6 материалов по 2 объектам, 138 фотографий
- GPS
- Россия, Теряево
- www.iosif-vm.ru/
Святая Русь. Икона Божией Матери "Волоколамская"
яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону,
к ней же ныне мы притекающе...
Чудотворная икона Божией Матери "Волоколамская" была создана в придворной мастерской
царя Иоанна Васильевича Грозного для Иосифо-Волоколамского монастыря в 1572 году.
Иосифо-Волоцкий монастырь. Святые Врата.
Она написана "в меру и подобие" чудотворной Владимирской иконы, через которую Богородица
явила свою защиту Москвы и Московской Руси.
Древнее "Сказание об иконе Владимирской-Волоколамской" и принесении её в монастырь, гласит:
"Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат.
Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет,
что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой".
Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля.
По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером.
«Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».
Чудотворная икона Божией Матери "Владимирская-Волоколамская" XVI в.
Исследователи церковных древностей установили, что вельможей был Григорий Лукьянович
Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II.
Впрочем, есть причины говорить и об искреннем покаянии Малюты… и даже о намеренном
искажении истории предателем и изменником Андреем Курбским о жизни Ивана Грозного,
которая выдумана и не имеет никакого исторического основания.
Но, это уже другая тема, а наша об иконе.
Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря.
Внутренний смысл образа глубоко созвучен времени его создания.
С особенной скорбью устремлён в наш мир взгляд Матери Божией. В один из самых тяжёлых периодов истории был явлен именно этот образ Заступницы.
На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен.
Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Христа неверием, нераскаянностью, лживостью, жестокостью и делами своими.
Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать — радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком — только в Нём, в Христе.
Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии вспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана.
Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем.
Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы, изображённых на полях
иконы.
О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна).
На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в церковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу ища утешения и исцеления.
Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.
Список Чудотворной иконы Божией Матери "Владимирская-Волоколамская" 2007 год.
Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году в Москву и с того времени она
находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
В 2007 году в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.
До сегодняшних дней икона Волоколамской Божьей Матери почитается в стенах монастыря и является покровительницей всего Волоколамского края.
Чудотворная икона Божией Матери "Владимирская-Волоколамская" XVI в.
На три дня, с 26 по 28 мая 2017 года, древняя Чудотворная икона Божией Матери
"Владимирская — Волоколамская" XVI века, была привезена из Центрального музея имени
Андрея Рублева и выставлена в храме Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоцкого Монастыря.
Два фото с сайта монастыря.
Эта акция проводилась по случаю фестиваля-ярмарки преподобного Иосифа Волоцкого, которая проходила в Волоколамском районе в эти дни.
Народу было великое множество, но нам повезло!
- Адрес:
с Теряево, Волоколамского р-н, Московская обл.
- Дополнительная информация:
Из Волоколамска по Р108 на север, на развилке направо, по Р107 до
с. Теряево, Иосифо-Волоцкий мон.
Дешёвый ✈️ по направлению Теряево