Ночь мы провели в палатке на краю рисового поля. Скорее всего, это именно рисовое поле, хотя в темноте толком разглядеть и не удалось. Зато и нас в темноте никто не увидел и не сдал полиции. Рано-рано утром, еще в полной темноте, мы собрали палатку и вернулись в деревню на пристань.
Паром уже стоял у пристани (не у той, у которой мы были вчера вечером, а у соседней). Более того, большая часть палуб была уже занята людьми и их пожитками. По реке Иравади в Мьянме до сих пор курсируют двухпалубные паромы 1950-х годов, вероятно списанные в других странах на металлолом. Мы поплывем на пароме, изготовленном в Японии, но, судя по его потрепанному виду, побывавшему уже во многих странах мира, прежде, чем его отправили доживать свой век на реку Иравади.
На нижней палубе парома ус троили склад тюков, узлов и коробок. А на верхней палубе расположились пассажиры — семьи со стариками, женщинами и детьми. Каждая семья расположилась на своей циновке, как в отдельном купе, только без стен. Старики спят, женщины красятся (у них это целый процесс, начинающийся с необходимости растереть в кашицу брусок мыльного дерева), дети играют в игрушки. На корме стоит дровяная печь. На ней все пассажиры по очереди готовят себе еду — на открытом огне.
Судя по тому, что иностранцы за проезд на пароме (вернее, это не паром, а пароход, курсирующий вдоль всей реки Иравади) должны платить долларами, паром принадлежит государству. Частники в Мьянме обычно все цены назначают в чатах (так, например, чатами оплачивается проезд на автобусах или тук-туках, питание в частных ресторанах и услуги гидов). С первыми лучами солнца отчаливаем. Паром идет неторопливо. Хорошо еще, что мы плывем вниз по течению, а не пытаемся выгребать против него.
Тысячи ступ и пагод
Банаг (или Паган) — одна из главных туристических достопримечательностей не только Мьянмы, но и всего Индокитая.
Город Баган (или Паган) на протяжении своей истории был известен под разными именами. Основали его под именем Аримадданапура или Аримаддана (в переводе, «Город, повергающий врагов»), но позднее он был известен как Тамбадипа («Медная земля») или Тассадесса («Выжженная земля»). На протяжении своей долгой истории город успел побывать столицей нескольких бирманских королевских династий.
В 847 году король Пинбая сделал Баган столицей первой бирманской империи. Но затем — по старой бирманской традиции — столицу перенесли в другое место, а город покинули. Однако, вступивший в 1044 году на трон король Аноратха в середине XI века решил опять сделать Баган столичным городом. Его южный сосед монский царь Мануха прислал монахов обратить Анорахту в буддизм. Это привело к самому неожиданному результату. Анорахта настолько проникся идеями буддизма тхеравады, что объявил его государственной религией. Он попросил монов поделиться священными книгами и реликвиями, а когда те ему отказали, напал и отнял их силой. В 1057 году бирманцы сокрушили своих старых врагов монов. Из разрушенной столицы монов Тхатона (на юге современной Бирмы, недалеко от Янгона) в Бсаган перевезли священные буддистские тексты, буддистские святыни и буддистских монахов.
Для хранения ценных реликвий и стали строить первые баганские храмы. Строительством руководил монах Шин Арахан из Тхатона (столица монов). Король Аноратха вскоре погиб в схватке с диким буйволом. Но его потомки продолжили начатое дело и тоже внесли свою лепту в грандиозное строительство. В результате совместных титанических усилий на площади около 42 кв км возник «Город четырех миллионов пагод».
Согласно легендам, в окрестностях Багана было построено 4 445 633 пагоды. Однако, по подсчетам археологов, их никак не могло быть больше 5 тысяч. Возможно, расхождение объясняется не только слабыми математическими познаниями древних бирманцев (или археологов), но и тем, что многие пагоды давно разрушены. Большую часть из них во времена монгольского нашествия разбирали на кирпичи для постройки крепостей и оборонительных сооружений. Очевидно, что на пагоды, построенные королями и могущественными вельможами, покушаться не могли, а вот построенные простыми мирянами меленькие святилища и миниатюрные ступы вполне могли быть разобраны на стройматериалы или сами развалились без должного ухода.
К тому же, возможно, имелись в виду не только ступы или храмы, но и отдельные жертвенники и статуи — вообще все священные объекты в окрестностях Багана. Есть также, что однажды король дал задание своим помощникам сосчитать все пагоды. Один из них, зная, что точно подсчитать все пагоды невозможно, взял цифру «с потолка». По его мнению ступ здесь было ровно 4 445 633. Если кто не верил, мог сам пересчитать. Но все поверили. Просто ни у кого не было ни возможностей, ни желания тщательно пересчитывать все местные храмы.
Бюджет
Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад — 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Автобус Манива — Пакокку — 1800 чат. Тук-тук к парому — 2 тыс. Паром Пакокку — Наунг У — 5 долларов. Аренда велосипеда в Багане — 1500 чат.
Ночлег. Гостиница в Няунг У — 6 долларов/чел.
Еда. Ананас — 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр — 1 тыс. чат. Лапша с мясом — 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 — 950 чат. Рис с овощами — 1200 чат. Суп-лапша — 500 чат. Суп — 300 чат. Чай с молоком — 200 чат. Чай — бесплатно. Пиво Дагон — 1000 чат.
Достопримечательности. Единый входной билет сразу во все храмы Багана — 10 долларов.