При ограниченных финансах и неблагоприятных начальных условиях прихорашиваться можно двумя способами: постепенно заменять грязь на красоту или же лепить красоту непосредственно посереди грязи в надежде, что первая затмит своим блеском запах второй. Ну это как после игры в футбол можно или сначала в душ сходить, а потом побрызгать себя чем-нибудь вкусным, или сразу залиться парфюмом в расчете на то, что туалетная вода заглушит запах пота. Очевидно, что вторая стратегия менее эффективна и нередко лишь усугубляет ситуацию. И ведь как правило же уборка в сравнении с наведением красоты — операция малозатратная. Причем правило работает практически независимо от области применения, идет ли речь о запахах или о внешнем виде города.
Тем удивительнее из приезда в приезд наблюдать, как Варшава уверенно движется по второму пути, стахановскими темпами создавая островки красоты в море беспросветной серости и грязи, вместо того, чтобы сначала прибраться. Ну, например, построили недавно суперсовременный центр науки (ясен пень имени Коперника). Планетарий красивый там, парк, травка ровненькая, цветочки высаживают.
И красота эта вся прямо на берегу Вислы, главной польской реки. А набережная главной реки страны в центре европейской столицы может выглядеть так.
Видимо, кто-то все-таки догадывается, что набережная в Варшаве могла бы быть и посимпатичнее, и украшает ее искусством. Например, арт-объектом «гигантское кресло».
Ну ладно набережная. Денег на ее строительство может нужно и поболее чем на центр науки и техники. Но вот тут же неподалеку новый стадион строят к чемпионату Европы на 60 тысяч. Нацпроект практически, так что вопрос денег не стоит.
А почистить двадцатилетнюю ржавчину с ограды соседнего моста дорого.
Про «почистить речку» даже не заикаюсь.
Строят в центре небоскребы. Intercontinental, Mariott, космические торговые центры. Дело хорошее, чего уж там.
Но отмыть загаженные голубями табло на центральном железнодорожном вокзале, стоящем ровно среди тех самых небоскребов, то можно.
Дворец культуры, Сталинская высотка, символ города. Ночью светится исключительно. Причем цвет подсветки каждые полгода меняют: то синий, то зеленый, то еще какой-нибудь.
Но при этом неоновые горящие через одну буквы, которым лет 40 исполнилось, над входами заменить никому в голову не приходит.
Возьмем парк. Газончики постриженные, очередной свежий накрахмаленный памятник павшим войнам, лавочки новые, фонари.
А в 20 метрах фонтанчик. Старый, разбитый, неработающий, изрисованный и с пустым пузырем из под водки.
Нет, я конечно понимаю, что в любом Париже фотографий загаженных улиц и неухоженных парков наберется на 10 таких заметок, но нигде такого количества вопросов «да как же так можно?» как в Варшаве не возникало. Даже местная интеллигенция как бы интересуется, какую еще красивость строят местные власти посереди привычного хлама.