Роскошная природа за Окой... Средне-русская полоса... Еще один поворот дороги и вот она, усадьба Дмитрия Васильевича Поленова, Великого Художника русского и немножко советского времени. Его картины входят в золотой фонд русской живописи и знакомы, наверное, каждому - "Бабушкин сад", "Московский дворик", "Старая мельница"...
Справа от входа в усадьбу - административное здание. Тут кассы, сувениры... Берем билеты ( входной билет с посещением Большого дома с экскурсией стоит 110 рублей) и вот мы уже полноправные посетители усадьбы. Забором усадьбы служит каменная стена под черепичной крышей. В ней с противоположных сторон - двое входных ворот с двумя башенками... И вывеска: Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов, сам выходец из С-Петербурга, в зрелые годы, странствуя по миру, или находясь в Москве, всегда мечтал о домике в деревне. Хотелось ему создать тихий уголок, жить среди русской природы, писать в собственной мастерской, приглашать друзей или просто уединяться... По замыслу художника, домик должен стать одновременно и музеем, в котором можно было бы разместить все коллекции, собранные четырьмя поколениями его семьи, а потом лично водить гостей по комнатам музея и рассказывать, рассказывать о каждой картине, о каждой вещице...
Однажды в восьмидесятых, путешествуя с одним из своих учеников Константином Коровиным на пароходе по Оке, он приметил в окрестностях уездного города Тарусы на высоком холме среди зелени орешника, вязов, дубов и кленов соломенные кровли изб приютившегося здесь небольшого села Бехово. Это живописное и глухое место, со старой деревянной церковью и заброшенной усадьбой обедневшей помещицы Саблуковой, привлекло внимание Поленова. Два года живописные пейзажи за Окой не давали покоя Дмитрию Васильевичу, и летом 1889 г. он снова прибыл в Бехово для окончательного решения вопроса о покупке саблуковского имения.
Имение было куплено, и теперь надо было выбрать место для будущего "домика", то бишь, усадьбы. Гуляя по берегам Оки, недалеко от Бехово, художнику понравился небольшой холм на ее берегу, носивший красивое название Борок. Земли Борка принадлежали крестьянской общине, которая не имела права их продавать. И какое же было удивление крестьян, когда барин Поленов предложил меняться: обмен явно был не в пользу барина - за 14 гектаров мало пригодной под пахоту крестьянской земли барин отдавал в два раза больше - все 28 га. Да еще какой земли! Пахотной, плодородной, в окрестностях Бехово! Смешной барин...
А Василий Дмитриевич, окрыленный удачей, принялся за задуманное. В то время, когда русские усадьбы не выдерживают давления времени и приходят в упадок, художник собственноручно создает грандиозный проект усадебного комплекса.
Усадебный дом Поленова не стал типичной помещичьей постройкой с колоннами, антресолями, балконами и разными выкрутасами. Этот бревенчатый дом отличается простотой фасадов. Вся его красота - в удивительных интерьерах, в которых все, даже дверные ручки, выполнены по эскизам Поленова.
В какой-то степени дом повторяет отцовский дом Поленовых в Имоченцах, в Карелии. Деревянный, на каменном фундаменте, он состоит из трех этажей. На первом размещены столовая, библиотека, кабинет, игровая комната для детей, которая позднее стала Портретной. В этих же комнатах расположились те коллекции, которые составили экспозицию музея. Общая площадь дома - 594 кв. м, а большую ее часть - 313 кв.м. - занимает экспозиция.
На втором и третьем этажах находились личные комнаты членов семьи и комнаты, предназначенные для гостей. Дом завершается очень живописной крышей. Необычайно сложная композиция крыши придает каждому из четырех фасадов дома непохожий друг на друга облик.
Дом спланирован так, что каждая из основных комнат первого и второго этажей оснащена большого размера окнами, прекрасно их освещавшими. И из каждого окна открывался замечательный вид то на Оку и заокские дали, то на Тарусу, то на живописную речушку Скнижку.
Датой основания Музея-усадьбы В. Д. Поленова принято считать 2 ноября 1892 года. Под вечер этого осеннего дня Василий Дмитриевич с двумя старшими детьми по тропинке, заваленной палым осенним листом, пришел в только что построенный бревенчатый дом, еще так пахнущий еловой стружкой. И сразу же дом этот гостеприимно распахнул двери для всех желающих посетить его. Первая большая экскурсия учащихся Серпуховского ремесленного училища относится к 1903 году. С тех пор популярность музея неуклонно росла.
Вот и мы, искусанные сытыми поленовскими комарами, опоздавшие более, чем на 100 лет, пришли в гости к Василию Дмитриевичу. В доме удалось сохранить обстановку такой, какой она была при жизни художника. Каждый из интерьеров - портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская, имеет свою яркую особенность. Все коллекции, занявшие свое почетное место при жизни художника, остались не тронутыми. Очень интересно, что и революция, и гражданская война, а затем и Великая Отечественная, в которую линия фронта подступила к окским берегам, не разрушили усадьбу. Музей Поленова - один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством, как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года, выстоял. .
...Вслед за Надеждой Васильевной, экскурсоводом со стажем, мы перемещаемся из комнаты в комнату Большого дома, где когда-то жил Великий Художник, жили члены его семьи, бывали близкие по духу Репин, Коровин, Левитан, бывали друзья, коллеги, ученики, друзья друзей и просто поклонники таланта художника. ...
Название "Портретной" говорит само за себя. Здесь размещены портреты членов семьи Поленова. Очень интересная история портрета бабушки Дмитрия Васильевича кисти Крамского. На просьбы художника - позировать - из членов семьи Поленовых, из-за нехватки времени, никто не откликнулся. Ведь тогда нужно было бы ежедневно по два часа в течении более, чем недели неподвижно сидеть в одной позе, теряя драгоценное время! Терять время попусту, как считали в семействе - было выше сил. Согласилась позировать только бабушка. И, благодаря ее согласию, родился такой замечательный портрет! (на фото портрет бабушки в центре)
В портретной комнате размещается также коллекция египетских и греческих древностей, собранных отцом художника, археологом и историком Д.В.Поленовым.
Библиотека - самая большая комната музея с оригинальным, типично "поленовским" интерьером. В интерьере библиотеки преобладают элементы готики: деревянный готический потолок, готическая мебель, выполнена по эскизам художника. Здесь хранится коллекция западноевропейской и русской живописи. Здесь работы Поленова, его друзей и учеников: Ильи Репина, Ивана Шишкина, Аполлинария Васнецова, Константина Коровина, Исаака Левитана и др.
На втором этаже, в самой большой и светлой комнате, находится мастерская Василия Дмитриевича.
В мастерской экспонируется рабочая копия картины "Христос и грешница", выполненная углем в размере примерно 3 на 6 метров.
Интересен тот факт, что усадьба Василия Поленова была построена на деньги, вырученные от продажи самой картины «Христос и грешница», написанной художником в 1888 году. Покупателем был сам император Александр III. До официального открытия выставки он купил эту картину, опередив присматривавшегося к ней П. Третьякова. Продана картина была за невероятную сумму - 30 тысяч серебром. Сейчас картина, купленная императором, находится в С-Петербурге в Русском музее.
В мастерской находятся и другие картины художника и одна из них "Осень в Абрамцеве". Написана она была Василием Дмитриевичем в очень трагичное для него время: после смерти его 2-летнего сына. Художник пребывал в полнейшей депрессии. И в самые тяжелые ее часы он писал "Осень"...
Много работал Поленов в своей мастерской, но из-за частых гостей, из-за шума и суеты, художнику пришлось искать для творчества другое место. По этой причине в 1904 году на территории усадьбы было построено, тоже по расчетам художника, отдельное белое кирпичное здание новой мастерской с угловой башенкой под красной черепичной кровлей, названное впоследствии "Аббатством".
Просторное помещение новой мастерской имеет большое высокое окно, выходящее на север, в комнате всегда рассеянный свет. Помещение легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, снабженной по бокам двумя тесанными из каменных блоков колоннами. Чердачное помещение Аббатства всегда использовалось как склад театрального реквизита, декораций и костюмов.
На территории усадебного комплекса много и других строений. Ближе к Оке разместилось Адмиралтейство - первоначально предназначавшееся для хранения лодок, а впоследствии, стало диорамой, созданной Поленовым для детей, которые не имели никакой возможности познавать мир.
Вокруг усадебных строений был разбит парк, насажен сад, устроены дорожки и высажены цветы. Ведь на холме Борок до строительства не было ни одного деревца. Теперь там шумят и создают густую тень вековые ели, сосны, лиственницы, клены, растут такие же цветы, какие росли у Поленовых...
На территории усадьбы имеются и хозяйственные постройки. Некоторые из них до сих пор выполняют те же функции, что и при В. Д. Поленове: конюшня, сенной сарай, восстановлен коровник. Другие строения нуждаются в полном ремонте: курятник, дом лесника, домик бакенщика, погребица, ледник, кузница.
Не торопим время, неспеша гуляем по усадьбе, разглядывая ее устройство, в котором так четко улавливается поленовский след...
Деревья заканчиваются и широкая дорожка плавно выводит к реке. Сочные луговые травы... А за старыми ивами - красавица Ока!
О художнике и его тв-ве можно посмотреть здесь [url]http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm[/url]
В рассказе использован материал сайта [url]http://www.museum.ru/museum/polenovo/about_02.htm[/url]
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.