Сколько существует человечество, столько и длятся войны. Но если не брать в расчет каменные топоры и сегодняшнее супернавороченное современное оружие, в прежние времена не всем было все равно чем воевать. И дело не только в функциональности и эффективности оружия, то есть в убойных характеристиках, но и в его внешнем виде. Другими словами, чтобы оружие было не только смертоносным, но и выглядело как произведение искусства. Ну любили люди все красивое, что с этим поделаешь. Конечно, не каждый смертный мог позволить себе дорогую оружейную атрибутику — гравированные доспехи с тонким орнаментом,
забранные тонкой вязью эфесы кинжалов и шпаг
или пистолеты с резными рукоятками,
инкрустированные щиты
и шлемы с перьями.
То была привилегия высшей знати, и пользовались аристократы своим высокородством во всех направлениях и по полной программе.
А уж королям, как первым лицам государства, роскошь во всем по статусу была положена. Король Сардинии и Пьемонта Карло Альберто (Carlo Alberto) всю свою жизнь был неравнодушен к оружию. Его увлечение с годами вылилось в коллекционирование редких экземпляров. На протяжении всей жизни он приумножал фамильную сокровищницу Савойского дома, дополняя ее ценными экспонатами. Выискивал их у частных владельцев, приобретал на антикварных аукционах и европейских рынках. Под собрание оружия и воинских доспехов была приспособлена часть дворца на Палаццо Реале в Турине. В 1837 году с дозволения Его Величества коллекция, ставшая музейной экспозицией, впервые была представлена аудитории. И после открытия она продолжала пополняться.
Оружейная палата еще при жизни Карло Альберто снискала заслуженную популярность среди посетителей и пробудила интерес исследователей к оружию разных эпох, была признана одной из самых богатых мировых коллекций и крупнейшим оружейным собранием в Европе. Там есть образцы оружия от античных времен, эпохи Средневековья и периода Возрождения, уникальное оружие и доспехи европейских
и восточных оружейников.
Рыцари в полной экипировке, восседающие на конях (тоже в кованной защите), создают единое целое.
Здесь же и лошади (вернее, их муляжи), как боевые единицы и «соратники».
Кроме боевого снаряжения есть и флаги армии войска Сардинии, бывшие в ходу в освободительных войнах 1831-61 годов, периода Рисорджименто (итал.«Risorgimento» — возрождение, обновление), когда не утихали политические волнения, и народ боролся на свободу, национальную независимость и объединение страны, и боевая атрибутика итальянской армии времен I Мировой войны. Древний, но прекрасно сохранившийся меч Святого Маврикия, парадные доспехи короля Генриха II и даже детские, на 8-летнего ребенка.
Кроме холодного оружия есть и огнестрельное, пистолет императора Карла IV, ружья, пистолеты и пороховницы времен Наполеона,
кольчуги.
Так благодаря королевской страсти к оружию мы сегодня можем видеть плоды труда мастеров-оружейников, каждое свое творение из куска породы превращавших с помощью драгоценных камней и металлов в произведение подлинного искусства.
Да и сама галерея, в которой разместилась оружейная палата, небезынтересна с точки зрения убранства и заслуживает внимания. Росписью её (да и украшением Королевского дворца) занимался известный итальянский художник XVIII века, уроженец Турина Клаудио Франческо Бомонт. Фрески в позолоченном обрамлении,
барельефы
и скульптуры из мрамора.
А блеск свечей (сейчас электрических) лишь подчеркивает помпезность зала и роскошь оружейных реликвий.
Попасть в королевскую сокровищницу, которую еще называют «Армерия Реале» (Armeria Reale), что значит «Королевский арсенал», можно с экскурсией по Королевскому дворцу. Весь комплекс, как памятник исторического и культурного наследия, под охраной ЮНЕСКО. Находится он в центре Турина, куда все гости города приходят обязательно.