О Урс-Туальском ущелье. Это одно из самых живописных и интересных ущелий Южной Осетии. Раньше его населяло урс-туальское общество осетин. Здесь пожалуй самая больших концентрация башенных комплексов во всей Осетии. По оценкам одного из авторитетных исследователей Осетии В.Х. Тменова в Урс-Туальском ущелье насчитывается 69 башен, хотя юго-осетинские этнографы считают, что их больше сотни. Почти во всех горных селениях были боевые башни, в некоторых (Рук, Ерман, Сба, Галуат и др.) по две, три, а то и по четыре башни.
О Багиатта. По пути из Цхинвала в Урс-Туальское ущелье находится один из самых известных в Южной Осетии источников минеральной воды Багиатта. Прямо около дороги, под небольшим навесом вода бьет из скважины, и выпить ее можно совершенно бесплатно.
О селении Нижний Рук. Это родовое селение нашего проводника Валерия Плиева. В селе, над которым до сих пор высится фамильная башня Плиевых, стоит его дом, где мы не только нашли кров и еду на несколько дней, но и пообщались его родственниками и местными жителями. У горячей буржуйки мы слушали древние предания и современные истории.
Легенда о кровной мести среди Плиевых. (очень редкий случай кровной мести внутри одной фамилии) Первым, кто заселился в этом месте, звали Рог, у него было 9 сыновей, старший из них был Есе, Их отец умер рано, и Есе как старший брат, заботился и воспитывал их. Он построил им башни, которые сегодня носят имена братьев.
Однажды Толдза , сын одного из братьев, пытался помирить поссорившихся людей и сказал им: «Если вы сейчас же не прекратите драться, я отсеку одному из вас руку!» Но один из них не послушал его и продолжал драться. Толдза взял, да и отсек ему руку. С этого и началась кровная месть между Плиевыми. Толдза продал свою башню, все свои земли Демеевым и бежал . Сейчас башня несет фамилию Демеевых.
О школе и роще. Недалеко от дома Плиевых – развалины школы. Она была построенная незадолго до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году выпускники первого выпуска посадили вокруг нее деревья. Когда началась война вчерашние школьники оказались на фронте. Ни один из них не вернулся с фронта домой! Прошло время, опустели горы, разрушилась старая школа, а деревья стоят, раскинув свои могучие ветви, напоминая нам о тех, кто уже никогда не вернется с родные края.
О мельнице. Местами наша дорога проходила просто по руслу реки Сба-дон. Небольшой домик, стоящий посередине реки, оказался мельницей. Открыв дверь, затворенную на гвоздик, мы с удивлением обнаружили, что мельница не только действующая, но и активно используемая!
О дороге в Челиат. Дорога из Згубира в Челиат оказалась непростым испытание даже для подготовленного автомобиля. Крутые подъемы, местами рыхлый грунт, глубокая пропасть с одной стороны, лесистая стена с другой и камни, камни, камни. Здесь единственный раз за все путешествие нам пришлось воспользоваться лебедкой, хотя Валера говорил, что «они с друзьями ездили в Челиант на «шестерке».
О общекавказской фразе «сюда мы ездим на «шестерке». Действительно проходимость почти убитых классических моделей «Жигулей» с номерами кавказских регионов поражает воображение. Во много это объясняется совершенно бесшабашной манерой езды, ну и конечно опытом вождения в горных условиях. Но часто под этой фразой подразумевается, что « мы поехали , как в нашем случае, в сторону Челиата», а потом достигнув предела внедорожных возможностей «шестерки»,движение продолжили уже пешком. Даже ВАЗовская классика не всемогуща! Уср-туальское ущелье — царство Нив, УАЗиков и джипов.
О селении Челиат. В Челите помимо уже привычных башен, наземных и подземных могильников, находится не имеющий аналогов на Кавказе, двухуровневый склеп 16 века, принадлежащий фамилии Чукаевых.
О селении Едыс и царциатском холме. Без приключений одолев в обратную сторону Челиатскую дорогу, мы повернули к селению Едыс, которое кроме церкви 18 века знаменито Царциатским городищем. Не доезжая до села, на высоком холме поросшим лесом, громоздились каменные развалины. Проведенные здесь ранее раскопки обнажили остатки домов, башен, крепостных стен. Когда-то в этом городе, стоявшем на пересечении торговых путей, кипела бурная жизнь, а теперь только ветер гулял в ветках сосен, корни которых вросли в древние развалины. Только эти стены, забытые могилы, да древние предания — все, что осталась от некогда могучего народа царциатта.
О царциаттах. Царциатты одно из самых загадочных племен живших на Северном Кавказе. Долгое время ученые даже не верили в его существование, считая их легендарным народом, подобно нартам.
В осетинском языке есть ряд пословиц о цатциаттах:
1. Царцаты сæфт фесты – погибли подобно царцатам.
2. Царциаты цæрдцу кæнынц – подобно царциатам сильно голодают.
3. Уæ, мæнæ та дыссæгтæ, царцаты диссæгтæ – О, вот еще чудеса,
царцатские чудеса( в смысле необычные и ужасные)
4. Ныццарта ис – процарцаился, сделался (пропал) подобно царца
Предания о гибели царциатта. По данным Чурсина, одного из первых советский исследователей Южной Осетии, о гибели царциатта говорили следующее. «В нагорной части жил неизвестный народ царцатæ или царциатæ, который умел зашивать раненые головы медными пластинками.
Этот народ развратился, испортился, а бог решил погубить его. Хлеб ночью созревал по воле бога, а с наступлением дня снова становился зеленым. Царциатæ пускали в колосья раздвоенные стрелы и что таким образом сбивали, тем и питались. Стрелы скашивали некоторое количество спелых колосьев, их собирали, растирали в ладонях и тут же съедали. Этого было недостаточно, и люди умирали от голода. Дабы не остаться непогребенными, стали строить склепы, куда заходили семьями и там умирали. Так поголовно погиб народ царца. Добавляют, что к голоду присоединилась и чума. После их гибели страна опустела, и все кругом заросло лесом. Тогда-то с севера на юг переселились осетины.»
О селении Ходз. Покинув печальный Эдыс, мы добрались до селения Ходз. Среди отлично сохранившегося, но давно покинутого людьми аула фамилии Тотровых, мирно паслось стадо коров. Этакая фламандская пастораль, с кавказским колоритом. Погуляв среди развалин, мы обнаружили, что колорит этот может быть совсем не мирным. На краю села лежала часть коровьего костяка, обглоданная крупным зверем. Почувствовав себя следопытами, мы занялись поиском его следов и через некоторое время их обнаружили. Сомнений больше не осталось, здесь, правда уже давно, пировал медведь.
О селении Ерман. День подходил к закату, когда мы добрались до самых крайних сел Урс-Туальского ущелья. Проехав обитаемый Нижний Ерман, где старинные башни до сих пор используются людьми, правда, не по прямому назначению, а в качестве сенохранилища, мы после нескольких неудачных попыток, добрались до Ермана Верхнего. Это самое высокогорное село Южной Осетии, расположенное на высоте 2250 метров, в зоне альпийских лугов. Солнце уже начало заходит за гору Фидархох ( гора крепость), резко начало холодать и мы, покинув давно опустевшие улицы села, двинулись в обратный путь.
О доме Буша. На другой стороне реки Ерман-дон, напротив Среднего Ермана в тени небольшой рощицы стоят несколько домиков. Каково же было мое удивление, когда я услышал, что одни из них домик Буша. Неужели апологет американского империализма добрался и сюда. Нет, действительно Буш, но только не тот. Выдающийся русский и советский ботаник Николай Адольфович Буш, крупнейший специалист по флоре Кавказа своего времени, вместе со своей супругой Елизаветой Александровной, то же биологом, посвятил Осетии не только свои научные труды. Южная Осетия стала частью их жизни. Ученые добились открытия в 1936 году Эрманской стационарной горно-луговой станции под эгидой Академии Наук СССР, где проводили смелые научные эксперименты, например по выращиванию на высоте 2200 метров холодостойких сортов пшеницы. Даже после смерти мужа в 1941 году, Елизавета Александровна продолжала жить и работать в Осетии, и хотя умерла в Ленинграде, ее прах захоронен на территории станции.