Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется…
Мысли о вере, я уверен, рано или поздно, но посещают каждого из нас. И мы по-разному на них реагируем. Идем в храм, роемся в книжках, спрашиваем окружающих… Нам хочет понять, это правда или нет, что есть Бог? А какой он? Один на всех или у каждого свой?.. Как получить от него весточку или ощутить его благость? Когда, наконец, пора начать не грешить или все уже безвозвратно потеряно?..
Ну, масса вопросов на самом деле! И не правы, мне кажется, те, которые утверждают, что тут не о чем думать и рассуждать. Вера — это ВЕРА, и все тут… Мне такие попадались – вновь воцерковленные, вещающие о церкви исключительно с благоверным придыханием… А по-моему, это голимый догматизм и не более того.
Вот как, например, стать православным? Просто, по факту своего рождения? Как большинство из нас, используя данное обстоятельство для культурологической самоидентификации? При кресте – значит, наш, православный?.. И где узнать, есть ли в этом смысл?..
В церкви? Но что мы там чаще всего видим? Важных, если не сказать вельможных, настоятелей. Подойти и спросить их, занятых каким-то непостижимым простому смертному делом, о таком пустяке, как личные духовные сомнения, чесслово, и неловко как-то...
Что до других, кто есть на тот или иной момент в храме, то тут у нас, у православных, как-то не очень. У всех, кто обслуживает храм, очень уж озабоченные лица, прям как у дамочек из профкома перед отчетно-выборным собранием. А стоит достать фотоаппарат – и лица тут же из озабоченных становятся злобными… Почему так? У евреев, католиков и мусульман, например, иначе – их боги и божьи служки совсем не против съемок в храмах, я проверял!..
И вот (о чудо!) мне вдруг пристало снимать даже не просто в храме, а в монастыре. Причем, в одном из старейших на Руси – Воскресенском мужском монастыре города Углича. Его настоятель, отец Димитрий, только поинтересовался: зачем мне это. И услышав, что интересуюсь тем, как это устроено в Православии и главное – зачем, дал благословение.
Не скажу, что увидел в монастыре то, что ожидал. Скорее, наоборот. Жизнь здесь скромная, вполне рутинная и тихая. Никаких таких «божественных страстей» в стенах монастыря не разыгрывается. Монахи молятся, денно и нощно – это правда. Еще – ведут свое нехитрое хозяйство. Монастырь хоть и знаменит и древен, но не богат, многое нуждается в восстановлении и даже элементарном ремонте. А денег, как всегда, не хватает…
После утренней службы здесь прихожан угощают чаем и бутербродами с сыром. Не знаю, какое отношение это имеет к религиозному обряду, но выглядит естественно и «душещипательно»…
На фотоаппарат братья реагировали стоически. Видно было, что он их в какой-то степени смущает, но терпели, как будто несли послушание. И это тоже мне лично внушало уважение.
Вообще, после нескольких дней встреч и общения с ними, их уклад жизни перестал казаться таким уж чудным. Суть его, если попытаться выразить словами, проста – молиться, молиться и молиться, а смысл глубок до бесконечности – поиск Бога и служение Ему. У христиан это называется жить во Христе. При этом отрицается все земное и обыденное – брак, продолжение рода... Ни о каком стяжательстве, гордыне или еще о чем-то таком, приятном и значимом для обычного мирянина, — и речи идти не может. Монахам этого не надо. Они имеют гораздо больше, чем мы с вами. И счастье их не в классных тачках, престижных квартирах и дорогих прикидах. А в чем-то другом, что мне лично пока еще не открылось.
Одним из первых монахов можно считать Иоанна Крестителя, предшественника Христа. А потом уже их было много и много. В разных ответвления христианства. И большинство из них были настоящими приверженцами веры и моральными авторитетами. И кстати, если вы не знали, все высшее духовенство РПЦ – тоже монахи, то есть священники, принявшие однажды монашеский постриг. И нынешний Патриарх, конечно, в их числе…
… А спустя месяц после Углича, мне довелось побывать в Польше. Очень набожные страна и народ! Естественно, поехал в Освенцим. И узнал там такую вот поразительную вещь, что практически никто из выживших в нем уже не верил в Бога. И снова начал думать, вспоминая своих знакомых из Воскресенского монастыря. Думать о том, что нужно обязательно спросить их об этом при встрече, почему так?..
Анатолий Струнин
Углич