Вот и пришло время продолжить мой рассказ про нашу мексиканскую поездку и раз закончил я свою предыдущую серию рассказов на отеле рядом с археологической зоной Ушмаль, то соблюдая хронологию событий продолжу свой рассказ, начав его именно с этого города…
Ушмаль — один из древнейших городов майя расположенный на северо-западе полуострова Юкатан, город который до настоящего времени упорно не хочет расставаться со своими тайнами, даже сейчас его древнейшая история и время основания точно не установлены.
Известно лишь то, что в период между VII — X веками н. э. он являлся главным религиозным и церемониальным центром на холмах Пуук, а своего расцвета в качестве важного политического и экономического центра майя, достиг в IX-XII веках н. э. В то время город, управляемый династией Шиу, занимал территорию более 37 кв. км, население его насчитывало порядка — 25000 человек.
Позже город был захвачен племенем Тутуль-шив связанным с тольтеками и в XIII—XV вв. вёл междоусобные войны с Майапаном и Чичен-Ица за политическое владычество на Юкатане. Точная хронология этих событий не ясна из-за противоречий в источниках, но вероятно, что в начале XIII в. н. э. Ушмаль был разгромлен войсками Майяпана, большинство его зданий было разрушено, население стало постепенно покидать город, а Тутуль-шив перенёс свою столицу в г. Мани.
Первые обследования руин города были осуществлены в 1836г Жан-Фредериком Максимильеном де Вальдеком — французским авантюристом, любителем древностей, художником, картографом и путешественником, являвшимся безусловно талантливой, но при этом весьма не однозначной личностью, постоянно мистифицировавшей свою деятельность.
Он был первым исследователем, подробно описавшим Ушмаль и ещё ряд известных древних городов майя, но его зарисовки не отличались правдивостью, в них он стремился придать памятникам майя черты сходства с искусством Древнего Египта. Он активно продвигал теорию связи Древней Америки и Египта, его изображение Пирамиды волшебника в Ушмале изрядно напоминала египетскую, а на ряде рельефов из Паленке отчётливо просматривались слоны, никогда не существовавшие на Юкатане, тем не менее — это сыграло свою роль, о существовании города заговорили все и он приобрёл широкую известность. Тем не менее серьёзные раскопки, восстановление и изучение Ушмаля начались лишь в 1929 году.
Одной из важных отличительных особенностей Ушмаля от остальных городов майя является отсутствие источников пресной воды — сенотов, являвшихся обязательным условием возникновения юкатанских поселений, из за чего город периодически испытывал острый недостаток воды. Для пополнения запасов воды от дождя, горожане строили подземные колодцы-цистерны, а также сложные системы водоснабжения, одна из которых сохранилась и до наших дней. Вместе с тем в городе процветал культ бога дождя Чака, изображения которого можно найти на всех без исключения, сохранившихся постройках.
Кстати столь часто встречающиеся изображения Чака, на ряду с многообразием украшений фасадов зданий являются характерными чертами архитектурного стиля Пуук, лучшим образцом которого является Ушмаль.
Не лишена изображений бога Чака и самая высокая на территории комплекса — Пирамида Волшебника («Дом карлика»). Своим названием она обязана древней индейской легенде, которая рассказывает о воздвигнувшем эту пирамиду за одну ночь могущественном карлике, вылупившемся из яйца, подаренного колдунье карликами, из пещеры недалеко от Ушмаля. В легенде рассказывается о сказочном гонге, расположенном в соседнем лесу, который зазвенит лишь тогда, когда в него ударит настоящий правитель Ушмаля. Гонг зазвенел от удара карлика. Тогдашний правитель испугался соперника и назначил карлику три невыполнимых испытания. Одно из них было возвести за ночь гигантскую пирамиду. Карлик прошел все испытания, и стал новым правителем королевства.
Пирамида Волшебника имеет отличную от других пирамид майя форму, её стены не прямолинейны, а образуют форму эллипса. Строительство пирамиды происходило в несколько циклов, изначально был построен небольшой храм бога дождя Чака и с каждым новым циклом он обрастал новой надстройкой, так что старая пирамида оказывалась внутри новой. Пирамида Волшебника состоит из пяти таких пирамид. Из за того, что строительство осуществлялось в несколько циклов на пирамиде сохранились старый и новый храмы расположенные на разных ярусах, с восточной и западной стороны соответственно, от подножия к ним поднимаются две лестницы. Оба храма предназначались для принесения жертв богу Чаку.
Рядом с пирамидой располагается комплекс из четырех зданий- Женский монастырь.
Естественно такое название им дали не майя, этим зданиям как и другим постройкам на территории археологического комплекса название присвоили европейцы, впервые побывавшие здесь. В комплексе находятся 74 напоминающих кельи комнаты, по предположениям археологов во времена майя здесь находилось военное училище или школа где обучались будущие священники, астрологи и целители. Фасады зданий украшены колоннами, изображениями бога Чаака, рельефными изображениями пернатого змея Кукулькана и фигурами людей.
Дальше через обязательное для майянского города поле для игры в мяч…
… мы направляемся к Большой пирамиде, первой пирамиде в нашей поездке по Мексике, на которую можно взобраться, отсюда открывается прекрасный вид на город.
Виден отсюда и наш отель — Отель рядом с археологической зоной Ушмаль.
У подножия пирамиды расположился — Дворец правителя, вытянутое сооружение фасад которого обильно украшен декоративными решетками, геометрическими фигурами, и 230 масками, бога дождя, рельефным изображением пернатого змея Кукулькана с человеческой головой.
Рядом с Дворцом Правителя на той же самой платформе, находится Дом Черепах, назван он так из-за бордюра черепах, вырезанных вокруг карниза.
Майя верили, что черепахи страдали так же как и человек во время засухи и вместе с ним обращались с мольбами к Чаку.
Есть на территории архитектурного комплекса и другие постройки — Дом голубей, красивый, но, к сожалению, разрушенный. Дом Старухи, той, что стала приемной матерью карлику. Храм Фаллосов и кладбищенская группа, но всё это было уже не особо интересно.
Доступная для осмотра территория археологической зоны Ушмаль на много скромнее Чичен – Ица, и времени на её осмотр нам потребовалось существенно меньше, напомню, что наш отель находился всего лишь в нескольких километрах от города, а встали мы рано и приехали практически к открытию, поэтому успели всё посмотреть до наступления полуденной жары, поверьте это важно, джунгли вокруг построек практически полностью вырублены и спрятаться от палящего солнца практически негде.
Ушмаль, находится от туристической зоны в разы дальше, чем Чичен-Ица, менее раскручен и у этого разумеется есть свои плюсы, здесь нет вездесущих продавцов сувениров и отсутствуют сумасшедшие толпы туристов, что естественно делает его посещение более приятным.
Теперь немного полезной информации для тех кто поедет на арендованном автомобиле координаты парковки: Широта (20.360890), Долгота (-89.767388), но есть один нюанс, iGo8 который я использовал, как водится не знал маленький кусок дороги от трассы до парковки поэтому я использовал координаты точки съезда с трассы Широта (20.361214), Долгота (-89.767469), парковка оплачивается отдельно, но стоимость не существенна.
Ну и так, к слову, на обратном пути мы заехали в Мериду, город который нам очень рекомендовали наши русские знакомые, уже много лет живущие в Мексике, но город особого впечатления не произвёл, да есть где прогуляться, симпатичные особняки в наличии…
…но если вам доводилось бывать в колониальном городе, то вы со мной согласитесь, они все практически на одно лицо, видел один, считай видел все, за редким исключением.
Заметка является частью дневника — Жаркого солнца круг, пирамиды Майя вокруг.