Если тебе плюют в спину — значит ты идешь впереди. Конфуций
В Китае находится невероятное количество объектов ЮНЕСКО — 52! Два из них (не считая фрагмента Великой китайской стены) расположены в провинции Шаньдун, которую я посетил осенью 2017 года.
В прошлый раз я вам рассказал про масштабное, священное место, находящееся в списке всемирного наследия Гора, которая связывает Небеса и Землю. Это рядом с городом Тайань (см. на карте справа).
Сегодня очередь другой, важной для всех китайцев достопримечательности, точнее даже трёх, расположенных в городе Цюйфу. На карте слева видна провинция Шаньдун и синей точкой отмечен данный город.
Цюйфу — родина философа Кун-цзы, в Европе и Америке более известного как Конфуций. Считается, что он родился на близлежащей горе Ни.
В городе находятся многочисленные исторические дворцы, храмы и кладбища. Три наиболее почитаемых места, связанных с китайским философом, включены в ЮНЕСКО.
Вот краткая информация по ним.
1. Храм Конфуция
Старейший и крупнейший из посвящённых Конфуцию храмов в Восточной Азии. Основан в 478 году до н.э. Исторический комплекс занимает площадь 16 000 квадратных метров и имеет в общей сложности 460 комнат.
С распространением учения Конфуция, и особенно со времени, когда конфуцианство было объявлено государственной идеологией, поминальный храм Конфуция постепенно становился святыней общенационального значения, местом сакральных конфуцианских церемоний, проводившихся на всё более высоком уровне, а в XIV—XX веках — на высочайшем.
В 478 году до нашей эры, на следующий год после смерти Конфуция, правитель княжества Лу, князь Ай-гун Цзян, освятил бывший дом философа как храм. В простой трёхкомнатной хижине учёного был устроен алтарь для вознесения традиционных жертв предку, служить за которым могли только прямые его потомки по старшей линии.
Эта особенность поминального храма Конфуция сохранялась на протяжении всей его длинной истории. Близость храма к могиле философа, непосредственная связь алтаря с его потомками делали храм исключительным в глазах его последователей.
Цюйфу, как место паломничества становился всё популярнее. При храме непрерывно изучалось наследие Конфуция, оттачивалась его философия, формировались литературные и ритуальные каноны учения, хранились его вещи.
В 195 году до нашей эры первый правитель из династии Хань, император Гао, принёс на могиле Конфуция так называемую «великую жертву» («тай-лао» — жертва одновременно козы, быка и борова, приносимая духам предков раз в год), при этом старший из потомков Конфуция ему ассистировал.
Император, таким образом, признал философа своим «духовным предком», а себя — его «сыном», и показал пример для подражания императорам и высокопоставленным чиновникам в будущем.
С этого времени ранг Конфуция последовательно повышался, вплоть до высшего ранга «ди» — ранга божественных императоров-основателей, поклонение которым носило самый торжественный и величественный характер. Соответственно усложнялись церемонии и ритуалы, проводимые в храме Конфуция.
Храм богател и разрастался, становясь средоточием культа, его главным алтарём. Здесь появились также храмы жены Конфуция, его родителей и трёх его высших праотцов. Количество торжественных церемоний в храме возросло до 196.
Императоры почти всех династий неизменно уделяли храму своё внимание — издавали указы, регламентирующие ритуалы и церемонии, заботились о его благоустройстве, даровали привилегии или ценное имущество.
В важных случаях, таких как интронизация или победа в войне, императоры посещали храм лично. В общей сложности 11 императоров сделали это 19 раз. Часто, не имея возможности прибыть лично, императоры отправляли на поклон к алтарю в Цюйфу вместо себя своих «заместителей».
За почти две с половиной тысячи лет храм неоднократно отстраивался и перестраивался, разрушался и восстанавливался. Первоначальный трёхкомнатный дом Конфуция был перенесён из храма к востоку от основного алтаря во время перестройки, предпринятой в 611 году.
В 1012 и 1094 годах, во времена династии Сун, храм был расширен и разгорожен на четыре внутренних двора, вокруг которых в итоге было достроено более 400 помещений. Огонь и война разрушили храм в 1214 году, во времена династии Цзинь. Он был восстановлен в прежнем виде к 1302 году, во времена династии Юань.
Вскоре после этого, в 1331 году, храм был обнесён каменной оградой и по образцу Императорского дворца её стены были выкрашены в цвет сургучной печати, — цвет императорских зданий.
Был дарован и ряд других императорских регалий. Если раньше используемые атрибуты (танцоры, инструменты, материалы, изображения, одеяния, цвета) указывали на почитание члена императорской фамилии, то с этого времени использовались атрибуты почитания высшего божества.
После очередного опустошения в результате пожара в 1499 году храм был в очередной раз реконструирован и заново отстроен, получив свой окончательный вид. Именно в это время храмовый комплекс в Цюйфу приобрёл подчёркнутое архитектурное и стилевое сходство с резиденцией императора в Пекине, став вторым по значению и по величине культовым комплексом империи.
В 1928 году все церемонии, посвящённые Конфуцию были отменены. В 1966, во время Культурной революции, 200 добровольцев несколько дней оскверняли храм и кладбище. В 1982 храм был восстановлен, а в 1986 возобновлена и ежегодная церемония. Всего в храме было проведено 15 перестроек, 31 капитальный ремонт и многочисленные мелкие строительные работы.
В декабре 1994 храм получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Источник
2. Семейный особняк Кун или усадьба Конфуция
Kong Family Mansion — историческая резиденция прямых потомков Конфуция. Отсюда, семья ухаживала за всеми конфуцианскими местами в Цюйфу, а также управляла крупнейшей частной сельской усадьбой в Китае. Семья Кун отвечала за проведение сложных религиозных церемоний в таких случаях, как посада, сбор урожая, почитание мертвых и дни рождения.
Особняк расположен непосредственно к востоку от Храма Конфуция, с которым он был ранее связан. Планировка традиционно китайская и отделяет официальные помещения в стиле ямень в передней части комплекса от жилых кварталов в задней части.
Помимо ямена и внутренних кварталов, в комплексе также есть задний двор. В рамках этого общего устройства пространственное распределение зданий в соответствии с возрастом, полом и статусом их жителей отражает конфуцианский принцип порядка и иерархии: самый старший потомок Конфуция поселился в центре трёх основных зданий; его младший брат занимал зал Yi Gun в восточной части.
Восточный зал использовался герцогом Яньшеном для встречи с официальными гостями и поклонения его предкам. Западное крыло предназначалось для семьи, там происходила учёба, приём пищи и развлечение друзей.
В своей нынешней планировке особняк состоит из 152 зданий с 480 комнатами, которые занимают площадь 12 470 квадратных метров. Самым высоким сооружением является 4-х этажное убежище, которое было разработано как укрытие во время атаки, но никогда не использовалось.
В одном из зданий находится архив с около 60 000 документов, относящихся к жизни в особняке в течение 400 лет во времена династий Мин и Цин.
Несмотря на более позднюю реконструкцию, особняк Kong Family Mansion остается самым хорошо сохранившимся жилым комплексом эпохи мин. Последним главой семьи Кун, жившей в особняке, был Кун Деченг (1920-2008) потомок Конфуция 77-го поколения.
Он был последним человеком, которого назначили герцогом Яншэн и первым жертвенным чиновником Конфуция. Отвечал за организацию современной церемонии Конфуция, проводимой ежегодно на Тайване. Помимо жертвенного чиновника, K'ung Te-ch'eng занимал многочисленные посты в Китайской Республике. Источник
3. Кладбище Конфуция
Kong Yanjin — это огромное родовое кладбище клана Конг, где похоронен Конфуций, некоторые его ученики и десятки тысяч потомков. Это место ещё называют "Роща Конфуция". Находится в северной части Цюйфу.
Данное кладбище — самое древнее и большое родовое кладбище в мире. Здесь есть где погулять и что сфотографировать.
В настоящее время на территории кладбища, площадь которого 2 кв. км, насчитывается более 100 тыс. могил, 3600 надгробных камней, 200 статуй, 30 строений и более 5000 каменных стел с эпитафиями.
Самые старые могилы, найденные в этом месте, относятся к династии Чжоу, самые последние принадлежат потомкам в 76-м и 78-м поколении.
Обойти всю территорию — нереально. Для тщательного изучения и осмотра можно воспользоваться специальным, прогулочно-пассажирским транспортом.
У нас не было цели глубоко погружаться в кладбищенское прошлое Китая, поэтому мы пешком направились к главному паломническому захоронению.
Оригинальная гробница, воздвигнутая здесь в память о Конфуции на берегу реки Сишуй, имела форму топора. Кроме того, у него была кирпичная платформа для жертвоприношений. Современная гробница философа представляет собой конусообразную горку.
Вокруг могилы Конфуция были добавлены гробницы для потомков Конфуция и дополнительные стелы, чтобы почтить его память. Прах Конфуция находится под холмом за белой табличкой.
А это захоронение внука Конфуция по имени Kong Ji. Он тоже был известным китайским философом.
Всего на кладбище было проведено 13 реконструкций и пристроек. В итоге, к концу 18-го века стена периметра достигла длины 7,5 км, охватывая площадь 3,6 кв.километра.
Кладбище подверглось серьезным разрушениям в ноябре 1966 года, во время культурной революции, когда оно было посещено и разграблено группой красногвардейцев из Пекинского педагогического университета во главе с Тан Хуланом. Они даже извлекли из могилы труп герцога 76-го поколения Яншен и повесели его голым на дереве перед дворцом Конфуция. Источник
В наши дни любой китаец, носящий фамилию Кун имеет право быть захороненным на этом кладбище. Для этого достаточно заплатить в казну определенную сумму. Далее тело кремируют и помещают в землю, правда на месте захоронения не устанавливается никакой памятной таблички. Такое вот строгое правило — лежать в престижном месте, но в вечном информационном забвении.
Примечательно, что в "Роще Конфуция" обитает зоогеографический феномен в виде синей (или голубой) сороки. Говорят, что эти птицы — души потомков Конфуция охраняющие его покой. Повезло увидеть одну такую птичку и даже сфотографировать её со спины.
Вот, вкратце и вся информация по этим трём достопримечательностям.
Первая из них запомнилась своей масштабностью и красотой, вторая — отличительной архитектурой и деталями (в альбоме мало снимков оттуда), третья понравилась уединённой философской атмосферой, которая присуща многим историческим кладбищам.
Стоит отметить, что "Роща Конфуция" называется так и по причине того, что здесь растёт большое количество деревьев. Местные жители тут не только поклоняются своим предкам, но и гуляют по прекрасному парку.
P.S.
Позже, я выложу ещё один альбом из города Цюйфу. Посвящён он будет как раз его жителям.
Другие заметки из этой поездки
Циндао - пенное достояние Китая
Автомобильное достояние Поднебесной
Гора, которая связывает Небеса и Землю
Философия провинции Шаньдун - часть 1
Философия провинции Шаньдун - часть 2