Все началось очень давно, почти восемь столетий назад, когда склоне горы, среди виноградников и оливковых рощ, монахи-бенедиктинцы построили свой монастырь.
Из монастыря открывался удивительной красоты вид на всю Отрадную долину, — так тогда называлась эта местность в 20 километрах к северо-востоку от Рима.
Крыши небольших поселений терялись в зелени живописных склонов Сабинских гор, а на самом берегу реки Анио раскинулся старинный итальянский город Тиволи, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Аристократы, привлеченные неповторимыми панорамами и поразительными по красоте водопадами реки Аньене, издавна облюбовали Тиволи для строительства вилл. Увы, наших дней дошло не так уж много, но все-таки достаточно, чтобы туристы со всего света стремились попасть в Тиволи.
Среди образцов древнеримского зодчества самой знаменитой является вилла Адриана, а настоящим шедевром эпохи Возрождения заслуженно считается вилла д’Эсте.
Я изо всех сил стараюсь избегать сравнений и как можно реже использовать слово "самый". Тем не менее, я вряд ли могла бы равнодушно пройти мимо объекта, о котором даже сильные мира сего говорят в превосходной степени.
А вилла д’Эсте считается не только самой главной достопримечательностью древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии. Более того, не тек давно, в 2007 году, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации "Самый прекрасный сад Европы" — речь идёт о конкурсе, организованном компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями.
Эта слава принадлежит вилле д’Эсте по праву, ведь в каком-то смысле она является прародительницей лучших европейских парков с античной скульптурой и водными комплексами. Ведь французский Версаль, и австрийский Шенбрун, и российский Петергоф возникли не из ниоткуда, а под влиянием достижений итальянских мастеров эпохи Возрождения.
Ну, а что же послужило прообразом и причиной появления самой виллы д’Эсте, этого подлинного образца тонкого вкуса, на который впоследствии стали равняться ландшафтные дизайнеры, в попытке создать подобное великолепие? Случается, что настоящие шедевры возникают лишь по прихоти и благодаря амбициям одного-единственного человека. И этим человеком был кардинал Феррары Ипполито II д'Эсте.
Молодой кардинал был сыном Альфонсо Арагонского, герцога Бисалья и Лукреции Борджиа. В 16 веке семья Д’Эсте была в числе первых и ведущих аристократических фамилий Европы, и амбициозный Ипполито лелеял совсем небеспочвенные надежды получить папскую тиару.
Большое семейное состояние и покровительство французcкого и итальянского королей позволили Ипполито сделать стремительную карьеру, но увы, возглавить Ватикан юноше было не суждено.
Правящий папа Юлий III быстро сообразил, как неинтересно иметь под боком столь сильного конкурента, и весной 1550 года избавился от Ипполито II, сослав того на должность губернатора в прекрасный, но нестоличный и небольшой городок Тиволи.
Поначалу кардинал поселился в бывшем бенедиктском монастыре, но, будучи человеком утонченного вкуса, никак не мог удовлетворяться аскетичностью монастырского убранства. Всю свою молодую энергию Ипполито II направил на благоустройство новой резиденции и масштабное переустройство монастырской территории.
Род д'Эсте в эпоху Возрождения привлекал к себе многих творческих и талантливых личностей,художников и архитекторов. Кардинал же был достойным представителем этого знатного рода, и являлся одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени. Окинув взглядом окрестности, он начал творить.
Идеи для оформления и планировки новой резиденции, а также мрамор, статуи и фрески были отчасти позаимствованы у находящейся по-соседству роскошной, но полуразрушенной античной виллы императора Адриана.
Кроме того, правильно оценив преимущества ландшафта, полóго стекающего по склону горы, Ипполито II перестроил и расширил парк, превратив его в истинную архитектурную жемчужину, на примере которой и выросли впоследствии прославленные и намного более роскошные дворцовые парки во Франции.
Знакомство с виллой начинается в большом квадратном патио, единственным украшением которого служит фонтан Венеры. Вода фонтана переливается в емкость, ранее бывшую саркофагом.
Типичные арочные галереи и прямые углы патио ясно указывают на то, что раньше здесь был монастырский дворик.
Минуя несколько лестничных пролётов и длинный коридор, посетители попадают в апартаменты, расписанные столь щедро, что неподготовленный зритель невольно замирает на месте.
Фрески и барельефы выполняли лучшие итальянские художники того времени. Каких только приёмов здесь не было использовано! Художественные имитации мраморной отделки и тканевой обивки, разнообразные оптические иллюзии расширения пространства и перспективы, ложные окона и двери — все работает на то, чтобы произвести неизгладимое впечатление на гостей и поразить роскошью.
Своды потолков настолько высоки, что в парадных залах виллы создаётся ощущение, будто находишься внутри расписной шкатулки.
Из окон и с террас виллы открываются захватывающие виды на тибуртинский пейзаж.
Нижний этаж плавно перетекает на крытую лоджию, с которой можно любоваться великолепным видом на парк.
Парк, созданный, как типичный итальянский сад, не открывается взору целиком. Устроенный на склоне горы, он имеет сложную систему террас, соединённых лестницами и переходами.
В укромных уголках среди пышной зелени прячутся античные статуи и гроты.
Но главным богатством парка являются его многочисленные водоёмы, фонтаны и водные каскады. В XVI веке они буквально поражали воображение гостей Тиволи и считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники.
Действительно, надо отдать должное строителям и инженерам, создавшим сию гидравлическую систему, безотказно работающую вот уже почти 500 лет.
Мечтая о Риме, власть над которым он так и не получил, Ипполито желал видеть миниатюрные копии лучших памятников вечного города у себя в саду.
Например, фонтан "Ла Рометта" (в переводе — "Маленький Рим"), где возле статуи Победоносной Ромы,стоит волчица, кормящая основателей Рима — Ромула и Рема.
У подножия фонтана установлены арки и обелиски — узнаваемые приметы Рима того времени.
Изначально всё это великолепие снабжалось мутноватой водой из реки Аньене.
фонтан Драконов фонтан Изобилия (Fountain of Abundance) Овальный фонтан Ovato fountainОсобенностью парка является то, что все фонтаны можно наблюдать с различных ракурсов. Не везде выпадает случай полюбоваться композицией сверху, через короткое время увидеть её на уровне глаз, а чуть позже — от подножия. Впечатления оказываются разными.
Ovato fountain фото из интернетаУдивительным достижением гидротехники считается фонтан Орган. Внешне он напоминает изысканный фасад здания, а внутри него встроена особая конструкция из органных труб. Во время работы фонтан издаёт мелодичные звуки youtube.com/watch?v=gGJumf6m4…
После смерти Ипполито вилла на некоторое время осталась без надлежащего ухода, водопровод требовал починки, статуи — реставрации. Обновление парка произвёл в 1605 году приемник Ипполито, Алессандро д’Эсте (Alessandro d’Este), именем которого вилла называется вплоть до наших дней.
По заказу Алессандро д’Эсте великий архитектор Бернини создал Фонтан дель Биккьероне, который выглядит, как большая чаша, установленная на дне огромной ракушки.
фонтан Совы Fontana della CivettaЗа несколько столетий вилла не раз оказывалась заброшенной, статуи ветшали, а некоторые декоративные элементы рассыпались. Должной реконструкции не было произведено, даже когда имение перешло во владение Франца Габсбурга, а в начале ХХ века — эрцгерцога Франца Фердинанда. По окончании Первой мировой войны вилла была национализирована государством, но всерьёз заняться её реставрацией получилось лишь после завершения Второй мировой войны. До сих пор общий вид парка несёт в себе лёгкий налёт увядания, без лоска и парадной пышности.
Возможно, это и неплохо, ибо придаёт аллеям немного мистический, необыкновенный и чарующий эффект. Самым таинственным и привлекательным местом парка мне показалась аллея Ста фонтанов, где небольшие веерообразные фонтаны чередуются с каскадами. Из двухъярусной стены, покрытой мягким зеленым мхом, выглядывают маскероны (пристенные маски), а струи из их ртов и пастей льются в неширокий канал.
В парке практически отсутствуют яркие краски, только свет и тени, журчание воды и пышная зелень самшита, мха и декоративных растений. Всё это, вкупе с потрясающими видами на Тибуртинскую долину, окружающую виллу д’Эсте, оставляет действительно незабываемое впечатление.