...
0
Углич: за стрелками часов. Ноябрь 2009. Ч.5 Углич, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Углич

    Углич

    LAT
  • 57.52469N, 38.33282E
  • Я здесь был
    Было: 217
    Хочу посетить
    1103

    128 материалов по 45 объектам,  1 949 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ERCHOV 161
     
    Ena
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 мая 2010

    Углич: за стрелками часов. Ноябрь 2009. Ч.5

     
    18 августа 2010 года|| 5| 3262

    УГЛИЧ: ЗА СТРЕЛКАМИ ЧАСОВ
    21 – 22 ноября 2009. Часть 5

    УГЛИЧ – ГОРОД УДИВИТЕЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

    Угличские музеи – это отдельная тема. Кто бы мог подумать, что в маленьком провинциальном городке чудесным образом сосредоточится сразу несколько необычных и интересных частных музеев. Богата угличская земля талантами. Все музеи небольшие, компактные, но с богатыми коллекциями. Знакомится с ними приятно и увлекательно. Мы снова обращаемся к нашим волшебным часам. Переводя стрелки, окунаемся в водоворот времени, узнаем о древнеславянских верованиях, побываем в 19 веке и вновь вернемся в век 21 с его новыми технологиями и удивительными возможностями.

    Музей «Мир детства XVIII – XIX веков». Кремль, Спасо-преображенский собор. Вход – 30 руб.
    Здесь игрушки и одежка,
    Есть учебники, сапожки.
    Городскую, сельскую
    Увидите вы детскую.
    Безусловно, интересно
    Побывать в музее детства.
    Будьте внимательны, музей сейчас располагается именно здесь, а не в храме Фрола и Лавра, как раньше. Однако в некоторых путеводителях и на сайтах еще встречается устаревшая информация. Не исключаю, что в будущем музей переместится еще куда-нибудь.
    Рассматривая фрески Спасо-Преображенского собора, я увидела небольшую дверку и надпись «Музей «Мир детства XVIII – XIX веков», о котором читала и где мечтала побывать. Тут же спросила у смотрительниц, как туда можно попасть. Добрые тетушки ответили, что музей частный, работает вроде как с 11, но хозяйка экспозиции может прийти в любое время, а может вообще не появиться. Я была готова ждать, сколько угодно, но тут вдруг славный город царевича Дмитрия преподнес мне приятный сюрприз. В Спасо-Преображенский собор вошла женщина, которая и оказалась смотрительницей музея. Я была так рада!
    Обожаю детские вещички и игрушки, особенно старинные или необычные. А в этом музее была собрана великолепная коллекция! Что важно – все можно было потрогать, прикоснуться к истории. Снова завертелись стрелки часов, унося меня в давние времена. И ведь все эти предметы, бережно собранные по городам и весям, настоящие, хранящие в себе отпечаток прошлого. Именно их касались теплые детские ладошки наших бабушек и дедушек. Все здесь настоящее, живое! Смотрительница проводит очень интересную экскурсию. А т.к. я немного знакома с этой тематикой, то у нас получается замечательный и увлекательный диалог, мы дополняем друг друга, мило общаемся, делимся знаниями и впечатлениями. Смотрительница – прекрасная женщина, добрая, отзывчивая, знающая и любящая свое дело, с ней безумно интересно общаться!
    Вот парта и учебники. Чернила, тяжелые ранцы, пухлые книжки. Чему учили раньше школяров? А все тому же, правописанию и арифметике. Открываю решебник и читаю задачу про скорость паровоза и лошади. На что не люблю точные науки, а такие задачки сама бы с удовольствием стала решать!
    А здесь детская в доме зажиточного горожанина – уютная кроватка, множество игрушек. Такие интересные зверушки и лошадка на колесиках. Представляю, какое замечательное детство было у этого малыша в окружении заботливого папы и элегантной мамочки!
    Напротив – угол деревенской избы. Крестьянские дети были не избалованы заботой и лаской. Нехитрые интерьеры, деревянная лавка, поперек которой учили проказников, маленькая прялка, за которую сажали едва подросших девочек. На игры и забавы совсем не оставалось времени, рано взрослели крестьянские детки. Мальчики с малолетства помогали по хозяйству отцу, а 10-12-летние девочки, как моя бабушка, отдавались «в няньки» к зажиточным горожанам. В сельской детской представлены нехитрые игрушки – деревянные звери, тряпичные куклы без лица. А вот и люлька, где уставшие матери качали младенцев и одновременно пряли.
    В экспозиции музея представлены детская обувь и одежка давних времен. Знаете ли вы, что маленькие туфельки подбивали деревянными гвоздиками? Я никак не могу выпустить из рук хорошенькие ботиночки из натуральной кожи, мягкие и очень удобные. Вот бы мне такие! Очень трогательно смотрятся младенческие чепчики, распашонки, простынки и прочие крестильные предметы. Примечательно, что те же чепчики, в отличие от современной глупой штамповки, были выполнены в соответствии с анатомическими особенностями головки малыша. Т.е. не доставляли дискомфорт младенцу. А какие были ткани! Натуральные, добротные! А вот одежда для старших ребят. Очаровательные и модные в те времена матроски, элегантные платья для девочек. Я надолго замираю перед этим стендом, мечтая примерить всю эту красоту!
    Дальше в музее представлена светская и православная литература для детей, которую можно приобрести. Такие добрые и красивые книжки. Был бы у меня малыш, точно бы купила :). Еще понравились старинные фантики. Ну, кто в детстве не собирал обертки от конфет, не обменивал парные на другие, более интересные? Лично у меня была такая коллекция :).
    Последний стенд – это фотографии прошлых лет. Мы со смотрительницей долго не можем отойти от него, всматриваемся в серьезные детские личики, обсуждаем. На многих детках модные матроски, некоторые запечатлены на деревянных лошадках – символе детского благополучия тех времен. Одинаковые стрижки делают похожими девочек и мальчиков. А одна трехлетняя девочка на фото ужасно напоминает меня в детстве, ну, просто точная копия. От стенда невозможно оторваться! И еще мне интересно, как сложилась судьба этих детишек, как они выросли, что с ними стало?.. Но наши чудесные часы вновь вернулись в настоящее время, из музея пора уходить, а старинные фотографии ничего не смогут сказать о судьбе запечатленных на них детишек. Может, это и к лучшему? Ведь всегда должна оставаться какая-то тайна…

    Музей городского быта. Успенская площадь, д. 5, телефон: (48532) 2-44-14, время работы: 9.00-17.00 (ежедневно). Вход – 50 руб.
    Быт провинции галантный,
    Время шляп и кринолинов.
    Хоть на миг попасть приятно
    В дом купеческий, старинный.
    Музей городского быта расположен в здании бывшей угличской городской публичной библиотеки, созданной по инициативе Н.Д. Евреинова. Симпатичный домик был построен во второй половине XIX века. Он очень нарядный и веселенький, ярко-желтый, обильно украшенный белоснежным кружевом искусной резьбы, декорированный изящными кокошниками. Музей мы посещаем сразу после знакомства с экспозицией Кремля.
    Музей городского быта интересный, но чисто женский. При входе пестреют афишки и плакаты, иллюстрирующие жизнь XIX века. В самой экспозиции особенно понравились очаровательные шляпки и старинные платья, которые так хотелось примерить. Было интересно взглянуть на купеческие интерьеры, представляющие дом угличанина со средним достатком, ознакомится с кабинетом хозяина и комнатой хозяйки, гостиной, столовой, светелкой горничной. В каждом уголке купеческого дома была старинная мебель, посуда, прочие предметы быта, красивые, отлично сохранившиеся и дышащие галантной стариной. Мое внимание привлекли старинные зеркала (в них так хотелось посмотреться!), хрупкие чайные сервизы (ах, попить бы из них чайку вприкуску с белоснежным рафинадом!) и просто очаровательная швейная машинка (подумать только, на ней можно было сшить такие потрясающие наряды!). На первом этаже была оборудована чайная XIX века с залихвацкой стойкой с напитками и широкими дубовыми столами. Здесь же продавались сувениры. Хороший музей, интересный, особенно такой романтической барышне, как я.
    Но. Все портит отношение персонала. Никакую экскурсию по музею не проводят. Правда, говорят, если, что интересно – спрашивайте. Мне многое было интересно, я даже задала три несложных вопроса (дальше просто поняла, что это бесполезное занятие), на которые не получила ни одного вразумительного ответа. Смотрительницы вели себя так, будто хотели сказать: «Ну и что вы сюда приперлись, да еще в выходной с утра? Ходите тут, чай пить мешаете…». Напрягало, что ходили по пятам (ладно бы, если при этом хоть что-то рассказывали) и постоянно говорили, чтобы ничего не трогала руками (хотя такого и в мыслях не было!). И еще. Едва войдя в музей, я вдруг обнаружила, что, как обычно, потеряла перчатку. Муж, которому «весь этот дамский купеческий быт» был не слишком интересен, тут же вызвался пойти ее поискать, пока я знакомлюсь с экспозицией. Он купил мне билет, и тут смотрительницы, поняв, что он не собирается знакомиться с музейной коллекцией, буквально вытолкали его из помещения, демонстративно захлопнули входную дверь и даже запретили смотреть на афишки в предбаннике. Согласитесь, поведение весьма странное. Конечно, нелепо ожидать, чтобы мужчина восторгался кринолинами и фарфором, но еще более дико грубо выставлять человека из-за того, что он не собирается посещать экспозицию, а всего лишь платит за входной билет жены. Было очень неприятно. Кстати, позднее я прочитала, что в музее городского быта можно было сфотографироваться в старинном платье. Надо ли говорить, что мне это даже не предложили. Так что, музей сам по себе хороший, но будьте готовы к агрессии и халатности персонала.

    Музей-галерея кукол. Ул. О. Берггольц, д.1/2, телефон: (48532) 2-30-75, сайт http://uglichkukla.narod.ru. Вход – 50 руб., фото – 50 руб.
    В этой чудной галерее
    Столько самых разных кукол:
    Зодиаки, пупсы, феи…
    А Софи надула губы.
    Музей-галерея кукол – это мечта каждой девочки! Попав туда, начинаешь ощущать себя снова маленькой и с горящими глазами перебегать от одной игрушки к другой, а там их так много!
    Музей очень компактный, но богато заселенный разнообразными куклами и прочими игрушками. Экскурсовод – милая, компетентная женщина, проводящая интересную и познавательную экскурсию по экспонатам музея, охотно отвечающая на все вопросы, дающая дельные советы. Очень понравилось, что за фотосъемку деньги взяли не сразу, а сначала предложили посмотреть, послушать экскурсию, а если заинтересует, то и поснимать. Надо ли говорить, что фотоаппаратом я щелкала долго и усиленно (благо, хватило батареек), все никак не могла налюбоваться умненькими личиками кукол. Равнодушным к этому музею может быть только черствый человек с пустым сердцем!
    Автор всей этой пестрой братии – Ольга Павлычева. Талантливый, умный, увлеченный, не равнодушный, просто замечательный человек, настоящая умничка, способная радовать своим творчеством других. Она изготавливает своих кукол из папье-маше, ткани и прочих материалов, сама придумывает дизайн и изготавливает очаровательную одежку. Кстати, продолжение экспозиции можно увидеть в Мышкине.
    В музее представлены совершено разнообразные куклы: это и нежные барышни в старинных нарядах, и веселые крестьянские детки, озорные школьницы и забавные клоуны, малыши в костюмах зверят, хрупкие феи. А еще различные медвежата. И потрясающая коллекция мышей, подготовленная Ольгой к одноименному году. И чудесные маленькие домики. И потрясающие картины, выполненные в технике изонити. И изумительная коллекция кукол «12 месяцев», в разных одежках, соответствующих сезону. Я нашла свой «зодиак», что же, правда, похож на меня :).
    С первого взгляда меня очаровала кукла Анита – такая серьезная девочка в дворянском наряде и с косичками. Конечно, центральный экспонат – Софи. Или, второе название работы «Я обиделась». Выражение и поза куклы полностью соответствуют обиженному ребенку. Это просто шедевр. Забавны куклы Озорница и шаловливый Поваренок. Понравилась Снегурочка – пухленькая девочка в нарядном платьице, капоре и с веснушками. Заставили улыбнуться два маленьких деревенских пастушка – такая славная парочка. Очень впечатлила композиция «Деревенские посиделки», где куклы представлены в народных костюмах. Я даже сфотографировалась на фоне их, хотя своими круглыми щеками сама напоминала куклу :). Трудно перечислять и говорить, что понравилось, потому что понравилось все! Это такие изумительные работы, видно, что в каждую игрушку вложена душа. Все они великолепны и заслуживают отдельного внимания.
    И еще. Здесь невольно начинаешь верить в чудеса. В детстве у меня была любимая книжка В.К. Хохлова «Тайна малиновой воды». В этой сказке игрушки волшебным образом оживали, лишь только люди покидали детскую. Так и в галерее кукол, создавалось впечатление, что стоит лишь на минутку прикрыть дверь, как куклы начнут жить своей жизнью, общаться, бегать, спорить, играть.

    Музей Истории русской водки. Ул. О.Берггольц, д. 3, телефон: (48532) 2-35-58, 4-13-19. Вход 50 руб.
    Русский хмель, конечно, любит,
    Но чтоб пить – нужна сноровка.
    Кто здесь был – тот не забудет,
    Чем известна наша водка.
    Музей был открыт в августе 1998 года. Его цель – представить все сорта горячительного напитка, выпускаемого ликеро-водочными заводами России, сформировать грамотное отношение к употреблению алкогольных напитков и привить «культуру пития», что нашим гражданам совершенно необходимо.
    В музей Истории русской водки ходил муж, т.к. мне эта тематика совершенно не близка и не слишком интересна (я в это время восторгалась куклами в соседнем музее). Сказал, что вроде понравилось, но ведь из мужчин невозможно вытянуть что-либо мало-мальски вразумительное :). Думаю, музей на любителя, но достоин внимания хотя бы потому, что люди старались, собирали коллекцию, формировали фонды. Для общего развития можно зайти, полюбопытствовать. В стоимость билета входит посещение экспозиции, коротенькая лекция об истории водки и дегустация медовухи. В залах музея можно ознакомиться с обширной коллекцией алкоголя, узнать о жизни и работе «водочного короля» – П.А. Смирнова. В музее также представлены предметы старины с алкогольной тематикой: самогонные аппараты, первая механизированная машина по розливу горячительных напитков, питейная посуда, многочисленные бутылки, бутыли и бочонки, наклейки и этикетки дореволюционного и советского периодов. Девиз музея: «Только водка из России – настоящая русская водка!». Кстати, при музее есть отличная лавочка. При этом уделять внимание надо не многочисленным бутылкам с алкоголем (напитки вдвое дороже, чем в обычных магазинах), а сувенирной продукции, открыткам, литературе, дискам. Там очень приличный выбор. Узнав об этом, я тут же потребовала вновь вернуться в водочный музей, что мы и сделали буквально перед отъездом. Я купила себе на память тоненький буклетик про музей Истории русской водки за 20 руб. (вот будто бы и посещала :)). А еще отхватила пятичасовой DVD-диск с фильмами-экскурсиями по 13 городам Золотого кольца (450 руб.). За ним я гонялась еще в нашем Ярославле! Так что, если нужны хорошие и интересные сувениры и подарки, то вам сюда. Читайте, граждане, просвещайтесь, и не злоупотребляйте :). Ваше здоровье!

    Музей тюремного искусства «Запретная зона». Ул. О.Берггольц, 1/2, телефон: (48532) 2-30-75. Вход – 50 руб., фото – 50 руб.
    Годы длятся за запреткой
    Долго-долго для сидельцев,
    Но, открыв талант, нередко
    Превращаются в умельцев.
    Музей просто замечательный, необычный, увлекательный. Особенно интересно было мне, человеку с юридическим образованием, и страстной поклоннице шансона. Да и мужу, слушающему Михаила Круга, Александра Яковлевича Розенбаума, Ивана Кучина, Гарика Кричевского и многих других, этот музей из всех угличских экспозиций понравился больше всего.
    Музей тюремного искусства основан местным энтузиастом, молодым адвокатом Михаилом Викторовичем Лотковым. Сразу видно, что это человек не безразличный, преданный своему делу. Я не перестаю раздаривать комплименты всем этим удивительным угличанам, способным организовать такие чудесные музеи.
    Смотрительница-экскурсовод – такая колоритная дама, приправляющая лекцию перчеными словечками «на фене». Жаргон мы понимаем неплохо (а вы думали, чему учат юристов :)?). Хотя, на самом деле, это всего лишь необходимый антураж. Поверьте, настоящих зэков даже я не могу понять, проверено. Экскурсовод отлично поставленным голосом ведет повествование об экспозиции, знакомит с тонкостями тюремной жизни и приглашает нас в камеру. Мы послушно закладываем руки за спину и следуем в «романтическую обитель». Камера впечатляет. Особенно слова, что в этом мизерном помещении зачастую «ждут звонка» до 15 заключенных. Спать приходится по очереди. А для некоторого контингента весь срок так и проходит стоя. Ну, кто еще желает своровать шоколадку в супермаркете :)?
    В камере все вещи настоящие, т.е уже «отмотавшие срок на зоне». Здесь и нары с постельным бельем, одежка ЗК, стол, лавка, санузел (т.е. параша, или, как ее любезно величают зэки – Прасковья Ивановна). Это в вагоне поезда самые безопасные места у туалета, а здесь самые «отстойные», т.е. непрезентабельные. Картину дополняют две восковые фигуры заключенных в форменной робе «в полосочку». Один, довольный жизнью, веселый и приблатненный, сидит на шконке (нарах). По татуировке-перстню на среднем пальце я признаю в нем авторитета. Второй – щупленький, похожий на узбека, имеющий за плечами не одну ходку, но к старости раскаявшийся. Он сидит перед иконками, и опять вспоминается Михаил Круг: «…крест коли, чтоб я забрал с собой избавленье, но не покаяние….». Этот ЗК мне особенно нравится, я пристально разглядываю его и восторгаюсь: «Ах, какие у него реснички!».
    Мы присаживаемся на шконку, ощупываем камеру. Для двоих – ничего, муж даже в шутку интересуется, нельзя ли нам здесь переночевать? Всю «малину» «портит» рассказ экскурсовода о стенах камеры. Все-таки не зря они такие толстые и бугристые. Оказывается, это сделано для того, чтобы ЗК не перестукивались и не подавали других сигналов. Зато потом эти стены в темницах были сплошь покрыты тараканами, отсюда и их название «шуба». Кажется, такие стены уже перестали строить, но «усатые друзья» на зонах остались.
    В «Запретной зоне» представлены изумительные вещи, выполненные руками «сидельцев-умельцев» и изъятые в колониях при шмоне (обыске). Все они подлинные, и, глядя на них, начинаешь понимать, какие таланты тянут срок за решкой. Экспонаты выполнены из подручных материалов или запретных вещей, незаконно пересылаемых на зону. Помимо типичных металла, дерева и пластмассы, здесь есть уникальные вещи, выполненные из различных материалов. Например, четки из хлеба, игральные карты из газет. Очень впечатлили «марочки» - картины, нарисованные на простынях. Особо запала одна – портрет дочери одного заключенного. Гениально! Мужу понравилась коллекция самодельного оружия, такие жутковатые на вид заточки, перья и финки. Я обратила внимание на профессионально выполненные резные шахматы и полированный шахматный столик. Экскурсовод пояснила, что, вероятно, эти вещи изготавливались с согласия администрации колонии.
    После осмотра экспозиции мы мило пообщались с замечательной женщиной-экскурсоводом. Приятно, что она оказалась «в теме», охотно и грамотно отвечала на все вопросы. Оказывается, в Угличе тоже есть зона, да при этом, на территории города. Хотя, конечно, я должна была об этом знать, не зря же сдавала «уголово-исполнительное право», причем на «отлично». Даже стыдно стало. А у нас в городе тоже есть две колонии, кстати. В общем, диалог оказался весьма плодотворным.
    В местной лавочке не очень много сувениров. И, конечно, они сделаны руками не зэков, а мастерами какой-то фирмы. Мы купили на память деревянный брелочек с изображением «сидельца». Как можно забыть такой потрясающий музей! Еще здесь представлены отличные сборники шансона. Мне особенно понравился один диск с коллекцией альбомов Михаила Круга. Если бы у меня не было подобного, точно бы купила. При этом, покупки совершенно не навязывались. Кстати, это вообще отличительная особенность Углича, никто никого не завлекает.
    Общее впечатление о музее – только положительное. Никакого гнетущего чувства я не испытала. Очень явно чувствовалось, что это все-таки музей, как бы несерьезно, не по-настоящему. Может, сказалось мое образование. Я-то представляю, как там на самом деле. Помниться, в Санкт-Петербурге у меня была мечта увидеть Кресты. Нашли, увидели. Там, вроде, даже музей был. Но меня сопровождало такое подавляющее чувство, над зданием питерской тюрьмы кружил такой плотный негатив, что я не смогла даже перейти дорогу (здание располагалось на Арсенальной набережной), а уж тем более подойти к воротам зоны. Или недавняя поездка в Коровницкую слободу в нашем Ярославле. Там красивый храмовый комплекс, а рядом – зона. Видели и стену с колючкой, и зарешеченные окна, и жилой дом рядом с корпусом колонии, и ворота, как в песне «у каких ворот откроют замки, и каких петель несмазанный скрип…». Знаете, даже церкви не защищают это место. Там страшно, неуютно, некомфортно. Оттуда хочется бежать. При этом, наши провинциальные Коровники ничуть не уступают крутым питерским Крестам (хотя, в первых – всего лишь колония, а во вторых – тюрьма, надеюсь, не надо объяснять, в чем разница). Вот в этих местах – действительно, жутко, потому что там все по-настоящему.
    Из музея тюремного искусства мы вышли в приподнятом настроении, довольные забавной экскурсией, интересной экспозицией, общением с милой дамой-экскурсоводом. Чудесный, позитивный музей! И, все-таки, как хорошо, что это все не в серьез. Хотя, от сумы да от тюрьмы не зарекаются. Да и «у нас полстраны отсидело, четверть – под следствием, а четверть – в ожидании суда». В общем, как пел талантливый, великолепный, непревзойденный шансонье и мой любимый мужчина № 2 Михаил Круг: «Владимирский централ, ветер северный…». Эх, Россия, матушка…

    Музей мифов и суеверий русского народа. Ул. 9-го Января, д. 40, кв. 2, телефон: (48532) 4-14-67, 8-962-203-50-03. Сайт музея http://sueverija.narod.ru, сайт творчества Дарьи Чужой http://darja-21.narod.ru. Вход – 50 руб., фото – 10 руб.
    Здесь фантазия не знает
    Ни начала, ни конца
    Там и сказка оживает,
    Где есть вера в чудеса.
    Хитрый музей нечистой силы, который мы посетили на второй день угличского путешествия, нашли не сразу, предварительно слегка поплутав. Наконец, подошли к добротному двухэтажному дому за высокими воротами. В это время подъехал автобус с детской экскурсией. Я где-то читала, что попасть в музей не так легко, поэтому быстренько присоединилась к группе, заплатив за билет. Конечно, ребятишкам было интересно окунуться в волшебный мир мифологии, хотя, некоторым, думаю, было страшновато. А вот сопровождающие группу взрослые все были в восторге! Уже дома на одном сайте прочитала, что для входа нужно сказать шуточный пароль: «Мы от знакомых и друзей». Не знаю, верно ли это, но на всякий случай запомните.
    Музей мифов и суеверий русского народа – чрезвычайно интересное место! Предлагается увлекательная экскурсия по богатой и занимательной экспозиции. Во дворе дома на плетне живописно расположились горшки и череп рогатого животного – уже интересно. На пороге гостей встречает колоритный экскурсовод с бородкой, похожий на священника. Наверное, это и есть Александр, муж художницы Дарьи Чужой. Он проводит очень увлекательную экскурсию о древнерусской мифологии, верованиях славян, оберегах и быте людей, населяющих современную Ярославскую область. Я увлекаюсь мифологией, поэтому, так сказать, «в теме», многое мне уже знакомо и понятно. Но, конечно, из лекции я почерпнула что-то новое и интересное для себя.
    Музей – это творческая мастерская талантливой художницы Дарьи Чужой. Все экспонаты заботливо собраны в ходе краеведческих экспедиций, а призванные иллюстрировать сказочные сюжеты куклы замечательно выполнены самой Дарьей. Интерьеры комнат полностью повторяют жилище крестьян прошлых веков. Здесь есть все то, без чего невозможно представить русскую избу. В сенях можно увидеть рабочие и сельскохозяйственные инструменты, сундуки, в которых наши предки хранили свои запасы, коромысла, кринки, горшки, корзинки, плетенки, туески, ларчики. В горенках представлена старинная кухонная утварь, нарядные вышитые рушники, обереги, талисманы, пучки лекарственных трав и веники, прялки, зеркала, мебель и прочие крестьянские вещи. На стендах мы знакомимся с археологическими находками и литературой. Такая богатая и разнообразная коллекция давно забытых вещей не может не удивлять. Мне, проводившей летние каникулы в деревне, многие из этих предметов знакомы, они были и у нас, в потайных уголках сельской избы ютились подобные вещи. Даже на мгновение показалось, что я вернулась в далекое детство. Опять сработали наши волшебные часы или это уже магия музея :)?
    Мое внимание привлекает замечательная коллекция рушников и элементов одежды, украшенных искусной вышивкой. Забавная кукла демонстрирует наряд крестьянки. Многие из нас воспринимают вышивку лишь как украшение, а на самом деле в любой узор наши мудрые предки вкладывали глубокий смысл. В старину одежда и все, что было связано с ней (прялки, приспособления для производства ткани и шитья, короба, сундуки, шкатулки) заботливо декорировались особыми охранительными знаками. Кстати, эту тенденцию можно проследить и в украшении оберегами посуды, предметов труда, быта, жилищ (вспомните, ажурные наличники на окнах-глазах домов). В каждый стежок мастерица вкладывала глубинный смысл, трудилась с молитвой, на различные случаи жизни (рождение, свадьба, похороны) вышивался свой особый узор. Были вещи с рисунками, оберегающими от сглаза, дарующие здоровье, плодородие. Узорами передавали не только одно конкретное слово, они хранили в себе целые заклинания, историю рода. Это умение передавалось от поколения к поколению, как некое тайное знание, позволяющее обезопасить себя и своих близких от всего дурного. К сожалению, многие символы утеряны, некоторую вышивку практически невозможно расшифровать. Но есть, есть еще энтузиасты, умельцы, люди, не равнодушные к своему прошлому и горячо желающие его сохранить, которые собирают вышивки-обереги, изучают их, восстанавливают это древнее искусство. И снова на одеждах расцветают символы-узоры.
    Особая изюминка музея мифов и суеверий – это потрясающие работы Дарьи Чужой, куклы-персонажи русских сказок. О них тоже стоит сказать отдельно.
    Так, уже в сенях нас уже встречали первые представители нечисти. На фоне сухих растений и старинной утвари стояли 2 гроба. В одном из них покоятся кости настоящего колдуна. Их нашли в окрестностях Углича в ходе археологических работ, причем ведьмака похоронили по всем положенным обычаям: с осиновым колом в сердце и лицом вниз. У нас, в отличие от средневековой Европы, не было инквизиции. К ворожеям относились с уважением, спешили к ним за советом, но при этом боялись. Даже после смерти. Поэтому людей, связанных с потусторонними силами, односельчане хоронили именно таким образом. Считалось, что «иудино дерево» не даст колдуну подняться из могилы, а если он задумает все-таки встать, то пойдет туда, куда смотрят его глаза, т.е. вниз, в землю, в саму преисподнюю. Все это я узнаю из увлекательного рассказа экскурсовода. Правда, какого-то страха при виде настоящих костей почему-то не испытываю. Кстати, я когда-то читала, что наши славянские предки хоронили своих родственников в гробах, в которых были проделаны окошки, чтобы душа могла видеть свое тело. Отсюда и название домовины – «дом для тела погребенного». Ну, кому еще не жутко :)?
    А напротив «вечного пристанища» колдуна расположилась еще одна колода, в которой восседает восковая фигура ведьмы – настоящей гоголевской панночки. Экскурсовод именует ее не слишком романтично – упырем. Именно так древние русичи называли восставших из гроба мертвецов. С жутковатым выражением в огромных глазищах ведьма-панночка будто готова грозно крикнуть: «Позовите мне Вия!». Жуть!
    Третья обитательница сеней – птица Сирин. Такая симпатичная пернатая толстушка с лукавым женским лицом. Она сидит на ветке сухого дерева над костями колдуна. Такое соседство с самыми жуткими экспонатами музея не очень понятно. Ведь Сирин – чудесная птица, которая своим чарующим голосом прогоняет печаль и тоску, но ее пение может услышать лишь абсолютно счастливый человек, это «райская» птица.
    Второй зал условно называется «жилище Бабы-Яги». А вот и сама страшная героиня русских сказок на фоне колоритных веников и пучков травы. Выполнена мастерски, в полную величину, очень живо. Кажется, пытливые глаза старухи внимательно наблюдают за нами из-под седых косм. Кстати, Баба-Яга – самая «человечная» из всех мифологических существ. В старину так называли старых женщин-знахарок, которые жили в лесу. Уже позднее Яге (возможно, что это было первое имя такой затворницы, от которой и пошли все ворожеи) приписали сверхъестественные способности и умение летать в ступе. Да и избушка на курьих ножках первоначально могла быть домиком, построенным на пнях вековых деревьев, которые в легендах постепенно трансформировались в лапы птицы. Музейной Бабе-Яге сопутствует ее верный друг – вещий Ворон, сидящий на плече старухи. Яга опирается на клюку и прижимает к себе котомку, в которую собирает непослушных малышей. Около ведьмы стоит большой поднос с мелочью – «символические вклады в музей» и традиция оставить монетку, чтобы вернуться. А вернуться сюда очень хочется!
    В горнице нас познакомили с Шишком – духом, который заводится у нерадивых хозяев. И, конечно же, мы увидели самых знаменитых персонажей сказок – домового с кикиморой, а также полевика.
    Домовой – самый главный хранитель дома, дух, оберегающий жилище и вместе с тем наказывающий ленивых хозяев. Помогая по дому, домовой иногда проказит, но, в целом, это положительный герой. Нередко его задабривают, оставляя в потаенных местах кашу, ломоть хлеба, стопку водки. Домовой – оборотень, он может принимать облик животного или даже хозяина дома, но зачастую представляется в виде маленького старичка. В разных местностях домовому принадлежит либо все хозяйство, либо он делит свои обязанности с банником (хозяином бани), дворовым (в его подчинении дворовые постройки и скот), огуменником. Повсеместно домовой заботится о скотине, даже помогает хозяину выбирать лучшую лошадь или коровку. Домовой есть в каждом доме. Он живет за печкой или под веником (поэтому веник надо всегда ставить ручкой вниз). Когда переезжают из одного дома в другой, то обязательно приглашают с собой домового и забирают веник. День домового – 7 февраля.
    Кикимора, которую почему-то часто называют болотной, на самом деле дух домашний. Видимо, ее путают с лобастой, которая действительно обитает в топях. Кикимора живет в подполье. Славяне представляли ее либо в виде бледной черноволосой растрепанной девки в белой рубахе, либо сухонькой старушки, такой легкой, что на улице ее мог бы унести ветер. Кикимора считалась женой домового, а на святках рожала деток, которые вылетали на улицу в трубу, где и жили до Крещения и именовались шулыканы. Кикимора, в отличие от своего мужа, дух зловредный. Возможно, от того, что, как говориться, «нечего двум женщинам на одной кухне делать». Она любит путать куделю, сбивать прочее рукоделие, бить горшки и посуду, пугать леденящими звуками, стучать, шуршать и мучить кур. Но иногда кикимора таким образом пытается предупредить людей о грозящей опасности. Например, начинает выть в подполье перед пожаром. Кикимора в представлении Дарьи Чужой – тоненькая, седая, лохматая, с куриными ногами и неизменной прялкой. Кикиморов день – 1 марта.
    Полевик – дальний родич домового, дух, живущий в поле, который в полдень нападает на людей и поражает их солнечным ударом. Правда, полевик Дарьи очень доброжелательный и милый старичок, хитренько выглядывающий из соломы. Мне он так симпатичен, что я фотографируюсь с ним.
    Единственное – я немного расстроилась, что не увидела своего любимого персонажа – русалку. Видимо, утопленница еще «в проекте». Кстати, многие, «благодаря» сказке Г.Х. Андерсена и диснеевскому мультику, представляют русалку женщиной-рыбой. Но у славянских русалок не было хвостов! Иначе как бы они бегали по лесам, танцевали на лугах и качались на ветвях? А с хвостами – это фараонки, особая разновидность русалок, живущих в море. Их происхождение объясняется так: «… когда войско Фараона потонуло в Черном море, все утонувшие обратилися – мужчины в водяных, а женщины и дети – в русалок». Отсюда и хвост. А наши родные русалки, населяющие реки, озера и пруды, – утопленницы или самоубийцы, красивые девушки с длинными (часто зелеными) волосами, нагие или одетые в белые одежды, наряды, в которых их похоронили (как правило, самые лучшие). Русалки обитают в воде, а с Троицы до Петрова дня (12 июля) могут выходить на сушу. Любят расчесывать свои длинные локоны, петь песни без слов, плести венки из цветов. Кувшинки – русалочьи цветы. В летнюю ночь в полнолуние русалки на лугах водят хороводы, бегают, играют. Там, где танцевали русалки, трава гуще и сочнее. Качаясь на ветвях и бегая во ржи, могут защекотать человека до смерти, особенно неравнодушны к мужчинам. Обычно, вредят людям, и встреча с утопленницей не предвещает ничего хорошего. Еще одна разновидность русалок – мавки. Это дети, умершие до крещения. Представляются в виде молодых девушек, с развитым телом, но детским лицом. Семь лет в Троицын и Духов день они выпрашивают себе крещение, и, если их не спасти, по истечении этого времени они становятся русалками. Русалка – дух, неразрывно связанный с водной стихией. Поэтому в особые «русалочьи» дни не рекомендуется купаться.
    Не было здесь и лешего – хозяина леса, проказника, заставляющего людей без конца плутать по тропинкам и бурелому (его день 4 сентября). Не встретили мы водяного – представителя водной стихии, хозяина рек и водоемов, злого духа, который топит людей и животных (празднует именины 16 апреля, когда просыпается от зимней спячки). Да и многих других знакомых мне персонажей. Но, думаю, у музея мифов и суеверий все еще впереди!
    Очень интересны сцены старинного быта, также сопровождающиеся восковыми фигурами. Мы видим колоритную гадалку, «разбросившую карты на судьбу». А еще здесь есть жутковатая сцена святочного гадания. Раньше самые смелые девушки, распустив косы и скинув нательный крестик, в одной рубахе шли в баню, где устраивали некий потусторонний коридор из трех зеркал и двух свечей. В полумраке и одиночестве девица ожидала увидеть в зеркальном отражении своего суженого. Зачастую, это гадание могло окончиться трагически: если вовремя не нарушить «коридор», суженый (а его облик принимал дьявол) мог выскочить из зеркала, задушить или утащить с собой. Вот и в музейной сценке пухленькая кудрявая барышня в розовой сорочке решила испытать судьбу. Она сидит перед большим зеркалом с «коридором», а за ее спиной маячит коварный зеленоглазый дьявол, под капюшоном которого выглядывают рожки. На лице девицы отразился испуг. Сцена очень впечатляет! Лично я бы не осмелилась на «такой подвиг» :).
    В одной из комнат музея есть крошечная лавочка, где в изобилии представлены всевозможные обереги, талисманы и сувениры. Я покупаю себе берегиню – кацкую куклу (30 руб.). Это традиционный оберег, который является «хранительницей семейного очага, приносит счастье, любовь, благоденствие, богатство, благополучие, помогает путникам вернуться домой». Такая кукла изготавливается из натуральных материалов вручную. Кацкая кукла всегда опоясывается красной ниткой, защищающей от сглаза. И еще у нее нет лица. Исстари у оберегов и игрушек никогда не рисовали глаза, т.к. считалось, что через «получившую зрение» куклу дурные люди могли сглазить ребенка. Берегиню следует размещать на таких местах, чтобы она всегда попадалась на глаза. Этот маленький оберег мне очень понравился, прекрасная память об Угличе и милом музее.
    Кстати, перед поездкой в Углич (а, может, и после нее) посетите сайт музея и страничку Дарьи Чужой, а также освежите в памяти «Вия» Н.В. Гоголя. Ну, а мне, как всегда помогают мой любимый сказочник А.М. Ремизов и его «Посолонь», «Энциклопедия сверхъестественных существ» К. Королева и «Круглый год» Н.Ф. Некрыловой. Этот музей настолько увлекательный, что мне непременно хочется вернуться в него, и уже более внимательно, без толпы, осмотреть экспозицию, пообщаться с хозяевами, которые, несомненно, увлеченные и интересные люди.

    Другие музеи Углича, в которых мы не были и которые, безусловно, заслуживают внимания:

    1. Угличский музей часов завода «Чайка». Красноармейский бульвар, д. 3, телефон: (48532) 9-76-71, время работы: 9.00-18.00 (кроме воскресенья и понедельника), по заявкам.

    2. Центральный музей истории гидроэнергетики России. Угличская ГЭС.

    3. Угличская историко-музыкальная экспозиция «Угличские звоны». Ул. Бахарева, 27, телефон: (48532) 2-40-66, сайт http://uglitcheskiezvony.narod.ru.

    4. Угличский музей «Россия-Волга». Красноармейский бульвар, д. 3, телефон: (48532) 5-45-57.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    28 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Углич
    сообщить модератору
      Наверх