Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на эту фотографию в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
закрыть
Вы можете разместить фотографию на сайте, в блоге или в форуме, просто скопировав соответствующий код и вставив его в нужный текст.
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
Рассказать друзьям
Понравилась фотография?
6
помощь
закрыть
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Зарегистрируйтесь на Турбине, чтобы создать свою карту путешествий, иметь возможность делиться опытом и впечатлениями, вести дневники путешествий, общаться с другими пользователям, комментировать записи и участвовать в жизни форумов. Регистрация занимает не более одной минуты. Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Топ авторов помощь
закрыть
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Ватикан (столица).
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Кардинал Родриго Борджиа стал папой под именем Александр VI традиционным для того времени путем, подкупив наиболее влиятельных членов коллегии кардиналов. Для своих рабочих апартаментов в Ватикане понтифик пристроил к Апостольскому дворцу так называемую «башню Борджиа» с залом Сивилл и залом Символов Веры. Их объединили с четырьмя комнатами старого папского дворца: залом Святых, залом свободных искусств, залом Таинств Веры и залом Понтификов.
Расположенные под станцами Рафаэля, эти шесть залов получили названия по сюжетам украшающих их росписей и сейчас относятся к музеям Ватикана как «Апартаменты Борджиа» (Appartamento Borgia).
Апартаменты Борджиа были расписаны с осени 1492 года до начала 1494 года умбрийским художником Пинтури́ккио из Перуджи, принимавшим участие в росписи Сикстинской капеллы, который входит в круг лучших художников эпохи Возрождения, но относится к «звездам второй величины». Подробную характеристику творчества Пинтуриккио дает в монументальном труде «История живописи» русский художник и историк искусства А.Н. Бенуа: «В наше же время Пинтуриккио завладел всеми симпатиями, главным образом благодаря тому, что его творения являются точно сказочной детской книжкой доброго старого времени. Это время восстало в образах Пинтуриккио с какой-то ребяческой ясностью и непосредственностью. Талантливый «маляр» Пинтуриккио был маленьким, глуховатым, невзрачным человечком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной. Искусство Пинтуриккио необычайно для своего времени поверхностно: ни одной драматической ноты мы не встретим у него. Все здесь праздник, все улыбка — та милая, но чуть мучительная улыбка, что застывает на губах глухих, старающихся не подать вида, что они не слышат. Особенное внимание Пинтуриккио обращает вообще на всю «постановку» своих действий: на костюмы действующих лиц, на декорации, аксессуары. Настоящая сила Пинтуриккио в стенных композициях, которыми он умеет действительно обогатить и развеселить предоставленные под его уборы помещения. Каждая фреска Пинтуриккио в отдельности нечто довольно пустоватое, крайне наивное и условное. Однако в общем эффекте яркие его краски, обилие золота и изощренная орнаментика, которой он любит окружать свои главные сюжеты, производят чарующее впечатление».
Пинтуриккио. Мистическое обручение Святой Екатерины. Пинакотека музеев Ватикана
В искусстве Возрождения (да и сегодня тоже) желание заказчика определяло 90% полученного результата и то, за что критикуют Пинтуриккио, идет от его заказчика папы Александра VI, который хотел в своих апартаментах показать богатство, роскошь и власть. К сожалению, сохранились потолочные росписи апартаментов Борджиа, а часть настенных утеряна.
В зале Сивилл (Sala delle Sibille) башни Борджиа изображены двенадцать античных прорицательниц Сивилл в паре с ветхозаветными пророками. В соответствии со средневековой иконографией фигуры идентифицируются по свиткам в их руках со стихами предсказаний и пророчеств, предвещающих пришествие Христа и показывающих, как в общем ожидании Мессии классический языческий мир может быть связан с христианским миром. На восьмиугольных панелях представлены символические изображения планет с солнцем и их связь с жизнью людей: Сатурн и дела милосердия, Юпитер и охотники, Марс и воины, Луна и рыбаки, Венера и любовь, Меркурий и торговцы, Солнце и правители.
Вторая комната в башне Борджиа — зал Символов Веры (Sala del Credo), названа по имени системы основополагающих догматов христианского вероучения. Здесь изображены двенадцать апостолов в паре с ветхозаветными пророками с развевающимися свиткам в руках, содержащими краткое изложение догматов Церкви и свидетельствующими о преемственности между Ветхим и Новым Заветами.
Украшенная гербом с ключами Святого Петра узкая мраморная дверь ведет из залов в башне Борджиа в анфиладу из трех комнат в старом папском дворце, майоликовый пол которых имеет неодинаковую высоту, поэтому переходя из одной в другую, нужно каждый раз спускаться на одну ступеньку. Церемониймейстер папского двора Иоганн Бурхард в своем «Дневнике о римских городских делах» называет эти три комнаты «тайными, секретными комнатами», в которых папа Александр VI проводил приватные встречи и переговоры. Первую из этих комнат Бурхард упоминает как «палату Попугаев»: «В тот же день святейший папа наш, выйдя из палаты Папагалли… Папа встал и, держа своей левой рукой правую руку короля, возвратился в палату Папагалли… Святейший папа наш, надев в палате Папагалли столу с бриллиантами и шляпу из кремонского бархата…». Эта комната, служившая рабочим кабинетом папы Борджиа, окнами выходила на внутренний двор Апостольского дворца, называемый двором Попугаев (cortile del Pappagallo), в котором тогда существовал сад с редкими растениями, экзотическими животными и птицами.
Сегодня палату Попугаев называют залом свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) по изображению составлявшим основу средневекового обучения «искусствам» или дисциплинам. Первая ступень средневекового образования – тривиум, включала 3 гуманитарные дисциплины о языке и его использовании: грамматику, логику и риторику. Повышенный курс светского образования – квадривиум, требовал изучения четырех точных наук: арифметики, геометрии, астрономии и музыки (как науки о гармонии). На фресках Пинтуриккио аллегорически изобразил сидящих на тронах привлекательных женщин с выгравированными на основаниях именами, соответствующими семи искусствам-дисциплинам.
Зал Святых (Sala dei Santi) с фресками из жизни святых полностью расписан Пинтуриккио без помощи учеников. Описание этих фресок приводит в книге «Борджиа» современный французский историк Иван Клулас: «Одна из них в глубине изображает святую Екатерину Александрийскую, беседующую с императором Максимином: она должна опровергнуть языческие верования в споре с пятьюдесятью противниками. У святой явно проступают черты Лукреции (дочь папы Александра VI): юное лицо, изящество, золотистые волосы — именно такой ее описывают в момент ее свадьбы с Джованни Сфорца. В императоре, сидящем на троне под золотым балдахином, все единодушно признают Чезаре Борджиа (сын папы Александра VI). Вельможа, одетый на турецкий манер, стоящий слева от трона, — явно принц Джемаль, его туника украшена стилизованными цветами — такие часто встречаются среди оттоманских символов. Другой вельможа, стоящий справа, в розовой накидке и красной шапке, — вполне вероятно, изображает Андрея Палеолога, сына Фомы, деспота Морейского, потомка бывших восточных императоров. Герцог Хуан Гандийский — это, скорее всего, всадник с собаками на фреске справа, одетый по-восточному, он любил одеваться на турецкий манер. Позади деспота Морейского Пинтуриккио изобразил также самого себя. Композиция «семейной картины» приятна и спокойна: это совсем не похоже на резкий и страстный спор святой Екатерины, о котором рассказывает легенда. Это, скорее, изображение одного из тех блестящих приемов, которые так нравятся Александру и его детям. На нем царит атмосфера буколического праздника у триумфальной арки, похожей на триумфальную арку Константина и прославляющей папу, — об этом свидетельствуют бык Борджиа и надпись: «Тому, кто установил мир»».
Об этой триумфальной арке Константина на фреске «Спор Святой Екатерины Александрийской» Бенуа в «Истории живописи» писал: «Пинтуриккио придерживался культа древности, выявлявшимся во второй половине XV века на каждом шагу и требовавшим от живописцев свидетельств их знания древнего зодчества. Редкая картина обходилась без архитектурного пейзажа, без арки, колонны, куска античной стены, обломков скульптуры».
Фреска «Спор Святой Екатерины Александрийской» в зале Святых апартаментов Борджиа
Вернемся к книге «Борджиа» Клуласа: «Следующие сцены тоже полны жизни и очень естественны. Аббат Святой Антоний навещает Святого Петра-отшельника в пустыне, весьма напоминающей цветущий рай. «Посещение Марией Святой Елизаветы» — повод, чтобы изобразить играющих детей и девушек, сидящих у прялки и занимающихся рукоделием. Картина, представляющая Святую великомученицу Варвару — с распущенными золотыми волосами, ужасом в глазах, — считается одним из самых прелестных женских портретов кисти Пинтуриккио. Действие эпизода «Сусанна и старцы» происходит в прекрасном зеленом саду, окруженном изгородью из роз, там живут разнообразные животные — олени, лани, кролики и даже обезьяна, сидящая на золотой цепи. Картина мученичества Святого Себастьяна с лучниками, солдатами и всадниками на фоне холма Палатина и Колизея, напоминает, что папа Борджиа обеспечил Святой город всеми необходимыми средствами защиты от любой агрессии. На картине в круглой рамке, отделанной под мрамор, над входной дверью в эту комнату — Дева в окружении шести ангелов учит читать Младенца Иисуса по книге, которую она держит в правой руке. Считается, что на этой фреске Пинтуриккио написал Джулию Фарнезе (любовница папы Александра VI) с чертами Богоматери».
Продолжаем читать французского историка Ивана Клуласа: «Насколько легко поддаются толкованию эти фрески, настолько же трудно объяснить сцены, изображенные на потолке и предназначенные для посвященных. В них рассказывается древнеегипетская история Изиды и Озириса, они явно свидетельствуют о склонности Александра VI к эзотеризму: выбрав эту тему, глава Церкви провозглашает, что античные мифы предвосхищают христианские догмы. Но вместе с тем он прославляет свою династическую гордость. Озирис, брат и супруг Изиды, был превращен после смерти в священное животное — быка Аписа. Напоминание об этой легенде позволяет поместить на почетное место геральдическое животное Борджиа. Большинство верующих были шокированы появлением изображения древних идолов в месте, где жил верховный глава христианского мира. По просьбе папы Александра VI был составлен комментарий к этим фрескам, чтобы устранить двусмысленность и показать, что в этой истории отражена тайна смерти и воскрешения. Человеческое существо, не поддающееся козням дьявола, могло, как Озирис, возродиться для вечной жизни. Озирис, Изида и Гор предвосхищали христианскую Троицу с той лишь разницей, что Изида — женщина, исполненная уважения к религии и одновременно страстная, — именно таких женщин любил папа Александр VI».
Потолочные фрески зала Святых в апартаментах Борджиа
Третья из «тайных, секретных комнат» апартаментов Борджиа — зал Таинств Веры (Sala dei Misteri), которую в книге «Борджиа» современный французский историк Иван Клулас описывает так: «Посетитель испытывает живое удовольствие, рассматривая этот зал. Восхитительная гармония золоченой штукатурки под мрамор на голубом фоне еще больше подчеркивает великолепие стенных росписей. Золотые арабески вырисовываются на бледно-зеленом фоне, обрамляя сцены из Нового Завета, изображающие радостные мистерии. На стенах одна за другой изображены шесть сцен: Благовещение, Рождество, Поклонение Волхвов, Воскресение, Вознесение и Троица. В сцене Воскресения Александр VI изображен перед могилой Христа, откуда Спаситель возносится на Небо. В церемониальной мантии, усеянной драгоценностями, папа преклонил колени и положил свою тиару из золота и серебра на землю. Он получает благословение воскресшего Христа. Спокойствие и величавость понтифика резко контрастируют с волнением и оцепенением солдат, стоящих у гроба. Художник, будучи хорошим наблюдателем, не упускает возможности изобразить чувственность понтифика, проступающую во всех его чертах, но мастерски передает то, что хотел донести папа: он появляется как Наместник Христа. Напрямую связанному с живым богом, ему одному даровано право передавать людям волю Неба».
Последнее, шестое помещение апартаментов Борджиа называется залом Понтификов (Sala dei Pontefici), поскольку раньше его стены украшали портреты десяти наиболее знаменитых пап (от портретов сохранились только латинские надписи с именами). Этот самый большой и роскошный зал использовался для проведения торжественных церемоний, официальных банкетов, аудиенций и консисторий. Оригинальный потолок зала Понтификов обрушился в 1500 году во время урагана, ярко описанного в «Дневнике о римских городских делах» церемониймейстера папского двора Иоганна Бурхарда: «Папа Александр VI был покрыт обломками, что привело даже к объявлению о его смерти, но вместо этого был защищен рукой Божией и чудом остался невредимым». Через 20 лет потолок был восстановлен и украшен фресками и лепниной учеников Рафаэля.
Известный противник католицизма и папства французский писатель Лео Такси́ль в книге «Священный вертеп» писал: «Борджиа! Имя, которое стало синонимом всех пороков. А между тем немногим известны все злодеяния этого сущего дьявола на земле. Борджиа дал полную волю своим природным инстинктам и страстям, превратив Рим в бойню». После смерти Александра VI следующие папы не захотели жить в апартаментах Борджиа, и они были надолго заброшены. В 1816 году здесь разместили возвращенные картины, вывезенные Наполеоном из захваченного Рима, а с 1973 года в апартаментах Борджиа выставляется коллекция современного религиозного искусства, относящаяся к музеям Ватикана.
👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Если данный материал не соответствует Правилам размещения информации на сайте (например, содержит нецензурные выражения или является плагиатом), пожалуйста, отправьте это сообщение, указав причину.
Визитка пользователя будет добавлена в раздел "Полезные контакты" вашей личной страницы.
Пользователь будет добавлен в ваш список друзей и вы сможете следить за его новыми материалами в разделе "Лента друзей" вашей личной страницы.