Моросящий дождь, начавшийся ещё с утра, настроил на воспоминания о поездке в Вечный город трёхлетней давности.
Январский день начинался точно также, с лёгкого дождя, который своим нудноватым постоянством обещал испортить сегодняшнее пребывание в Риме. Однако пока мы добирались из отеля на римской подземке к центру, дождь, по-видимому, подустал. И мы, пройдясь пешим порядком от станции метро к стенам Ватикана, застали уже вполне приличные погоды.
Что ж, славно, Рим и в этой части порадовал. Впрочем, теперь уже не Рим, а град Ватикан.
Перед поездкой в Италию жена, Ирина, с милой женской наивностью полагала, что здесь, в Ватикане, ей удастся увидеть папу (понятно, Римского). Мой скепсис в этом вопросе её не разубедил. Как говорится, блажен, кто верует... Так что, для неё поход в Ватикан был неофициальным визитом к заглавному понтифику, а для меня — экскурсией в Ватиканские музеи.
«Музеи» во множественном числе, потому что этот музей состоит из нескольких, находящихся в одном большом комплексе зданий.
Это, несомненно, первый по значимости и самый лучший музей Рима. Он, к слову, едва ли не единственный в городе музей, в котором можно фотографировать. Исключение составляет лишь Сикстинская капелла.
Благодарить за богатейшую коллекцию следует папу Юлия II (и несколько его последователей), который положил начало музеям Ватикана. На наше счастье он любил античное искусство и современную живопись (был покровителем Микеланджело), знал во всем этом толк и начал собирать произведения искусства ещё в те времена, когда был кардиналом.
Вскоре после избрания папой (это событие произошло в 1503 году) Юлий II выставил некоторые скульптуры во внутреннем дворе замка Бельведер в Ватикане, открыв доступ к ним для художников и студентов.
Три из них сейчас известны всем.
Это Аполлон Бельведерский, на многие столетия ставший эталоном мужской красоты;
Бельведерский торс (Микеланджело восхищался тем, как вылеплена мускулатура на этой статуе);
и Лаокоон — скульптурная композиция, обнаруженная при раскопках в 1506 году. Это действительно жемчужина искусства, поражающая мастерством античного скульптора, который сумел передать в мраморе целую гамму живых и глубоких человеческих эмоций.
Трудно отдать предпочтение чему-то из увиденного. Коллекция, действительно, беспрецедентно богатейшая. Такой концентрации шедевров на квадратный метр пространства не встретишь, пожалуй, ни в одном музее мира.
Однако лично на меня наибольшее впечатление произвели как раз две из упомянутых выше римских копий греческих скульптур Аполлона и Лаокоона.
Спросите, почему? А как же Тициан, Рафаэль, Микеланджело и др.?
"Виной" тому, видимо, детские впечатления от прочтения книжки о древнегреческих мифах, сопровождавшихся иллюстрациями древних скульптур, которые и "врезались" в память. Затем была ещё одна встреча — в Пушкинском музее Москвы, где выставлены копии ватиканских скульптур. И вот новая встреча! "Ах, Аполлон, ах, Аполлон..."