В середине XII века ордену тамплиеров, воевавшему против мавров на стороне Португалии, была пожалована земля между реками Тежу и Мондегу. Тогда по всей Европе уже начались гонения на Орден, инквизиция буквально преследовала тамплиеров, и только здесь, в Португалии они смогли обрести убежище и королевское заступничество. По легенде, место будущей резиденции явилось рыцарям в видении, и тогда на холме, на берегу реки Набао, в 140 км севернее Лиссабона началось строительство укрепленного монастыря Конвенту ду Кришту (Convent of Christ in Tomar)
Город Томар у подножия крепости был заложен примерно тогда же, его основателем считается Гуалдин Паиш, первый из великих магистров ордена тамплиеров. Именно с осмотра самого города мы и начали в тот день свою прогулку, и, как потом оказалось, не прогадали, ибо иначе она могла бы просто не состояться из-за плохой погоды. В середине дня начался настолько сильный дождь, что нас буквально "смыло" на вершину холма (вопреки всем законам физики)
Весь остаток дня дождь не прекращался, только сыпал уже мелкой крупой, зато вымытые им черепичные крыши казались особенно яркими.
Холм у крепостной стены, весь усеянный цветущими маками, вызывал странное чувство, почему-то ассоциацию с капельками крови... А, может, это внутри нарастало волнение, как бывает иногда перед встречей с чем-то огромным и необыкновенным.
Проходя вовнутрь по мокрому и блестящему от луж двору, мы буквально чувствовали, как вокруг сгущается атмосфера времени. А вот какого именно времени так сразу и не определишь — здесь намешан коктейль из разных эпох.
Почерневшие камни и бойницы времен крестовых походов соседствуют с роскошными резными порталами. Изображение Богородицы в окружении ветхозаветных пророков и богатого резного орнамента, поражает воображение — а мы ведь еще даже не успели перешагнуть порог.
В течение своего долгого пребывания в замке тамплиеры постоянно перестраивали, расширяли и благоустраивали свой замок-монастырь, постепенно превращая его из грозной цитадели в роскошный рыцарский дворец. В многочисленных постройках комплекса нашли отражение искусство тамплиеров и готика, искусство Возрождения и ренессанс. На сегодняшний день этот исторический памятник входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
У монастыря, который сам по себе явление, есть свои собственные достопримечательности, и, подобно тому, как в городе необходима карта, так и здесь нужна схема, чтобы ничего не пропустить. Владения монастыря довольно обширны, мне не зря пришло на ум сравнение с городом. Конечно, по площади, крепость целому городу уступает, но по своей значимости и сложности, безусловно, даже превосходит.
Помещения, переходы, внутренние дворики и балконы — в хитросплетении коридоров и галерей можно заблудиться, словно в городских улицах и переулках.
С самого начала бросается в глаза удивительная симметрия — с определенной точки можно видеть, как "вписываются" друг в дружку арки, порталы, проемы и окна, в бесконечной, кажется, перспективе.
Внутри Конвенту ду Кришту находятся несколько самостоятельных монастырских комплексов, построенных в 15-м и 16-м веках. У них различное предназначение и архитектурный стиль. Монастырские комплексы соединяются сложными переходами и галереями, между которыми заключены восемь клуатров — внутренних двориков. Вот некоторые примеры:
Стиральный двор (Claustro do Lavagem) окружен двухэтажным готическим монастырским зданием, построенным около 1433 года при Генрихе-Мореплавателе. Этот старейший в Конвенту комплекс служил огромной прачечной, где монахи стирали свои одежды.
Кладбищенская обитель ( Claustro do Cemiterio) — также одна из первых готических построек монастыря. При Генрихе-Мореплавателе место служило для захоронения рыцарей и монахов ордена.
Элегантные сдвоенные колонны, украшенные капителями с растительными мотивами, поддерживают небольшие арки. Стены выложены плиткой в 16-го века.
Проходя через галереи Кладбищенской обители, даже под ногами видишь истертые плиты надгробий. В нишах стен тоже стоят гробницы.
Первая часовня, которая попадается нам на пути, отделана арабской плиткой в чисто мавританском стиле вперемежку с библейскими сюжетами, выполненными на синем азулейжу
Сapela dos Portocarreiros (XVII век)
Роскошнее всех смотрится, конечно, Двор Жуана III (Claustro de D. Joao III), строительство которого было начато при короле Жуане III в 1557 году, а закончено в царствование Филиппа I Португальского (также короля Испании под именем Филиппа II).
Двор Жуана III окружён великолепным двухэтажным монастырским зданием, которое объединяет жилые помещения монахов и церковь. Его архитектура считается одним из самых важных примеров маньеризма в Португалии. Два этажа соединены друг с другом посредством четырех элегантных винтовых лестниц, расположенных в каждом углу клуатра.
С одной из крыш, куда можно подняться, виден дворик Святой Барбары (Claustro de Santa Bárbara), построенный в 16 веке.
Нам пришлось снова спускаться, чтобы побродить в окружающих его постройках и познакомиться с некоторыми деталями быта монахов
кухняВ какой-то момент, пристроившись за русскоязычной группой экскурсантов, мы сами не поняли, как прошли внутрь Ротонды. Эта круглая церковь, пожалуй, самое древнее здание комплекса — с нее и вокруг нее вырастал монастырь, затем крепость, а далее и весь город Томар.
Считается, что крестоносцы стоили ее по образу и подобию иерусалимского храма Гроба Господня, хотя, возможно, за образец они взяли Соломонов храм. Одна беда, за остатки Храма рыцари ошибочно принимали мечеть Купола Скалы, и поэтому на самом деле восьмигранная круглая конструкция Ротонды больше напоминает арабскую святыню.
Но, как бы то ни было, ни фотографиями, ни словами не передать той роскоши, что сосредоточена в узких стенах Круглой церкви. Оформление ее интерьера стало ярким отражением богатства, власти и влияния тамплиеров.
Великолепная акустика, яркая роспись сводов и позолота производят сильное впечатление, как и непривычная конфигурация помещения: в центре 16-угольного зала установлена восьмигранная конструкция, поддерживающая свод и служащая алтарем.
На одной из стен приспособлено непонятное сооружение — оказывается, это такой горн, средневековое средство внутренней громкой связи.
Как я уже писала выше, многочисленные строения монастыря возводились в разное время и отражают в архитектуре веяния разных эпох. Различны по внешнему виду и внутренние дворики, и переходы. Скромность и простота отделки соседствует с богатством и замысловатостью.
Отдельно нужно упомянуть о символике. В Конвенту-де-Кришту с ней сталкиваешься повсюду. Это и непременный крест Ордена Христа с раздвоенными концами, угадываемый даже в основании фонтана
фонтан во внутреннем дворике Жуана IIIПрисутствует также и "морская" символика, появившаяся в архитектуре монастыря в XV веке, когда Орден Христа, преемник тамплиеров, был возглавлен инфантом Энрике (Генрихом Мореплавателем)
окно-парус канаты и швартовыЭта символика не случайна. Рыцари ордена принимали активное участие в морских походах и вообще оказали большое влияние на развитие страны. Недаром в те времена на океанских просторах португальские корабли можно было узнать по флагу с крестом Ордена Христа.
Впоследствии, во время правления короля Мануэла I, монастырь Томар приобрел свой наибольший размах и стильность, постепенно превратившись из скромной обители вооруженных монахов в настоящий рыцарский замок.
Тогда же, по приказу Мануэла I, в Конвенту-де-Кришту было сделано Королевское Окно — самая загадочная достопримечательность монастыря и настоящая квинтэссенция стиля мануэлино — португальского ренессанса.
знаменитая "Жанела" — Королевское ОкноНе слишком большое окно кажется просто огромным, благодаря замысловатой, немного даже чрезмерной отделке. Вырезанные в камне водоросли и ракушки, якоря и переплетенные канаты прославляют достижения мореплавателей.
Декоративные элементы в виде плодов и листьев экзотических растений, привозимых из далеких колоний живописно покрывает желтоватый мох. Он нарастает на серых каменных стенах в течение зимних месяцев, к лету подсыхает, иногда почти полностью исчезает. Но нам повезло — не прекращавшийся дождь намочил и стены, и мох, и плиты внутренних двориков, отчего внешний вид монастырских стен был в тот день особенно ярким, цветным и блестящим.
Сейчас в различных источниках в интернете частенько встречается упоминание о том, что Англия еще в XIX веке была готова простить Португалии весь ее внешний государственный долг в обмен на "Жанелу". Но нигде и никто не задается вопросом — а почему, собственно?
Ну, да, англичане, известные любители древностей, пока была возможность, тащили отовсюду, где плохо лежит. Поживились средневековыми шедеврами и в Азии, и в Африке, на античные сокровища афинского Парфенона неплохо руки наложили, да мало ли еще... Чего стоит один только Музей Виктории и Альберта с его необъятной коллекцией!
Но вот с чего бы англичанам, которым в XIX веке достаточно недорого доставались исторические ценности, так раскошелиться на какое-то португальское окно, пусть даже и очень красивое?
Доверчивым туристам теперь скармливают байку о том, что в символах экзотической "оконной рамы" зашифрован путь к несметным сокровищам Ордена Христа, наследника тамплиеров. Но правильный ответ, на самом деле, иной, хотя дело все же именно в символах. По правую сторону от окна колонну, словно мощную голень рыцаря, опоясывает ремень — знак ордена Подвязки. Учрежденный в 1348 году королем Англии Эдуардом III, орден Подвязки был (да и поныне является) самым престижным сообществом для избранных, членов королевской семьи. Что могло его связывать с воинственными монахами-тамплиерами, гонимыми и укрывшимися в Португалии, так до конца и не ясно.
Но факт остается фактом, рыцари Христа почему-то поместили в самом сердце своего монастыря знаки европейских рыцарских орденов. Кстати, на колонне слева красуется цепь — таков был символ ордена Золотого руна. С этим династическим орденом связь более понятна, его в 1430 году учредил Филипп III бургундский в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской.
Но именно символ ордена Подвязки, искусно вырезанный в камне и столетиями находившийся в далекой Португалии, не давал англичанам покоя в XIX веке. Это ведь часть их собственной истории, к которой, понятно, они относятся особо трепетно. В том и причина их желания заполучить сие окно и готовность списать за него Португалии весь ее внешний долг.
Как они, интересно, собирались окно забирать, если бы португальцы согласились? Разобрать всю стену или как-то вырезать? В любом случае, эту сделку англичанам осуществить не удалось.
Остается лишь добавить, что крепость-монастырь в Томар настолько интересный и исторически значимый объект, что побывать в Португалии и не посетить его — большое упущение для любого путешественника.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.