36 материалов по 4 объектам, 982 фотографии
- GPS
- Мексика,
Ушмаль. Женский Монастырь. Ч.107
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Это целый дворцовый комплекс, датируемый 900-1000 г.н.э., с внутренним двором-патио, образованным четырьмя прямоугольными зданиями, чьи фасады покрыты красивой резьбой. Все здания размещаются на разных платформах, расположенных вокруг большого двора. Каждый фасад представляет собой сочетание конструкций, которые посвящены различным божествам, указывающие на космогонические системы взглядов и сильный культ плодородия.
Главный вход (с южной стороны) через треугольную ступенчатую арку южного здания, и Эмилио обращает наше внимание на красные отпечатки ладоней на стенах.
Делает паузу, и говорит, смысл их… неясен. Как же, неясен, в интернете-то написано, что они символизируют Бога Ицамну (Itzamna), прообраза нашего христианского Бога-отца. Но мне больше по вкусу теория, что эти красные отпечатки ладоней оставили те, кто, согласно обычаям майя, давали обет монашества. Эти изображения были открыты, когда полихромная штукатурка, которая покрывала стены, была счищена.
Само южное здание украшено масками рептилий, прорастающих побегами кукурузы.
Каждое здание имеет небольшие комнаты, число которых вместе составляет 74. Монастырем этот комплекс назвали первые, прибывшие сюда европейцы в 16 веке, что-то им, наверное, «музыкой навеяло».
Определить, что же здесь было при майя, не удалось, может быть, часть помещений служила для хозяйственных нужд, может для административных. А может быть, здесь отправлялись религиозные ритуалы и в этих стенах проживали жрецы? А может быть, это была школа и общежитие?
«Иерархия структур через различные возвышения и отсутствие внутренних элементов предполагают, что это пространство соответствует королевскому дворцу с административными и нежилыми функциями, где правящая группа должна была проводить собрания для сбора дани, принятия решений, диктовать приговоры, и других видов деятельности».
Эмилио добавляет красок в сумрачный день, он предлагает нам представить, как выглядел в старину этот комплекс.
Восточная стена была выкрашена в красный цвет, южная часть (с входом) в белый цвет, посредине был алтарь зеленого цвета, а западная сторона, закатная – в черный. Дверные проемы центрального здания на возвышении украшены изображениями Пернатого змея Кетцалькоатля с двумя головами, а углы здания щерятся открытыми ртами бога Чака с носом-хоботом. Учитывая дефицит воды на Юкатане, она была очень важна для майя, и они всячески ублажали Чака.
Именно здесь вас задерживают завораживающие виды высокорельефных украшений, которые характеризуются богатой филигранной работой по камню. Орнамент был богат и сложен, грандиозен и любопытен, да так, что ученые назвали его «разновидностью скульптурной мозаики».
Среди рельефов выделяются решетки, колонны, маски, 2-хголовые змеи, фигуры ягуаров, человеческие фигуры и другие геометрические элементы, которые гармонично сочетаются друг с другом, создавая удивительный баланс.
Маски отличаются по стилю и замысловатости, наиболее сложными являются те, что над центральным дверным проемом. Некоторые из масок Чака имеют ряд изогнутых зубов, другие набор больших клыков. Есть здесь также и маска Тлалока (Бога дождя), этакий привет из Теотиуакана. Если всмотреться, то можно увидеть и птиц с человеческими головами.
Здание, расположенное на севере, кажется самым важным, так как оно находится на более высокой платформе по сравнению с другими, хотя те, которые расположены на востоке и западе, не менее важны.
Северное здание имеет 11 дверных проемов и широкую центральную лестницу, ведущую к платформе, окруженной большими комнатами, обрамленными четырьмя квадратными колоннами.
«Точные значения мотивов, украшающих фасад, неуловимы, но изображения обычно касаются тем, связанных со сверхъестественной сущностью династической власти и показом пленников, взятых в бою».
Восточное здание представляет собой образец геометрической резьбы и симметрии. Декоративный фриз состоит из решетки (или шахматных ромбов, представляющих Землю), поверх которой лежат параллельно друг другу двухголовые змеи, а в центре наверху видно небольшое скульптурное изображение головы совы. Восточное здание имеет длину 50 м с пятью камерами, две из которых имеют другие внутренние комнаты. Украшение его стен имитирует змеиную чешую, дополненную шестью группами двуглавых змей, расположенных от самых больших сверху, до самых маленьких снизу. Также здесь есть и совиные головы, птицы, ассоциирующиеся со смертью, и маски Чака по краям.
Фасад западного здания имеет длину 50 м с шестью камерами и внутренними помещениями. Он украшен мозаикой с мотивами пернатого змея и геометрическими символами, воинами и масками Чака. Здание имеет трапециевидную форму, украшено двухголовыми змеями и щитами с изображением сов.
Есть также декоративные элементы, имитирующие дома с пальмовыми крышами и маски с удлиненными носами.
Времени нам здесь было дано достаточно, и мы успеваем не только сфотографировать здания, детализировать их украшения, но и попозировать самим, стоя и сидя на краю лестниц. Удивительное дело, сегодня, когда я дополняю рассказ найденной в интернете информацией, она подтверждается сделанными нами фотографиями, как будто мы интуитивно знали и понимали, что снимаем.
Пару слов хочется сказать и о том, как же майяские ваятели осуществляли свою каменную скульптуру. Удивляет, что для обработки камня у майя был … тоже только камень. Каменотесы изображали индейских богов, представителей правящего сословия, жречества, а каменные рельефы часто сопровождались хронологическими записями.
«Характер скульптурных работ зависел от их назначения: это были стелы, алтари, фасады зданий, алтарные плиты в храмах. Необходимость изобразить все важнейшие религиозные символы часто приводила к избыточному богатству украшений». Перспективу майя не использовали, величина фигуры зависела от ее значимости, а главным для скульптора было суметь уместить полный набор символических изображений.
Со временем исследователи подтвердили, что Женский Монастырь и в самом деле мог быть домом священнослужителей, и он лежал как бы в изножии Дворца Шив, которые были реальными и неограниченными властителями города. Удивительно, расположение зданий подчеркивало власть правителя, и указывало на то, что жречество служит ему. Хотя майяское название жрецов переводится не как «слуги правителя», а «слуги солнца» (ах-кин).
Не могу не сказать о титаническом труде археологов и реставраторов, благодаря чьим усилиям сегодня мы можем видеть хотя бы часть того великолепия, которым обладали майя Ушмаля. Огромное им спасибо и низкий поклон от всех неравнодушных людей, коими, рискну сказать, являются все туристы. Оглядываясь по сторонам, представляется, как все было, когда здесь кипела жизнь, сновали люди, пока по не понятным причинам все рухнуло одномоментно.
Стоя наверху, мы видим, что группа потихоньку подтягивается к Эмилио, сбегаем по ступенькам и мы, чтобы пройти во второе виденное нами в Мексике поле для игры в мяч – Ушмаль. Поле для игры в мяч. Ч.108
Продолжение следует...
- Адрес:
Nunnery
Uxmal
Дешёвый ✈️ по направлению Ушмаль