41 материал по 17 объектам, 778 фотографий
- GPS
- Россия, Волжская наб., 25 Тутаев Ярославская обл., Россия 152302
Церковь Казанской иконы Божией Матери и Спаса Преображения
на Волжской набережной, почти у кромки воды, на подсыпном и укреплённом валунами откосе
берега. Камни на укрепление дамбы и фундамент церкви обязаны были привозить владельцы судов, грузившихся и разгружавшихся в Романове.
Сохранилось много интересных документов и преданий, что на месте ныне стоящего Казанского храма был деревянный женский монастырь, и на спуске к Волге часовенка в память Николая Чудотворца, тогда здесь был затон, останавливались баржи — место бойкое.
Из дела Ярославской Духовной Консистории за 1756 год известно, что существовала тут даже не одна деревянная церковь, а две: летняя церковь Преображения Господня — приходская,
да тёплая — Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы Божией Матери,
«где имел быть место издревле девичий Казанский монастырь.
В 1679 году было в том монастыре четырнадцать келей, в них жили двадцать три старицы, а
к 1756 году при той церкови монастыря, келей и стариц уже не имелось ни одной»...
В этом старом Казанском монастыре с 1588 года хранилась чудотворная Казанская икона...
Чудотворная, бывшая романовская, икона Казанской Божией Матери находится в наши дни в Ярославле, в женском Казанском монастыре.
История её прославления следующая:
В 1588 году некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы.
Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами.
В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь.
Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова.
Саму чудотворную икону каждый год носят из Ярославля в Романов.
В 1758 году на месте ветхих, заброшенных монастырских построек, на берегу Волги строится
новая каменная Казанская церковь состоящая из двух: теплой зимней Казанской, она находится в нижнем ярусе, и летней во имя Спаса Преображения — во втором ярусе, с открытой галереей и
трапезной.
Престолов пять: во имя Казанской иконы Божией Матери;
во имя Преображения Господня;
во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
во имя Рождества Пресвятой Богородицы;
во имя преподобного Макария, Унженского чудотворца.
В летнем пятиглавом храме окна располагаются в два яруса, декор из белого камня на красных
фасадах смотрится очень нарядно. С противоположного берега Казанская церковь производит
впечатление.
Высокая шатровая колокольня стоит отдельно от храма, выше комплекса, и как средневековая
башня доминирует над местностью.
У её подножья захоронен местночтимый юродивый Онуфрий.
С 1930 года, в разное время, с промежутками, в которые храм пустовал, в храме были: маслозавод; пивоваренный завод, где производили пиво, квас, морс; жилые помещения для подменного жилого фонда; столярная и жестяная мастерские.
На паперти зимнего храма долгое время размещалась спасательная станция.
В 1996 году храм передан Русской Православной Церкви.
Интересные факты из летописной истории Романова:
С самого начала никоновских реформ романовцы выступили их противниками.
Город оказался одним из центров раскола, а известность ему принес романовский поп Лазарь, который вместе с монахом Епифанием и дьяконом Федором был единомышленником
протопопа Аввакума, главного противника Никона.
О самом Лазаре известно очень мало, в источниках упоминается лишь о том, что Лазарь – священник города Романова, известный расколоучитель, занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был отстранен от дела.
Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам известного старообрядца Семена Денисова, «начал свободным языком проповедовать древнецерковное благочестие и изобличать Никонова новшества», за что Лазарь, как и Аввакум, в 1653 году был сослан в Тобольск.
Казнь над Лазарем и его сторонниками состоялась уже в Пустозёрском остроге 14 апреля 1670 года — «указано за их речи языки резати, а за крест руки сетчи». Лазарю была отрезана правая рука и язык. Но и эта чудовищная казнь над ним не сломила его, он много и горячо молился, строго соблюдал посты.
В 1682 году по указу царя Федора Алексеевича узники Пустозёрска были заживо сожжены «за великие на царский дом хулы». Такова судьба одного из видных вождей старообрядчества XVII века священника Лазаря, тесно связанная с Романовым.
Следующая страница местной истории – это вопрос о самосожжениях в русском расколе.
Гибель в огне за веру «ради спасения душ своих» можно объяснить религиозным фанатизмом и массовым психозом, спровоцированными проповедями наставников – расколоучителей,
которые сами, иногда, избегали «огненной смерти».
В письменных документах митрополита Ростовского от 1709 года имеется подробное описание «огненной смерти» 1920 человек «обоего пола и всякого возраста» в приходе села Козмодемьянского Белосельской волости вотчины князя Ивана Ивановича Голицына.
Как память об этой «Козмодемьянской гари» — на колокольне церкви села Старо-Андреевского (сейчас Даниловский р-н) был колокол с славянской вязью:
«Лета 1683 марта в 9 день приложили сей колокол к церкви св. Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича Голицына села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителях
и весу в нем 15 пудов 6 гривенок».
Главными центрами раскола, где с особенной энергией проповедовалось самосожжение, были в Ярославской губернии Пошехонье и Романов.
Инок Ефросим, раскольничий писатель XVII века, оставивший описание самоубийственных смертей, свидетельствует, что «было время весь Романов согласился в воду и огонь, без запности, вместе с женами и детьми, со старцами и младенцами, чтобы никто не принял из них антихристовой печати, в Царство божие».
На протяжении всего XVIII века правительство, не желая терять податное население, принимает целый ряд указов о смягчении преследования за веру, избегая «притеснений и насилия, чтобы избежать «огненной смерти». A в XIX веке правительство лояльно смотрело, что часть населения крестится двуперстием, не посещает храмы, не скрываясь, справляет службы в своих домашних молельнях, которые иногда были специально пристроены к домам, как купцов Дегтяревых, Новиковых, Трутневых и многих других — почти все романовские купеческие роды были из старообрядцев.
Молельня Трутневых по богатству и древности икон была одной из первых, в ней только книг печатных и рукописных было около тысячи!
У купцов Новиковых было старопечатное издание Евангелия со скрепою по листам, сделанной собственноручно царем Михаилом Федоровичем и т.д.
Николай II в своем Манифесте «Об укреплении начал веротерпимости» повелел:
«Присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные Догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».
Город Романов, так и Романовский уезд, вплоть до начала XX века занимал в Ярославской губернии одно из первых мест по количеству раскольников.
Кроме того, романовские старообрядцы в XIX веке молились в основном в единоверческой Спасо-Архангельской церкви, о которой я расскажу в следующем материале.
- Адрес:
Ярославская область, г. Тутаев, Волжская наб., д. 25
Дешёвый ✈️ по направлению Тутаев
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Аля, респект!!!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо!
Романов — самое сердце местного старообрядчества!
Так хотелось увидеть их "в живую", но не судьба, видно всё переродилось...
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.