Пригородная электричка TGM прибывает на станцию «Картаж Дермеш» (Carthage Dermech), расположенную у подножия холма Бирса.
Первая версия происхождения названия холма связана с легендой о царице Элиссе-Дидоне, основавшей Карфаген при помощи бычьей шкуры — «byrsa» по-гречески. Историки выдвигают вторую версию, по которой название холма произошло от финикийского слова «bursa» — высокий город, холм, неуязвимое место. На этом месте во времена пунической эпохи располагалась цитадель и религиозный центр Карфагена. Вершина холма была увенчана храмом финикийского бога Эшмуна – целителя, господина жизни и смерти. Это был самый величественный и богатейший храм Карфагена, блиставший золотой кровлей, в котором в последний день римского штурма, не желая сдаваться врагу, сжигает себя заживо вся карфагенская знать. Среди них гордая карфагенская аристократка Ишат, жена полководца Гасдрубала Боэтарха, бросившаяся в огонь вместе со своими двумя сыновьями. История Карфагена началась в 814 году до н.э. легендой о женщине, сгоревшей в огне (Дидона), и закончилась в 146 году до н.э. легендой о женщине, сгоревшей в огне (Ишат). История финикийского Карфагена завершилась.
Лишь спустя 100 лет римский император Октавиан Август построил новый город на холме Бирса – Картаго – столица римской провинции «Африка». Римляне засыпали старые финикийские развалины, выровняли терассы холма, срезав высоты, чтобы создать поэтажные площади, убрали около 100 000 кубических метров земли.
Это здесь, на холме Бирса, величаво возвышались самые важные общественные здания и храмы, Базилика – место суда, Библиотека, отсюда брали начало Кардо и Декуманум – пересекающиеся под прямым углом широкие, двенадцатиметровые главные улицы. Холм римляне превратили в прямоугольную площадку (336 х 323 м) с подпорными стенами. На его вершине возвели верхний храм Капитолий, опоясанный колоннадой, он венчал город и был виден с моря. Капитолийский храм был посвящен триаде богов-покровителей: Юпитеру, Юноне и Минерве и подтверждал принадлежность Карфагена к Римскому государству. Рядом был сооружен Форум – рыночная площадь, центр политической и культурной жизни, место собраний свободных граждан. Форум был окружен колонными портиками и имел внушительные размеры – 13 000 кв.м. Восстанавливая город, римляне следовали своим принципам градостроительства, располагая улицы перпендикулярно друг другу в строгом ритмическом порядке, застраивая кварталы многоэтажными домами из обожженного кирпича – инсулами. Изображение грандиозного строительства римского Карфагена на холме Бирса представлено на картине из Национального музея Карфагена.
Уже к началу нашей эры столица империи Рим существовала за счет африканского хлеба, в римских банях употреблялось только африканское масло. Из Карфагена в Рим отправляли зерно, шерсть, дерево и диких зверей для игр в амфитеатрах, здесь добывали знаменитый нумидийский мрамор, которым украшали Вечный Город. Сам же Карфаген превратился в город, где «царят роскошь и удовольствия», второй по величине после Рима с населением 300 000 жителей.
Руины именно этого римского города можно увидеть сегодня на холме Бирса: римский Карфаген был разрушен в 698 году арабскими завоевателями.
На память приходят слова Наполеона III, установившего в 1881 году протекторат Франции над Тунисом: «Теперь на месте монументальных построек остались только трофеи, вырванные у времени: глыбы фундамента, разбросанные повсюду колонны, статуи и груды камней».
По свидетельству арабского географа Ал-Идриси руины Карфагена еще в XI веке сохраняли множество античных архитектурных памятников. Однако уже с XIII века — со времен последних крестовых походов — началось систематическое разграбление этих памятников. В 1536 году император Священной Римской империи Карл V приказал вывезти все наиболее ценные части сохранившихся античных зданий в Италию. Генуэзцы и пизанцы вывозили кораблями колонны, фризы и другие части зданий для строительства своих городов. Вековое разграбление руин Карфагена привело к их полному разрушению.
Систематические раскопки Карфагена были начаты в 1857 году французским археологом Шарлем Эрнестом Бёле (Beulé) и с перерывами ведутся до сих пор по проекту ЮНЕСКО «Тунис – Карфаген». Находки, сделанные при раскопках, демонстрируются в Национальном музее Карфагена (Musee National de Carthage) , расположенном здесь же, на холме Бирса.
Музей располагается в заднем пределе Кафедрального собора Людовика IX (Cathedrale St. Lois) или собора Сен-Луи. Собор был построен в 1890 году кардиналом, архиепископом тунисским Шарлем Лавижери, основателем католического миссионерского общества апостольской жизни «Белые Отцы».
Собор Сен-Луи – большое желтое здание в византийско-мавританском стиле с витражными окнами – назвали в честь короля Франции Людовика IX Святого, умершего в этих местах 25 августа 1270 года во время Восьмого Крестового похода.
Восьмой Крестовый поход изначально был чисто французский и известен тем, что являлся последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. Впервые руководителю Крестового похода Людовику IX пришлось взять на себя все расходы по содержанию десятитысячного войска крестоносцев и платить жалованье баронам и рыцарям.
Почему целью Крестового похода определили Карфаген и Тунис? Об этом подробно повествует участник событий, королевский исповедник, доминиканец Жоффруа де Болье, сопровождавший Людовика IX в походе. Еще до начала Крестового похода французский король не раз обменивался посольствами с «королем Туниса» Аль-Мостансиром, который, как внушали Людовику IX доминиканские монахи, якобы готов охотно перейти в христианскую веру, если только это можно будет сделать, не опасаясь соотечественников-сарацин. Людовик IX и предполагал, внезапно напав на Тунис, сковать силы мусульман и предоставить эмиру и его приближенным возможность беспрепятственно, ничем не рискуя, осуществить переход в христианство.
14 июля 1270 года французские корабли достигли берега древнего Карфагена. Высадившись, крестоносцы захватили башню, охраняемую маврами, разбили неподалёку лагерь и начали готовиться к осаде города. На помощь аль-Мостансиру пришел египетский султан Бейбарс. Палящая африканская жара изнуряла рыцарей, французы питались солёным мясом, их мучили голод и жажда. В конце июля в войске крестоносцев неожиданно разразилась эпидемия чумы. 3 августа слег Людовик IX. Почти одновременно с ним захворали два находившихся с ним сына (Филипп, впоследствии его преемник, прозванный Смелым, и юный принц Иоанн Тристан), дочь Изабелла и ее муж — король Наваррский, брат последнего Альфонс де Пуатье с супругой Жанной — словом, все королевское семейство. Они так и не вернулись во Францию, за исключением выздоровевшего старшего сына короля — Филиппа.
25 августа 1270 года Людовик IX скончался. Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе города Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном королю-крестоносцу, хранится урна с его внутренностями. Сразу после кончины Людовика IX был поднят вопрос о его канонизации и в 1297 году булла папы Бонифация VIII провозгласила его Святым. В XIX веке именем Людовика IX назван католический собор на карфагенском холме Бирса.
До 1956 года собор Сен-Луи был действующим, а после обретения Тунисом независимости по соглашению между Ватиканом и тунисским правительством собор сначала закрыли, а с 1990 года в нем проводят концерты классической музыки. С терассы собора открывается великолепный вид на современный пригород столицы Карфаген, морской порт, город Гулетт и столицу Тунис.