Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на эту фотографию в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
закрыть
Вы можете разместить фотографию на сайте, в блоге или в форуме, просто скопировав соответствующий код и вставив его в нужный текст.
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
Рассказать друзьям
Понравилась фотография?
2
помощь
закрыть
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Зарегистрируйтесь на Турбине, чтобы создать свою карту путешествий, иметь возможность делиться опытом и впечатлениями, вести дневники путешествий, общаться с другими пользователям, комментировать записи и участвовать в жизни форумов. Регистрация занимает не более одной минуты. Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Топ авторов помощь
закрыть
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Ватикан (столица).
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
После смерти папы Иннокентия VIII, построившего Бельведерский дворец как место будущего размещения музеев Ватикана, разгорелась борьба за обладание тиарой римского понтифика между кардиналами Борджиа и Ровере. Победу одержал Борджиа, имевший больше средств для подкупа членов конклава, которые избрали его новым папой под именем Александр VI. Кардинал Джулиано делла Ровере, став папой римским под именем Юлий II лишь с третьей попытки после смерти своего ненавистного врага Борджиа, произнес: «Я запрещаю под страхом отлучения от церкви говорить или думать о Борджиа снова. Его имя и память должны быть забыты. Он должен быть вычеркнут из каждого документа. Его правление должно быть уничтожено. Все портреты Борджиа должны быть покрыты черным крепом, все гробницы членов семьи Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию».
Уничтоженный герб папы Александра VI Борджиа на стене замка Святого Ангела в Риме
Британский историк Джон Норвич в книге «История папства» так характеризует папу Юлия II: «Никто не имел влияния на него, он советовался с очень немногими или не советовался вообще. Почти невозможно описать, какая сила и даже насилие требовались для того, чтобы им управлять, и насколько это трудно. И душой и телом он был титан. Все в нем впечатляло — и поступки, и страсти. Существует предание, что Микеланджело, работая над его бронзовой статуей, предложил вложить книгу в левую руку фигуры. Он отвечал: «Нет, дай мне меч, ибо я не книжный червь!»».
Юлий II не имел ни малейшей склонности к духовному, заботился исключительно о земном и преходящем: первоочередными задачами считал укрепление светской власти папства, территориальное расширение Папского государства и превращение его в самое сильное государство Италии. Для достижения этих экспансионистских целей он создал сильную папскую армию — Швейцарскую гвардию, которая и сегодня несет службу «по обеспечению безопасности священной персоны папы и Ватикана». Понтификат Юлия II был непрерывной чередой войн, в которых он принимал личное участие, успешно командуя своей армией.
Картина Дюрера «Праздник венков из роз» или «Праздник четок» в Национальном музее Праги. Младенец Иисус возлагает венок на голову коленопреклоненного папы Юлия II
В рамках программы восстановления славы Рима как христианской столицы Юлий II принимает решение построить на месте старого собора Святого Петра новый более роскошный храм. В 1506 году он утверждает проект архитектора Браманте, который, пытаясь соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры, отказался от строительства собора в духе греческой крестообразной церкви с гробницей Святого Петра прямо под громадным куполом и остановился на более традиционном варианте латинской базилики с нефом и приделами, а также портиком, по замыслу восходящим к Пантеону.
Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый меценат искусства. Он питал слабость к античным статуям, а приобретенные им мраморная статуя «Аполлон» (копия бронзовой античной статуи IV века до н. э.), фрагмент античной мраморной скульптуры I века до н. э. «Бельведерский торс» и мраморная копия античной бронзовой статуи «Лаокоон и его сыновья» III века до н.э. составили основу первого музея Ватикана в Октогональном дворе Бельведера.
В день своего избрания понтификом Юлий II заявил: «Я не буду жить в тех же комнатах, где Борджиа осквернил Святую Церковь, как никто до него узурпировавший папскую власть за счет помощи дьявола». Под апартаменты Юлия II подобрали помещения на третьем этаже Апостольского дворца в Ватикане, которые перестроил папский архитектор Браманте как анфиладу из трех небольших комнат, к которым примыкает большой зал. Сегодня эти комнаты относятся к музеям Ватикана под названием «Станцы Рафаэля» (Stanze di Raffaello), потому что их расписал ярчайший представитель искусства эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти.
Историю становления Рафаэля художником подробно рассказал в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари: «Рафаэль родился в знаменитом итальянском городе Урбино в святую пятницу 1483 года, в три часа ночи, от некоего Джованни де Санта, художника посредственного, но человека здравомыслящего и способного направить сына по тому доброму пути, который, по несчастью, не удался ему самому в молодости. Когда он подрос, отец начал обучать его живописи, видя в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейший талант; таким образом, уже через несколько лет Рафаэль, еще будучи отроком, стал оказывать большую помощь Джованни во многих работах, исполненных им в герцогстве Урбинском. В конце концов, добрый и любящий отец, понимая, что сын может научиться от него самого очень немногому, решил устроить его у Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, был в то время лучшим среди художников. Рафаэль, изучая манеру Пьетро в Перудже, подражал ему так точно во всех отношениях, что копии его не отличались от оригиналов учителя и нельзя было вполне отличить работу его и Пьетро».
Вазари продолжает: «Рафаэль, всегда стремившийся усовершенствоваться в искусстве, был охвачен настолько сильным желанием побывать во Флоренции, что бросил работу в Перудже, забыв о своих выгодах и удобствах. Когда же он приехал во Флоренцию, самый город понравился ему не меньше тех произведений, показавшихся ему божественными, и поэтому он рассудил остаться в нем на некоторое время. Нельзя умолчать о том, что после пребывания своего во Флоренции, где он видел множество работ прекрасных мастеров, Рафаэль настолько изменил и улучшил свою манеру, что она ничего общего не имела с первоначальной, точно выполняли работы два разных живописца, один — более искусный, другой — менее. Виденные им произведения Леонардо и Микеланджело заставили его еще усерднее приняться за работу, в результате чего его манера приобрела необычайное совершенство».
Популярность Рафаэля постоянно росла, он выполняет много заказов на росписи церквей, монастырей и дворцов. Во второй половине 1508 года Рафаэль получает письмо от своего дяди Браманте, работавшего над возведением собора Святого Петра в Риме. Архитектор Ватикана упросил папу Юлия II доверить Рафаэлю роспись вновь построенных комнат Апостольского дворца. Предложение это так понравилось Рафаэлю, что он бросает начатые работы во Флоренции и уезжает в Рим, где проведет всю оставшуюся жизнь.
По приезду в город выяснилось, что в большинстве апартаментов папы роспись уже ведется разными мастерами. Рафаэль, весьма милостиво принятый Юлием II, начал в свою очередь расписывать комнату для заседаний папского трибунала. Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), которую Вазари называет «комнатой подписей», расписана Рафаэлем в 1509-11 годах и это единственная из четырех комнат папы Юлия II, полностью расписанная художником лично.
На четырех фресках, занимающие каждая одну стену, представлены отношения между религией и разумом, примирение философии и астрологии с богословием, идея божественного правосудия, гармонии власти земной и небесной, к которым добавлены размышления самого Рафаэля о красоте и искусстве как способе познания Истины и Бога. Композиции росписей отражают четыре области духовной деятельности человека: философия (фреска «Афинская школа»), теология (фреска «Диспут о Святом Причастии»), поэзия (фреска «Парнас»), правосудие (фреска «Добродетели и закон»).
Лучшей из четырех фресок в Станца делла Сеньятура считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. На впечатляющей композиции изображены философы древности, скомпонованные в выразительные группы, а персонажам Рафаэль придал портретные черты своих современников: Аристотель, Платон (с лицом Леонардо да Винчи), Сократ, Диоген, Пифагор, Гераклит (с лицом Микеланджело), Евклид, Птолемей, Зороастр. Вазари пишет: «Среди них в лице чарующего красотой юноши со склоненной головой, от изумления широко раскрывшего руки, изображен Федериго II герцог Мантуанский, находившийся тогда в Риме, в другой фигуре, которая склонилась к земле и чертит на доске циркулем, узнают архитектора Браманте, написанного так хорошо, что он кажется живым, а возле него Рафаэль, автор этого произведения, написавший самого себя при помощи зеркала. У него юное лицо с очень скромным выражением, соединенным с приятным и располагающим изяществом».
На противоположной стене Станца делла Сеньятура на фреске «Диспут о Святом Причастии» Рафаэль изобразил беседу о таинстве причастия, прославляя церковь и Бога как средство спасения и познания истины. В верхней части композиции художник написал в небесах Христа в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя, апостолов, и надо всем Бога-отца, который с высоты посылает Духа Святого на отцов церкви, святых и богословов, которые внизу вокруг алтаря пишут чин богослужения и спорят о причастии.
Вазари описывает эту фреску Рафаэля так: «Более прелестных и совершенных фигур ни один живописец не мог бы создать. Восседающие полукругом в воздухе святые не только кажутся живыми по своим краскам, но и так даны в ракурсе, что производят впечатление рельефа; на них разнообразные, прекрасными складками ложащиеся одежды, выражение их лиц скорее небесное, чем человеческое, как то видно по лику Христа, который являет ту кротость и милосердие, которые может передать людям божественность искусства. Это свидетельствует о врожденной способности Рафаэля придавать лицу необычайную нежность и тонкость, что еще раз подтверждается образом Богоматери, которая, сложив на груди руки, смотрит на сына с таким выражением, что, кажется, никаким ее просьбам невозможно отказать. Но еще большую гениальность проявил он в изображении богословов христианских, которые группами по двое, по трое, по шестеро ведут спор, и в их лицах видны любознательность и усилие разрешить свои сомнения, передающиеся и жестами их и движениями тела, настороженным вниманием, и нахмуренными бровями и изумлением, выражающимся у каждого на свой лад, по-разному и по-особенному».
В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари так описывает третью фреску «Парнас»: «На стороне, обращенной к Бельведеру, где Рафаэль изобразил гору Парнас и Геликонский источник, он окружил эту гору тенистым лавровым лесом, в зелени которого почти ощущается трепет колеблемой легким ветерком листвы, а в воздухе видно бесконечное множество прелестнейших обнаженных амуров, срывающих ветви лавра и сплетающих венки, разбрасывая и рассыпая их над горой, где, кажется, веет дыхание божества в красоте лиц и благородстве живописи, заставляющей зрителей изумляться тому, как может человеческий гений с помощью одних только несовершенных красок изображать предметы столь живыми, как вот эти поэты, которые виднеются там и сям на горе, одни стоя, другие сидя, здесь пишучи, там, собравшись вчетвером и впятером, в беседах, песнях и рассказах, в зависимости от того, как ему нужно было разместить их.
Здесь можно найти портреты всех самых знаменитых древних и новых поэтов, написанные в натуральную величину, частью по статуям, частью по медалям или старинным картинам, а тех, кто был в живых, — прямо с натуры. С одного края здесь Овидий, Вергилий, Энний, Тибулл, Катулл, Проперций и слепец Гомер, который, подняв чело, поет стихи, а юноша у ног записывает их. В отдельную группу соединены Аполлон и все девять муз, столь прекрасные и божественные, что от них веет жизнью и очарованием. Точно так же ученая Сафо и божественный Данте, ослепительный Петрарка и нежный Бокаччо изображены здесь совсем как живые».
Четвертая фреска Станца делла Сеньятура «Добродетели и закон» символизирует одновременно правосудие и три христианские добродетели: мудрость, умеренность и силу. Под аллегорическими женскими фигурами добродетелей Рафаэль разместил в нижней части фрески по обе стороны от оконного проема две исторические композиции: «Основание гражданского права» с византийским императором Юстинианом и «Основание канонического права», где в образе мудрого законодателя изобразил своего заказчика папу Юлия II в окружении кардиналов.
Читаем у Вазари: «Все композиции комнаты подписей размещены стройно и соразмерно, Рафаэль доказал свою зрелость и бесспорно одержал верх над всеми, кто владеет кистью, украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур, исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных, и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех прежде здесь работавших». Понтифик поручает живописцу расписать оставшиеся три комнаты-станцы, причем уже начавшие там росписи художники были отстранены от работ. Учитывая огромный объем предстоящей работы, Рафаэль набирает учеников, которые по его эскизам выполняют большую часть заказа, а четвертая, самая большая комната полностью расписана учениками.
И опять Вазари: «Насколько щедрым и благословенным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть у столь же одаренного, сколь и обаятельного Рафаэля Санцио из Урбино».
👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Конечно будет! Повторяется эпопея Пантеона: планировал рассказ по станцам Рафаэля, а когда начал писать, понял, что в один совет ну никак не уложиться, много текста и фото. Опять придется выкладывать по частям.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ходить по музеям Ватикана в спешке тура — это для галочки. А с другой стороны — мы же не искуствоведы, пишушие дисер, а потому изучающие картину или фреску часами.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Знаете, когда в 90-х мы получили возможность увидеть то, о чем только читали, то тут было не до гурманства и где-то это и было как некая галочка, я здесь был. Голодные до красот, мы набросились на количество, не вполне ощущая вкус, только позже все успокоилось и ты стал понимать, что именно хочешь от поездки.
Если данный материал не соответствует Правилам размещения информации на сайте (например, содержит нецензурные выражения или является плагиатом), пожалуйста, отправьте это сообщение, указав причину.
Визитка пользователя будет добавлена в раздел "Полезные контакты" вашей личной страницы.
Пользователь будет добавлен в ваш список друзей и вы сможете следить за его новыми материалами в разделе "Лента друзей" вашей личной страницы.