В декабре 2008 года, после почти недельного ожидания, приблизился момент, когда мы -- все собравшиеся в общине паломники -- должны были увидеть святого старца и получить его наставления.
Шейх Назым уже неделю от всех скрывался. Ибо хоть и писал он в своих книгах, что человеческое тело при должном уходе прослужит вам примерно 127 лет, -- сам он уже очень ветхий. Я пришел в мечеть пораньше, выполнял всякие поручения Таксин-Бабы по уборке помещения, ожидая когда гуру появится. Народ собрался, человек 70, как на тусовках АВП.
Наконец с некоторым запозданием стало оживление, шейха повели под руки из его дома. Мы, паломники, все неделю ждали его, и как мухи его облепили, -- пока он тащился до кресла, ни на кого внимания не обращая, с видом очень очень старого и уставшего человека. Вокруг него в первом ряду уселись его помощники и другие старики, а я просочился во второй ряд.
Вопреки моим ожиданиям, пятничную молитву он не возглавлял и проповедь основную не читал, а сидел свесив голову и бороду на грудь. ... Всю жизнь ждёт пришествия Нового Мира, всё уже отождал, а никак не приходит оно, новое. Поначалу вовсе он не говорил. Потом, после основной проповеди (которую прочел некий другой дядя), кресло шейха передвинули, и все собрались в круг и стали петь и танцевать. Шейх по идее должен был выйти в центр и крутиться, но сил на это у него не было. Но всё же он был очень рад этому зикру, даже встал из кресла и стал бродить в центре круга, подпитываясь энергией толпы. Потом опять уселся в кресло и решил устроить, наконец, беседу-лекцию, сохбет. Говорил он на анлийском языке, медленно и тихо, смотрел вниз. Мы присутствующие записывали его речения на телефоны и фотоаппараты и камеры, у кого что было, придывая его простым словам больше значения, чем было на самом деле.
Когда лекция завершилась, а всё мероприятие (молитва, танец и сохбет) длились часа два, -- шейха, несколько ожившего, извлекли из кресла и повели к выходу. Мы все присутствующие бросились, чтобы быть к нему поближе, и по возможности его сфотографировать, а также прикоснуться. Так как Назым почти все время смотрел в пол, его взгляд поймать очень трудно. Шейха, ведомого другими стариками, отвели домой, и он от нас скрылся.
После этого я пообедал, взял свой рюкзак, пошёл в посёлок, где с другими паломниками словил маршрутку до Гузельюрта. Оттуда поехал в Никосию, столицу Кипра, а потом в порт -- уплыть назад в Турцию.
Итоги -- святой шейх и его братство (община)
Учение шейха Назыма, как и большинство учений в мире -- будьте хорошими людьми, верьте в Бога, любите друг друга и т.п.. Сам же шейх в данный момент лишь символ, объединяющий людей его последователей. В свои 86 с гаком лет, что он ни скажет, в этом найдётся какой-либо глубокий потаёный смысл. Даже если он ничего не скажет, все будут так рады просто увидеть шейха, что и не надо ничего. Всё он уже сказал в своих книгах и беседах за последние полвека. Грустно за него, что ведь он заждался Последних времён, и вроде и преемника назначать не будет, т.к. при нём, при сороковом шейхе от Мухаммада, должен явиться Махди обетованный.
Однако, самое интересное в общине, оказалось, не шейх. А в целом, чувство человеческого братства, которое возникает при совместном проживании многих разных хороших людей. Вместе и молитва, и работа (для других же уклонение от неё), вместе обед и большая кастрюля, вместе танцы и громкие крики -- Хакк! хакк! хакк! Или: хуа! ху! ху! Аллах! Аллах! Так же, когда вместе собирается где угодно много разных людей. Наверное наиболее это видно в хадже или другом большом религиозном празднике. Да и не только религиозном. Когда мы помним, двадцать лет назад (1989-90) толпы народа шли по Тверской и все вместе кричали: “Пусть живет КаПэЭсЭс на чернобыльской АЭС! Горбачёв, уходи! Горбачёв, уходи!” Или когда на большом концерте на Красной площади, или например на Оранжевой революции в Киеве люди собравшись в двести тысяч человек кричали Ю-щен-ко! Ю-щен-ко! Или когда кришнаиты собравшись поют “Харе Кришна, харе Рама...” а на фестивале “Ильмены” подпевают-подвывают Митяеву “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...” в этом всё можно усмотреть одного вида явления.
И если например, да простит мне Аллах такое сравнение, например Митяев доживет до 86 лет, его тоже будут выносить на сцену под руки, а собравшаяся толпа, изождававшись по нему, уже сама будет подпевать: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!...», тут уже и не важно, в какой кондиции будет к тому времени сам Митяев.
Покидая святую общину, действительно грустно, и не хочется уезжать. Со многими уже перезнакомился, и каждый день приезжает кто из новых людей, спят и обедают рядом, вспоминают Камерун и Ямайку, Россию и Пакистан, Бельгию и Аргентину, так мы видим в одной общине, в миниатюре, всю нашу планету (только всю мужского пола). Ощущаем, что все мы братья под одним небом, одна большая семья человечества, и тут уже не важно, придёт ли Махди, и когда он придёт, и что скажет шейх, ставший уже символом, одним из символов, объединяющих это собрание. Но за то, что он собрал это сборище, как-то организовал это, пока был ещё более самоходен, как-то стянул сюда этих людей со всех сторон земли, -- за это шейху большое человеческое Спасибо. Пожелаем ему удачи в его непростой жизнедеятельности, а всем кто остался в общине, также мира, добра и того, что они пожелают себе и сами.
Есть мнение, что в общину может приехать любой человек, даже не-мусульманин, и увидев шейха и познакомившись с ним, каждый неверующий обязательно примет ислам! Даже Владислав из Курска, быв когда-то священником Русской православной церкви, узнал об этом. И подумал: что если и я приеду, интересно, неужели и я приму ислам? Оказалось иное: Владислав принял ислам уже до встречи с Назымом, ушёл из РПЦ и из священников, и когда приехал в дергу, был уже мусульманином. А известный автостопщик Валерий Шанин, посетив когда-то святого шейха, остался при своём учении – при учении шанинизма.
Кто будет в Турции или на Кипре -- съездите к шейху -- ему уже скоро 90 лет (в 2012 году исполнится), и интересен тут не только сам шейх, но и вся жизнь и быт международной тусовки -- общины, ожидающей скорого преображения мира.