Традиция Небесных Похорон – один из самых шокирующих ритуалов современного Тибета. О нём стараются поменьше рассказывать туристам, существует официальный запрет китайских властей на присутствие иностранцев на похоронах, места проведения ритуала туристические тропы обходят стороной.
Ритуал заключается в следующем. Мёртвое тело на специальной волокуше доставляется к месту похорон, обычно это ровная каменистая площадка на возвышенном месте. С покойника снимается одежда, после чего специальный человек, именуемый рагъябом (расчленителем), разрубает труп на части, отрезает по суставам конечности, кувалдой разбивает череп, вскрывает грудную и брюшную полость. Присутствующие священнослужители и родственники покойного совершают соответствующие случаю ритуалы. Части тела разбрасываются по площадке и становятся пищей для грифов, ворон и собак, пришедших из селения вслед за процессией. Кости мертвеца растираются в порошок и смешиваются с цампой (ячменной мукой) и также скармливаются животным и птицам. Считается, что ночью с окрестных гор спускается Йети. Все знают Йети в непальской традиции, это добродушный мохнатый великан, «снежный человек», своеобразная эмблема Непала. Его именем называют рестораны и отели, «Йети Эйрлайнз» — одна из известнейших авиакомпаний Непала.
Скальп Йети хранится как святыня в монастыре Кумджунг.
Не таков Йети в Тибете. Здесь считается, что это одинокое ночное чудовище, снедаемое вечным голодом. Безобразное и ненасытное, оно питается останками трупов на кладбищах. Богачи после смерти перерождаются в теле Йети, кармическими причинами для этого являются алчность и жадность при жизни.
Ну и понятно, что для европейцев, в особенности христиан, в традиции которых очень развит культ мёртвых, эти обычаи, мягко говоря, непривычны, прямо скажем — шокирующи.
Однако ритуал Похорон на небо имеет глубочайшие корни в традиции Махаяны, которую исповедует большинство тибетцев. Согласно ей, тело является важнейшим объектом привязанности для души, которая после смерти совершает странствия в промежуточном состоянии – Бардо. Наличие трупа (тела) мешает правильному прохождению Бардо, поэтому тело должно поскорее исчезнуть, то есть перейти в других живых существ, как душа должна вовремя и правильно переродиться в новое тело. Поэтому тибетцы не делают памятников и надгробий, не хранят изображений покойников, чтобы не создавать объектов привязанности. Исключение составляют известные ламы и Учителя, тела которых помещаются в ступы (специальные сооружения) и становятся объектами поклонения. Ступы Далай-Лам находятся во дворце Потала в Лхасе, а Панчен-Лам в монастыре Ташилунгпо, в Шигадзе.
Кроме того, такой обычай погребения имеет и практические причины. Чтобы сжигать покойников как это делается в Индии и Непале, нужно много дров, которых нет в полупустынном Тибете, рытьё могил в каменистой почве также связано с большими трудностями.
Ранее обычай Небесных Похорон существовал и в Монголии, о чём можно прочитать в книге Фердинанда Оссендовского «И звери, и люди, и боги». Советская власть запретила его как пережиток прошлого, сейчас монголы ограничиваются скромными могилами без портрета и с символическим написанием имени покойного, также, чтобы минимизировать память о нём.
После прихода в Тибет власти китайцев делались попытки запрета Небесных похорон, но традиция оказалась слишком упорной. Самые известные места для погребения на небо это площадка у монастыря Папонга в Лхасе и Плато Небесного Погребения 84 махасиддх, у селения Таргбоче, в долине реки Лхачу, у подножия скал, окружающих Священную гору Кайлаш.
Много фотографий внутри. Осторожно, трупы! Впечатлительным лучше не смотреть. 18+