И впрямь, как только Вараждин не называют: и «барочная столица Хорватии» из-за неплохо сохранившихся дворцов и церквей в стиле барокко, даже дающих право городу называться «музеем барокко под открытым небом», и «хорватская Вена» из-за строений с отпечатками габсбургского влияния на архитектуру, даже «городом цветов», ведь пестроцветье повсюду.
Небольшой городок на севере Хорватии насчитывает уже более 8 столетий, хотя поселения на берегах Дравы, если верить находкам археологов, существовали здесь еще в эпоху Римской империи. Упоминания как о городе относят к 1181 году, тогда же Загребская Курия в подарок от короля Белы III получила термальные источники с уникальными свойствами, а как о вольном королевском городе, 1-м в Хорватии, согласно грамоте, пожалованной Вараждину хорватско-венгерским королем Андрашем II, в 1209-м.
Город на перекрестье торговых путей Венгрия — Адриатика и Штирия – Славония рос и богател за счет купцов, промышленников и состоятельных землевладельцев, став лакомым куском для османских завоевателей. В XVI-XVII веках он часто подвергался набегам и грабежам с их стороны.
При Марии-Терезии в 1756-1776 годах Varaždin фактически был столицей Хорватии (многие постройки того периода сохранились и до сих пор) и опорным пунктом обороны венгерских и габсбургских правителей от турецкой экспансии, пока при пожаре в 1776-м не выгорел практически дотла. А причиной, погубившей город, по одной из версий, стала попавшая на солому искра из трубки паренька, погнавшегося за свиньей и споткнувшегося по дороге. Так столицей волею судьбы стал Загреб.
Вараждин медленно возрождался, обретая пышность барочных дворцов, храмов и монастырских подворий, к концу XIX века бывшую столицу, разросшуюся и похорошевшую, почти восстановили. И хотя прежний статус город, ставший промышленным и культурным центром утратил, одним из важнейших на северо-западе Хорватии он остается по-прежнему.
Сегодня, по прошествии уже более чем столетия, когда-то розовые, кремовые, светло-голубые старинные дома городской знати заметно пооблупились и нуждаются в реставрации.
На их скромном фоне здание почты – настоящий дворец.
Не говоря уж о Национальном театре. Здесь бывают театралы со всей Европы, особенно осенью, когда проходит фестиваль уличных артистов, музыкантов и художников Špancirfest и знаменитые вараждинские «Вечера барокко».
Не случайно, проходя мимо храма искусства, гид напомнила нам об Имре Кальмане и его самой зажигательной оперетте «Марица», где упоминается родина матери композитора — Вараждин, и в которой барон Зупан поет:
Поедем в Вараздин, где всех свиней я господин,
Ах, ради Ваших глаз, поедем хоть сейчас!
Там столько чудных дней — нежнее, чем моих свиней
Я холить буду Вас, как свинопас.
Хотя впечатление провинциального захолустья городок совсем не производит. Скорее уж можно было бы соблазниться словами: «Поедем в Вараждин, где цветёт розмарин!» И не только.
Город вообще утопает в зелени. Рядом с театром парк филолога-слависта Ватрослава Ягича, уроженца Вараждина.
В XIX веке кроме европейских университетов ученый преподавал в Санкт-Петербурге и Одессе, за заслуги в изучении славянских языков даже ордена удостоился. Самому же памятнику повезло меньше, мало того, что при перевозке из Загреба его «одели» в женский плащ, так еще и повредившуюся конечность рабочие, как смогли, приделали сами.
Напротив парка церковь св.Николая с готической башней и колокольней. Само здание построили на месте прежней церкви в 50-х годах XVIII века, лишь колокольня сохранилась со времен Средневековья.
Там установлена статуя медведицы, что для храма божьего не типично, но по легенде церковь возвели на месте берлоги, не найдя которую, медведица навсегда окаменела и осталась увековеченной в камне.
Святого Николая считают небесным покровителем Вараждина, а посему приходской храм здесь чуть ли не главный, и двери его открыты для всех. Если верить старым хроникам, раньше сюда за молитвой и покаянием приходили даже преступники.
Сегодня у стен церкви летнее кафе,
с другой стороны на площади Slobode здание органа муниципальной власти.
В пешеходной зоне исторического центра сосредоточена большая часть достопримечательностей Вараждина. Прогуливаясь мимо бывших особняков городской аристократии, в которых сегодня живут обычные горожане, а первые этажи домов занимают магазины, рестораны, офисы учреждений,
взирая на башни церквей и крыши «с глазками»,
усматривая запоминающиеся детали во всем, что приковывает взгляд,
приятно заглянуть и в уютные крошечные дворики.
Хозяева давно привыкли к нашествию туристов и лояльно относятся к их желанию непременно запечатлеть всю растительность — их домашнюю гордость, что по-хорватски звучит как «понос». Для наших ушей тождественность эта ой как сомнительна. И если бы характеристика типа «поносный» (что значит «гордый») прозвучала вдруг в отношении кого-то из нас, вряд ли бы ее сочли за комплимент, и подобная похвала обрадовала.
Как бывший столичный город Вараждин имеет и Кафедральный собор. Церковь Вознесения Марии в стиле барокко в основном построена иезуитами в 1642-1646 годах. Спонсировал строительство граф Гаспар Драшкович, знатный вельможа из дворянского хорватского рода.
В монастырский комплекс ордена помимо церкви Успения Девы Марии входила еще и школа. После Риеки и Загреба это было 3-е учебное заведение в стране, которое являлось символом Вараждина несколько веков подряд.
Колледж при храме строился еще почти полвека, а монастырские постройки после запрета ордена неоднократно меняли хозяев и использовались не по назначению. Сегодня его занимает факультет информатики и менеджмента Загребского университета. А здание общественной гимназии ныне резиденция епископа Вараждина.
Розовый фасад здания собора венчает статуя Девы Марии над главным порталом XVII века, а ниже гербы местных аристократов семьи Драшкович.
Барочный алтарь 11х14м в Вараждине крупнейший. Самое ценное в нем изображение Святой Троицы и рельеф с образом «Тайной вечери», созданный неизвестным мастером,
кафедра
Часовни в боковых нефах посвящены святым из ордена иезуитов, основателю ордена — Св.Игнатию Лойоле и известному иезуиту — Св.Франциску Ксаверию в том числе.
Кафедральным собор стал лишь в 1997 году. В нем прекрасная акустик, есть орган, и фестивали музыки «Вечера барокко» в храме стали традиционными.
В самом центре Вараждина с угла Кафедрального собора расходятся (и там же встречаются) 2 главные площади города – Trg Kralja Tomislava и Трг Franjevacki.
Градска Виечница на площади Краля Томислава занимает особое место. Виечница, созвучное с русским «вече», где собирался народ, или Ратуша предназначалась для городского совета. Построено здание в 1523 году, а нынешний вид с башней с часами после некоторых реконструкций оно приобрело в 1791-м. С момента постройки Ратушу занимали городские власти, и все значимые мероприятия проходили перед ней на площади.
При Габсбургах смена караула перед Виечницей напоминала церемониал, в наши дни он проходит по субботам с 11 до 12 (мы били во вторник, так что увидеть зрелище не довелось), караульные в гвардейской форме XIX века выполняют традиционный ритуал скорее для туристов и горожан.
Среди домов на площади Томислава обращает на себя внимание дворец Драшковича с гербом знатного семейства.
До него на этом месте находился особняк одного из представителей рода. Потом его снесли, и на освободившемся месте в 1616-м появился новый дворец, впоследствии тоже не обойденный пламенем пожарищ. Современный вид здание приобрело во 2-ой половине XVIII века. Какое-то время во дворце проходили заседания парламента Хорватии, потом он стал резиденцией Королевского совета наместников.
С дворцом связана и такая история: Казимир Драшкович, живший здесь в свое время, женился на протестантке, баронессе Марии Сусанне Малатински, даже откупные за развод заплатил ее супругу, чтобы брак состоялся. Венский двор негодовал, да и семья была в шоке, но влюбленный граф не знал преград.
Будучи замужем прекрасная венгерка познакомилась с графом Надашди. А когда муж ее отошел в мир иной, молодая вдова недолго горевала и спустя 3 месяца после его смерти стала женой бана (наместника) Хорватии, дворянина и бравого гусара Ференца Надашди.
Ныне этот дворец в частной собственности и для туристов закрыт.
Он, конечно, не единственный здесь. Местная знать, строя для себя особняки, не скупилась на массивные порталы, балконы и архитектурные детали.
Даже дома попроще на улочке Gajeva за Ратушей принадлежали, судя по всему людям не бедным.
Левее, в одном квартале от площади Томислава яркое, одно из самых старых и узнаваемых в Вараждине зданий в форме латинской буквы «L» — Palac Prasinski-Sermage. Его построил в XVII столетии влиятельный вельможа Франьо Прашински. А когда у дворца сменились владельцы в середине XVIII века, они добавили к названию свою фамилию, с тех пор один из первых в Хорватии, построенный в барочном стиле, он стал называться дворец Прашински-Сермаге.
Сегодня здесь археологический отдел и художественная галерея старых и новых мастеров, проходят временные выставки. И хорватские кинематографисты не раз использовали дворец в качестве съемочной площадки.
Тихо, жарко, атмосфера в городе почти сонная. Но вот мимо нашей группы организованно с сопровождающими проходят то малыши детсадовского возраста, то школьники на экскурсию, а то и небольшие компании студентов, и только те, кто потягивает пиво под зонтиками уличных кафе на Stančićev trg, получают удовольствие и никуда не торопятся, с любопытством разглядывая прохожих.
В старом городе максимум исторических памятников, но главная «изюминка» его замковый комплекс Stari Grad с крепостными башнями и галереями. Он строился c XIII по XVIII века и долгое время принадлежал семейству Эрдёдь из местных правителей.
Сегодня в замке (подробнее о нем расскажу отдельно) Вараждинский муниципальный музей, а старейшую башню замка можно увидеть практически везде и крышки люков не исключение.
Расположение Trg tradicijskih obrta – площади Ремесел или площади Мастеров у стен замка вполне символично. Здесь много веков назад вовсю шла торговля, да и сегодня пусть не так бойко тоже торгуют.
Хотите монетку с гербом города? Местный кузнец может изготовить ее тут же для вас.
Ткачи и шляпники продают свои изделия, художники — картины. Здесь можно пробовать местный мед и медовуху, приобрести местные специалитеты.
Напротив монастырь и розовая церковь Урсулинок (Ursulinska crkva), датируемая началом XVIII века, построенная их монашеским орденом.
Сестры ордена прибыли в Вараждин по приглашению графини Драшкович в 1703 году, чтобы открыть школу для девочек. И улица, на которой находятся постройки, носит название улицы Урсулинок.
Заглянув по пути на подворье Францисканского монастыря, внешний вид которого сохранился с 1678 года, со старой аптекой при монастыре,
вышли на еще одну центральную площадь, больше похожую на широкую улицу, площадь Франьевачки (Franjevački).
Здесь тоже много интересного. К примеру, Францисканский храм Св. Иоанна Крестителя, притягательный не только как культовое, но и как архитектурное сооружение в стиле барокко.
Францисканцы появились в Вараждине в XII веке, а в XIII их орден сменил орден св. Иоанна, трудами рыцарей которого здесь появилась деревянная церковь и больница при ней. Позже они сгорели во время пожара, но свято место пусто не бывает, и в 1650-м здесь построили новый барочный храм с каменным порталом и почти 55-метровой башней. Он внушительный по размерам, но внешне довольно скромный, разве что солнечные часы на южной стене могут служить украшением.
А в интерьере ценны алтарь, кафедра с богатым орнаментом и скульптуры апостолов и францисканцев.
Перед входом в храм памятник епископу Гргуру Нинскому, рьяному борцу за то, чтобы службы в храмах велись не на латыни, а на местном наречии. Бронзовая 8м статуя – одна из 3-х статуй (другие в Сплите и Нине) работы известного хорватского скульптора Ивана Мештровича появилась в Вараждине в 1932 году. Туристы с верой и надеждой усердно трут большой палец левой ноги на памятнике, дабы загаданное ими желание сбылось, такова традиция. Как там с исполнением желаний – трудно сказать, но палец давно натерт так, что блестит на солнце.
А в потаенном месте за церковью прячутся «ангелы», именно из-за них, местных ангелочков и божьих вестников Вараждин еще называют «городом ангелов».
На площади Франьевачки сразу несколько дворцов: рядом с церковью во дворце Херцер энтомологический музей с коллекцией насекомых, созданный местным биологом Франьо Кошичем;
напротив один из дворцов семейства Драшковичей (желтый),
а рядом розовое здание с флагами — Мэрия города, где располагается правитель округа или глава жупании.
Слева на углу дворец Патачича с красивым эркером и порталом, построенный в 1764 году.
Для столь небольшого городка как Вараждин с населением чуть больше 47 тысяч человек культурно-исторических ценностей, компактно расположенных в центре, более чем достаточно. Архитектура старинных домов, расположенных вокруг средневековой крепости, бережно сохраняется.
В 2005 году старая часть города Вараждин с замком, созданная в XII веке, даже внесена под № 162 в предварительный список объектов, предложенных правительством Хорватии в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия.
И странно, что город, буквально пропитанный историей, совсем не избалован туристами. А зря.