Во все времена бытовали среди простого народа легенды и сказания о "благородных разбойниках", которые защищали бесправный люд от несправедливых и жестоких властей. Большой вклад в создание положительного имиджа внесли писатели, а затем представители индустрии кино. На вскидку вспоминаю литературных героев — английского разбойника из Шервудского леса Робина Гуда и карибского благородного пирата Питера Блада. Да, пожалуй, у каждого народ можно найти такого. А сколько фильмов и телесериалов посвящено благородному Зорро. В годы моей юности в роли Зорро блистал Ален Делон, на перегибе веков прошлого и нынешнего Антонио Бандерас.
Была ли реальная основа под всеми этими приключениями, трудно сказать. В жестокие времена нужно верить в чудеса, пусть при этом "благородные разбойники" не совсем благородны. В памяти русского народа таким разбойником предстаёт Стенька Разин.
В письме к брату, написанному в ноябре 1824 года, Александр Сергеевич Пушкин назвал Разина "единственным поэтическим лицом русской истории". А в своих "Песнях о Стеньке Разине", созданных в 1823 году, писал поэт:"Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица".
Много погулял Степан Разин по Волге вдоль волжских берегов, много преданий и сказаний связано с ним. Если верить преданиям, то облюбовал берег устьевого залива Курдюма Стенька Разин в последнее десятилетие своей жизни.
Здесь разместилась якобы его стоянка и место с тех пор назвалось Стенькин городок.6 июня 1671 года в Москве жуткой смертью был казнён Стенька Разин Болотная площадь. Название имеет значение!,
но история на этом не заканчивается. Во многих местах на волжских берегах Саратовской губернии, куда когда-то входила и современная Волгоградская область, бытуют предания о несметных сокровищах, спрятанных грозным атаманом. Вот только никак не найдутся эти клады. Одна из легенд гласит, что брата Степана Разина Фрола не казнили из-за того, что тот пообещал показать царским слугам все клады вольного атамана разбойников. Пять лет Фрол водил за нос сыскарей кладов, но ничего не обнаружили и в 1676 году его казнили.Если верить преданиям, то в Сплавном овраге
возле Стенькиного городка Степан Разин затопил косоушку (большую парусную лодку) с золотом. Но не нашли пока этого золота. В наше время Усть-Курдюм стал очень популярен для строительства коттеджей, иногда шальная мыслишка закрадывается, а может они все там клады ищут.Стенька Разин был не последним разбойником, облюбовавшим эти берега. В конце XVIII -начале XIX веков на Волге процветал речной разбой. В основном разбойники грабили корабли, приставшие к берегу для отдыха, но могли тёмной ночью напасть на приглянувшийся им дом в прибрежных селениях. Ряды разбойников пополнялись в результате многочисленных побегов из рекрутских партий, войска, помещичьих и государственных крестьян. Даже в губернском городе Саратове бывали случаи разбоя и убийства. Николя Савен, помните Поиск французских следов в Саратове в густом тумане истории, писал в воспоминаниях: "...ночью богатые дома... охранялись стражею, вооруженной дубинами и ружьями". В окрестностях Саратова разбойники имели постоянные логовища в разных оврагах. Что говорить об удаленных от города селениях. В Стенькином городке обосновалось новое поколение разбойников, зарывших там бочонок с золотом. Якобы они показали его местонахождение маленькой местной девочке, но в результате различных обстоятельств клад был утерян.
Для борьбы с речными разбойниками на Волге была создана в 1797 году гардкоутная флотилия из 18 одинаковых судов гардкоутов, которые не имели даже имён, а только номера.
Флотилия была разделена на три отряда, один из которых свершал крейсерские плавания между Хвалынском и АстраханьюПервая деревенька появилась в Усть-Курдюме в конце XVIII века, затем появилось еще пара и в конце концов они слились в один населённый пункт. Интересно, что граница между бывшей деревней Бажановкой
и Усть-Курдюмом чётко прослеживается. Это перешеек между заполненным водой Сплавным оврагом и заросшим оврагом ближе к Волге. По перешейку проходит дорога.Не в каждый колхоз и деревню добирались руководители страны и партии. В феврале 1954 года в Усть-Курдюме побывал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Как много в нашей жизни порой играет случай. В Усть-Курдюме размещалась центральная усадьба колхоза имени Фрунзе. Хрущев не поленился пообщаться с колхозным агрономом Е.Д. Бондаренко, расспрашивая как тот будет сеять кукурузу. Ответ Хрущева удовлетворил и, когда местные жители попросили построить школу, дал указание выделить деньги. Так в Усть-Курдюме через полтора года, в 1956 году, появилась средняя школа.
Случай — великая сила!В девяностых годах прошлого века сюда началась миграция чиновного люда и просто людей с большой мошной.
Усть-Курдюм стали называть "Саратовская Рублёвка". Начали появляться красивые коттеджи и целые замки, часть из которых мешает доступу людей к Волге. Практически нужно дойти до окраины посёлка вдоль ряда зданий, чтобы увидеть водную гладь, не закрытую домами. На окраине можно спустится вниз и прокатиться на лодке. Интересно, как коттедж из английского одноэтажного скромного домика в изначальном его понимании превратился в махины в России. Хотя есть в селе скромные коттеджи и даже вот такие симбиозные дома.Для развлечения богатых людей построен яхт-клуб,
он огорожен оградой и к Воле через него простому человеку не пройти.Стройка ни на миг не прекращается,
на месте развалюх поднимаются солидные здания. Чувство стадности сгоняет людей в одинаковые дома, сделанные по одному проекту.Благодаря интенсивному строительству в селе в начале нынешнего столетия появились церковь,
мечеть и парк. Село зелёное, много цветов возле домов и усадеб.Возле мечети ежегодно проводится Сабантуй на волжских берегах.
Уть-Курдюм соткан из парадоксов. Находится возле воды, имеются многочисленные замки-коттеджи, но время от времени возникают проблемы с водой и тогда выручают обычные уличные колонки.
Дома для богатых соседствую с обычными деревенскими домами.
Даже магазины разные. Есть в центре огромный, а есть ларёк на окраине.А дороги как везде.
Только к сабантую в центре села положили новый асфальт, чтобы высокие гости машины не разбили.Вот такой Усть-Курдюм, сотканный из блеска шёлка с ситцевыми заплатами для нищих.