Давно уже мне хотелось представить рассказ о славном городе Угличе, городе – легенде. Легенде не оттого даже, что многие события в его истории имели, если не судьбоносное, то довольно значительное влияние на судьбы Московии, но вследствие столь сильного преувеличения, подтасовки, поправки фактов, поразительной для маленького, во все времена заштатного города. Со временем в официальной историографии все события значительно исказились и стали напоминать не факты, а, скорее, сборник исторических анекдотов (анекдот, в первоначальном смысле – "забавное происшествие"). Учитывая, что заурядным путеводителем сложно удивить кого-либо, я предпринял попытку прокомментировать с критической точки зрения самые распространееные легенды.
Первая из них гордо красуется на Волжском высоком берегу, на подъезде к городу: огромная надпись позиционирует "Угличу – 1000 лет!". Возможно, если принять во внимание легенду о основании Углича легендарным же Янем Вышатичем, это и может быть правдой, Янь жил во второй половине10-го века. Но в летописях (по крайней мере известных мне) Углич не упоминается ранее 13 века. Учитывая, что название "Углич" имеет типично славянское происхождение, а также, то, что места эти принадлежащие финно-угорскому племени колонизировались славянами не ранее второй половины 11- и в течение 12 веков, можно предположить его основание, не ранее 1100 года. Славяне не имели обыкновения переименовывать уже названные места, пример: Москва, Яхрома, Протва и т.п.
Место, когда-то занимаемое крепостью, до сих пор именуется "Кремль", однако не стоит искать там остатков укреплений. Угличский деревянный кремль разделил судьбу почти всех подобных сооружений – от него не осталось ничего. Центральное место на бывшем кремлевском холме занимает собор Спасо-Преображения. Это тоже новодел, постройки 1713 года. Для туристов, прибывающих в Углич организованными группами, в нем проходят мини-концерты духовного хорового пения.
Наиболее прославлен Углич, как место убийства последнего князя династии Рюриковичей (этот обзор не для историка!), царевича Димитрия, сына Иоанна Васильевича 4-го и его пятой по-счету, венчанной(!) жены Марии Нагой. По всем сказаниям, царевич был убит в кремле Углича, на задворках собственного дворца, ныне демонстрируемого туристам. Увы, должен огорчить – этот дворец не имеет никакого отношения к Димитрию, он построен в 19 веке в "псевдорусском" стиле ( бьюсь об заклад, фамилия архитектора, что-нибудь, типа Шервуд или Рерберг), скорее всего даже не на месте былого дворца. Замечу, что каменного строения в тогдашней Московии не употребляли для проживания – это считалось вредным, а единственные каменнные дворцы существовали в то время лишь в Москве, в них хранили казну от пожара и принимали знатных гостей.
Угличане широко распространили легенду о том, как царевич был зарезан посланцами Годунова дьяком Битяговским и Осипом Волоховым. Это тоже всего лишь миф, стоит прочитать материалы следственной комиссии, посланной в Углич расследовать обстоятельства гибели Димитрия и причины убийства дьяков Битяговских и еще доброго десятка горожан. При всей некомпетентности следователей, основные факты, зафиксированные ими показывают только полную неразбериху в показаниях, как одной, так и другой стороны – всем было удобнее объявить Димитрия покойником, но никакого подтверждения не возникло. Было ранение ребенка, было натравливание толпы на Годуновских людей, был труп неизвестного младенца, были странные передвижения брата царицы…
Впоследствии вывод о самоубийстве царевича был опровергнут председателем следственной комиссии, в то время уже государем, В.И.Шуйским, тоже по конъюнктурным соображениям. Моя версия такова, что Димитрий неопасно поранился (или его ранили) в игре. Мать и другие его родственники спешили воспользоваться удобным случаем и объявить наследника мертвым. Для сего необходимо было убрать соглядатаев Годунова, прекрасно знающих в лицо царевича, был поднят по набату народ, ему указали на дьяков, как на убийц, показали труп какого-то ребенка и месть свершилась. Обвинить Битяговских в убийстве было необходимо для собственного оправдания. На следствии же все заговорщики запутались и в конце концов отказались от версии насильственной смерти, утверждая только факт смерти царевича. Всем, кому интересны источники, советую обратиться к материалам следствия, изложеным в "Истории" С.М.Соловьева, а также работам Погодина, Валишевского и Аксакова на эту тему.
Забавен факт, что пятнадцатью годами позднее, государь Василий Шуйский устроил целую комедию (в своих тогдашних интересах) с оглашением насильственной кончины Димитрия, с чудесами, происходящими на его могиле в Угличе, со вскрытием ее и обретением "нетленных мощей", их перенесением в Москву и торжественным захоронением в Архангельском соборе московского кремля. Современник, автор оппозиционной летописи, даже указал у кого именно из Угличских мещан за день до "обретения нетленных мощей" был куплен и зарезан мальчик, лет десяти от роду. Новые убийцы столь старались, что для вящего правдоподобия вложили убитому в руку узелок со свежими орешками, забыв, видимо, что Димитрий исчез в мае! Вскоре, во время Смуты, Углич был взят и полностью уничтожен войсками Лжедимитрия Второго, тогда, видимо и сгорел настоящий дворец.
Что же в Угличе подлинного? Немало, и в первую очередь – сам город. Обыкновенный провинциальный городок, сохранивший свою рядовую застройку 19 века в центре. От центральной площади во все стороны расходятся улицы, названные по тому месту, в какое ведет: Московская, Ростовская и проч. В бывших предместьях много сохранившихся монастырей и храмов, мне наиболее интересны Алексеевский с трехшатровой церковью Успения ( о подобном типе храма я уже писал) 1628 года постройки, Воскресенский м-рь, весь поставленный на едином фундаменте: сперва Воскресенский собор, за ним звонница с храмом Марии Египетской, за ней трапезная палата с храмом Смоленской иконы Божией Матери. Очень красив храм Рождества Иоанна Предтечи.
Знаменитый некогда Угличский часовой завод ныне выпускает ограниченными партиями сувенирную часовую продукцию – ее всегда можно увидеть на пристани, где угличане стараются сбыть ее многочисленным туристам, прибывающим на теплоходах. Туризм – основной источник дохода города, посему Углич изобилует сувенирными лавками и музеями, многие из которых несколько странного рода, вроде "Музея водки". Теплоходы останавливаются в Угличе ненадолго, а чтобы понять и полюбить не местные мифы, а настоящий, доселе живой Углич требуется пожить в нем хотя бы пару дней, посетить храмы и монастыри, побродить по берегу Волги, погулять по улицам из прошлого века, а если позволит сезон, можно совершить отсюда поездки по Волге в другие города
128 материалов по 45 объектам, 1 949 фотографий
Легенды Углича
Дешёвый ✈️ по направлению Углич
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.