Ватиканские музеи — это целый комплекс музеев, всего около 20 залов. Это особый мир, в котором сосредоточены бесчисленные и бесценные уникальные произведения искусства. Начиная с эпохи Возрождения, самые великие мастера оставили здесь отпечаток своего гения в известных всему миру произведениях.
Музеи Ватикана были основаны в XVIII столетии под патронатом двух римских Пап: Клемента XIV (1769-1774г) и Пия VI (1775-1799г). Они были среди первых, кто открыл сокровища для широкой публики. Не удивительно, что первое здание комплекса было названо в честь двух понтификов — Музей Пия — Клемента.
Всё началось в 1480 году, когда была обнаружена в Антии на руинах виллы, принадлежащей Нерону, мраморная копия Римской статуи Аполлона Бельведерского. Мировую популярность Аполлон получил благодаря дворцу в Ватикане, который так и называется — Бельведер. Скульптура является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана.
Автором знаменитого ваяния был древнегреческий скульптор Леохар. 350 — 320 годы до нашей эры стали периодом расцвета мастерства Леохара. Именно тогда появился Аполлон Бельведерский — самая известная скульптура мастера. Своё бронзовое чудо Леохар вылил приблизительно в 330 году до нашей эры. Аполлон был сыном Зевса и считался покровителем всех людей, которые имели отношение к творчеству. Аполлон был богом солнца и искусства. Он воплощал вдохновение. Именно Аполлон всегда считался эталоном мужской красоты, а его имя стало нарицательным для стройного молодого человека. Аполлон Бельведерский — статуя, которая воплощает всё величие и обаяние этого божества.
В атриуме входа нас встречает скульптура Джулиано Ванджи "Переступить порог надежды". Она символизирует основную идею правления Папы Иоанна Павла II.
Изображён улыбающийся Папа Иоанн Павел II, который поддерживает фигуру Человека — символ всего Человечества — в тот самый момент, когда он отрывается от мраморной глыбы, принимая форму и завладевая окружающим пространством, с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.
Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является сердцем и историческим ядром музеев Ватикана. Раньше здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, позже переделанный по распоряжению Юлия II по проекту Браманте в сад статуй. Среди апельсиновых деревьев были установлены античные статуи.
В 1775 году по распоряжению Климента XIV открытая площадка была обнесена восьмиугольным портиком. В коротких сторонах восьмиугольника, которые получили название "Кабинеты", установили самые ценные статуи.
В кабинете Лаокоона представлена уникальная находка, которую обнаружили среди развалин терм Тита в 1506 году — группа "Лаокоон и сыновья". Лаоокон был создан примерно в тридцатом году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру второго столетия до нашей эры.
Сюжет этой впечатляющей скульптуры изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Греки в течении 10 лет вели осаду Трои, но безуспешно. И тогда хитрый царь Итаки Одиссей предложил снять с города осаду, спрятать флот за ближайшим островом, а у стен Трои оставить гигантского деревянного коня, якобы в дар богине Афине. Чтобы троянцы втащили его в город и установили на почётном месте. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности Троянского Коня, а богиня Афина, подыгрывавшая в войне грекам, натравила на Лаокоона и его сыновей огромных змей. Змеи их задушили. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев. Реставрацию этой скульптуры провёл сам Микеланджело. Он приделал Лаокоону новую руку.
В этом зале установлена ещё одна интересная древняя римская статуя "Река и Тигр", восстановленная в начале XVI века Джованни Анджело Монторсоли и мраморный саркофаг 160-170 гг нашей эры. Саркофаг украшен рельефом, представляющим битву с Амазонками. Он использовался как водосборник для фонтана "Река Тигр".
В круглом зале (зал Ротонда), мы видим огромную монолитную порфирную чашу, имеющую четыре метра в диаметре, которая происходит из Золотого дома Нерона. Она является самым ценным предметом в этом зале. Зал Ротонда построен по образу Пантеона.
В окружающих зал нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса второго столетия до нашей эры, найденной на развалинах театра Помпея в Риме. Это единственная в мире позолоченная скульптура из бронзы, сохранившаяся с античных времён.
В зале Греческого креста, оформленного в египетском стиле, находятся два саркофага из порфира: в одном — мощи святой Елены, матери императора Константина,а в другом — Константины, дочери императора Константина. На полу сохранилась уникальная мозаика.
В картинной галерее Ватикана есть залы (Станцы) посвящённые Рафаэлю.
Самой известной достопримечательностью музеев Ватикана, является Сикстинская Капелла. Она была построена архитектором Джованни де Дольчи между 1475 и 1483 годами по желанию Папы Сикста IV. Он хотел, чтобы это сооружение было закрыто и почти недоступно извне. В 1508 году Папа Юлий II, поручил молодому Микеланджело расписать потолок капеллы. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета. Работа была начата в мае 1508 года и закончена в 1512 году. Микеланджело блестяще справился с этой работой. Спустя несколько лет новый Папа Павел III, задумал украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. С этим предложением Папа обращается к Микеланджело. Роспись фрески "Страшный суд" была начата в 1536 году и закончена в 1541 году. Её темой стало второе пришествие Христа во время конца света. На грандиозной сцене доминирует фигура Христа, неумолимого Судии, с рукой, поднятой в знак осуждения. Мадонна рядом с ним знаменует собой вечно живую связь между Христом и человечеством.