Все города играют соло. Как и люди они рождаются, живут, проходя все стадии юности, молодости, зрелости и старости и потом рано или поздно умирают. Иногда их смерть бывает внезапной, так, как например, случилось со старой Рязанью, которая так и не восстановилась после того, как была уничтожена монголо-татарами. Другой пример — многочисленные античные города, да тот же Персеполис, сожженый по неосторожности Александром Македонским.
Другие, напротив, становятся долгожителями, трансформируются через века, те же хорошо знакомые всем Лондон, Рим, Москва, меняя свое платье и гаджеты в зависимости от веяний времени. Такие города-хамелеоны живут дольше всех, заменяя по ходу все свои части и становясь городами — киборгами... ну или космополитами... Некоторые меняют даже свое имя и свою веру, как Константинополь.
А еще есть такие как Трубчевск. Один из небольших древнерусских городов, замерших в веках. Один из немногих, кому больше 1000 лет. И, возможно, единственный из них, про кого на Турбине еще не писали...
Так или иначе, побывав там, мне захотелось сыграть свое соло, соло на Трубчевске. Нет никого больше в оркестре, только один инструмент, итак, играет один Трубчевск! Слово о Трубчевске!
В конечном итоге, ведь изначально в этой поездке я захотел поехать именно сюда, прочитав биографию Даниила Андреева (Встреча с Хароном на Заповедной Неруссе). И спустя 2 дня, проведенных в глухих брянских лесах и в Чухраях (Экспрессом в Рай. Конечная остановка, Лора), мы, объехав заповедник "Брянский лес" по дороге, идущей вдоль украинской границы (Заповедник Брянский Лес - в поисках черного аиста), приехали в центр Трубчевска, на высокий берег Десны.
Вот что пишет про город сам Андреев:
Трубчевск один из самых старых русских городов. Он упоминается еще в “Слове о Полку Игореве”. Здесь масса исторических древностей. В местном музее я видел откопанные черепа финских племен и гуннов с очень покатыми лбами, а также монеты арабов и Римской империи, неизвестно как попавших в трубчевские пески.
Ключевое здесь слово высокий берег Десны, которая была ключевой частью системы маршрутов на пути из варяг в греки. Когда я недавно посетил музей истории викингов в Исландии, меня удивило то, что викинги на полном серьезе считали европейскую часть России своей территорией, а знакомые нам города Псков, Новгород и Киев своими городами. Раскопки уже доказали, что в городищах 10 века в некоторых местах процент скандинавского населения составлял до четверти, а все остальное был микс из местных племен.
Десна — правильная река в прямом смысле этого слова, так как название происходит от старославянского «деснъ» – «правый»
Так как путь этот был очень древний, то и Трубчевск — это город из тех стародавних времен Киевской Руси, когда он входил в раздольное Черниговское княжество. Это удивительно, но вокруг Трубчевска до сих пор чудом уцелел (или так только кажется), древнерусский былинный простор, открывающийся с высокого берега Десны, на котором город расположился.
Даль распахивается, когда выходишь к Троицкому собору и дальше на край крутого обрыва, ведущего вниз к реке. Здесь стоял детинец, размещался княжеский двор, отсюда рос посад. Это место, заглавное в Трубчевске, и называется Соборной горой. Весь центр города находится именно на этом пятачке.
У Андреева в стихах тоже есть очарование этим зеленым всхолмьем, откуда, «вдруг разверзается простор…».
И действительно глядя на этот дол, другого слова как былинный и подобрать трудно.
Как и речка Нерусса, загадочно разделявшая "руссов" от "не-руссов" в разные вехи истории этих земель, Трубчевск столь же рубежный город. Где-то здесь неподалеку уже в более позднее время проходила роковая засечная черта, разделявшая Русь Московскую и Русь Малую.
Эта засечная черта (ru.wikipedia.org/wiki/Засечна…) служила как преграда на пути движения конницы неприятеля — сначала орды, потом польско-литовских соседей с запада. Засека представляла собой довольно сложное заграждение наподобие сделанной стены из крупных деревьев, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника. Там, где леса не было, делали частоколы, надолбы, земляне валы и рвы. В районе зачечной черты располагалось и мобильное полевое войско. Такая система позволяла контролировать большую территорию и быстро в течение нескольких дней аккумулировать войска покуда противник занят разбором заграждений...
По словам знакомого эксперта в вопросах древностей "К нашему времени большинство засечных лесов просто вырублены, а небольшая оставшаяся часть была взята под охрану в нескольких заповедниках, которые так и называются — Калужские засеки и «Тульские засеки». Последний существовал только до 1951 года, и сейчас рассматривается вопрос о его восстановлении..."
Но вернемся к древнему Трубчевску. Вопреки своей "рубежности" он скорей способствовал объединению, а не разъединению людей. И так было изначально — в этих краях граничили земли радимичей, вятичей и северян, которые потом стали фактически единым "племенем"...
Городу более 1000 лет. Современный центр находится на той самой Соборной Горе, а вот древний Трубчевск (он же Трубеч, Трубеж, Трубецк...), который упоминается в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях как удельное владение Новгород-Северского княжества, располагался в 10км вниз по течению Десны около деревни Кветунь, где осталось городище.
Андреев тоже любил сюда ходить — эти места его манили не только неоглядно распростертыми лесными далями. Рядом теснились бесчисленные курганы Литовских могил и Жаденовой горы, высился старинный Чолнский Спасский монастырь, от коего до нас дошли одни развалины. Как говорят ученые, раскапывавшие курганы, сюда, в древний Трубецк, православная вера пришла еще до Крещения Руси. Монастырь, уцелевший в Смутное время, советскую власть пережить не смог. А в те времена Андреев еще застал соборный храм Рождества Христова, колокол которого слышали даже в Трубчевске.
В Трубчевске на 1000-летие города был установлен памяник певцу гусляру Бояну (Баяну), который упоминается в "Слове о полку Игореве" много раз. Для автора Слова (а это 11 век), Боян — его великий предшественник, вещун, способный к оборотничеству. Он растекается мыслию — возможно, «мысию», белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками, его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Считается, что Боян из этих мест родом, также как и князь Всеволод — брат бесконечно невезучего князя из «Слова о полку Игореве».
Будучи пограничным городом Трубчевск умудрился принять активное участие во всех крупных военных конфликтах, его брали монголы, поляки и литовцы. В 1356 году его взял князь литовкий Ольгерд и отдал своему сыну Дмитрию, который стал родоначальником династии князей Трубецких (по названию города). Дмитрий также известен тем, что принял участие в Куликовской битве. Про род Трубецких рассказывать не буду, так как не готовился, но в Троицком соборе Трубчевска находится их родовая усыпальница. Это во многом их (Трубецких) город.
Кроме Троицкого Собора в гороже есть и другие храмы, но все они сейчас в довольно плохом состоянии.
Андреев любил этот город и просторы за его пределами. Разверзшись, простор стал затягивать «зелеными певучими дорогами», вившимися среди темных лесов, тихоструйных рек, лебединых озер. Здесь его страстная любовь к природе нашла «непроглядную страну», приоткрывшую и праотеческую Русь, и чаемую мистическую тайну... Он тогда работал над поэмой "Солнцеворот" и живя в Трубчевске писал брату:
Поэму сейчас не пишу: живу в глуши, в маленьком городишке Трубчевске, на реке Десне. Красота тут сказочная, и я только смотрю и слушаю. Очень далеко гуляю один. Жара, я черен, как уголь. Был на лесных озерах, куда еще прилетают лебеди. Тут безграничный простор, целая страна развертывается у ног. И когда идешь – невозможно остановиться: версту за верстой, и в конце концов уходишь так далеко, что обратно едва доползаешь, уже к ночи».
Трубчевск принял активное участие в событиях Смутного Времени, переходя из рук в руки, и окончательно вернулся в состав России в середине 17 века. И вот примерно в этом состоянии и замер, сохранив свою историческую самобытность. В настоящее время численность населения города держится около отметки 14,000 человек.
Среди увиденного меня слегка удивил бюст Максима Горького, который по странному совпадению находится прямо у Троицкого храма. По "странному совпадению", так как Горький был крестным Даниила Андреева, хотя они и совсем мало общались.
Еще порадовали некоторые шедевры советской творческой мысли, многие из которых уже полуразрушились:
Кажущиеся родными (если с ними не встречаться ночью) белые грибочки...
гигантский тройной одуванчик, находящийся прямо рядом с Троицким Собором и растущий здесь видимо во имя Отца и Сына и Святого Духа...
улыбчивое солнышко в котором есть что-то демоническое или мне только так кажется?
лодочки, способные выдержать любую качку и шторм.
но все же они выглядят получше чем машинки... которых я там не увидел, но был уверен, что они там все же когда-то ездили...
Не знаю, способны ли 2-3 летние детишки, которые лазают по таким горкам оценить хлебосольную доброжелательность и благодарность Трубчевска выраженную в виде таких образов
Этот все же немного лучше — демонстрирует Свет да Любовь да много нажитого добра на блюде...
На первое же место ставлю клумбы — веселые, и без комплексов...
Все это выражает некое коллективное бессознательное обрушившееся на город в XX веке и выразившееся таким вот интересным образом.
Интересно, что про это спел бы Боян? С позволения Максима Ершова ERCHOV из его материала: — Вщиж - место загадок, место духовной русской силы
Впрочем тысячелетний Трубчевск продолжает пока еще играть свое соло в веках и им можно восторгаться и дальше. Не знаю только, кому он нужен кроме нескольких одиноких энтузиастов, заехавших туда следуя нити Ариадны, он больше выглядит как ветеран, который лишился постепенно всех друзей и родственники которого разъехались строить великие города.
Музыка Трубчевска постепенно обрывается, никому по большому счету нет дела до его богатой истории, которая и на самом деле не более чем пыль, которую надо возможно просто стряхнуть с своего сознания, место в котором уже прочно занято интернетом, виртуальным общением и развлечениями... (шутка).
В Брянских лесах связи не было почти два дня (нестерпимо долго для тех кто привык жить онлайн) и на Соборной горе она наконец появилась...
Мир быстро меняется, и очень надеюсь, что в нем хватит места не-виртуальной красоте!