно обогатилась, можно сказать, на ровном месте - по крайней мере гидесса, излагавшая нам эту историю, чуть ли не облизывалась при упоминание о чужих богатствах. Я же из всего сказанного ею, вынес урок: всегда надо знать, чего ты хочешь, чтобы когда подобающий случай подвернётся, сразу выпалить желание, а не мямлить и сомневаться...
Теперь можно перенести внимание на величественную громаду собора святого Петра, который, без сомнения, является самым знаменитым храмом христианства, однако самым древним его назвать не может никто: как-никак, перед очередным открывшим от изумления рот туристом предстаёт вторая версия храма.
Первое здание собора было построено при императоре Константине и освящено в 326 году. Эта постройка простояла больше 1000 лет и была снесена по приказу папы Юлия II, пожелавшего создать нечто более величественное. Благодаря рисункам и воспоминаниям многочисленных пилигримов до нас дошла точная информация, как выглядела та историческая церковь, какова была её планировка и что в ней менялось с течением времени.
Посещение собора совершенно необходимо, так что насладившись площадью, двигайтесь к её правой стороне, где находится проход и пункт контроля службы безопасности. Хотя там стоят металлоискатели, к большинству посетителей у охраны претензий нет: запрещены только ножи и другое холодное оружие, о чём предупреждают крупные и хорошо заметные плакаты. Зачем многие туристы выбрасывают перед контролем бутылки с водой и коробки сока, лично мне непонятно, поскольку я не видел, чтобы у кого-нибудь отбирали питьё - в конце концов, это же не вход в самолёт... Сотрудники службы безопасности ещё могут придраться к чересчур вольным нарядам, так что как мужчинам, так и женщинам хорошо бы прикрыть плечи и колени, если не брюками и футболками, так хотя бы платками. В конце концов, все мы люди, так что охрана понимает, каково в жару ходить одетым с головы до пят...
После контроля безопасности есть два пути: один из них, тот что проходит вдоль стены, ведёт к лифтам и лестнице на купол, другой подразумевает поворот налево, аккурат к воротам собора. Начнём, пожалуй, всё же с посещения собора - это хоть и против хронологии, зато будет правильно с точки зрения развёртывающихся событий...