Богемия: Теплице,2015, ч.1-я. География и парк «Бетховен"
Богемия – название географическое? Не только. Есть версия что слово «богема» из этих краев.
Кадр дня:
Это Крушногорский краевой театр. (Рудные/Крушные горы смотрятся из окон театра как на ладони)
Справочники сообщают, что в настоящее время Богемия наряду с Моравией и Чешской Силезией входит в состав Чешской республики.
Территория Богемии с четырёх сторон окружена горами:
На юго-западе — горный массив Богемский лес (Шумава), на северо-западе — Рудные горы (граница с Саксонией),
На севере и северо-востоке — горы Судеты (граница с Верхней Лужицей и Силезией)
На востоке и на юге — Чешско-Моравская возвышенность (граница с Моравией и с горами Вальдфиртель).
Тем самым образуется природный ландшафт, ограниченный водоразделами бассейнов рек Влтавы (Молдавы) и Лабы (Эльбы) (до границы с Германией). В Лабу впадает также Огрже (Эгер), чьи истоки находятся во Франконии.
Итак, Богемия занимает 2/3 современной Чехии, но в наших прогулках Богемией мы будем условно называть ее северную часть (нагрудная часть рубашки) с рукавами на запад до границы с Германией и на восток – до Польши. Адмистративный центр "рубашки" Усти-над-Лабем.а в центральной части нарисованной рубашки – городок с населением в 50000 человек под названием Теплице.
Планирую погулять по Теплицам не соблюдая хронологию. Как поведут обстоятельства, отдельными эпизодами касаться истории. И поводом всегда будут кадры и настроение.
Январь 2015 года. Неспокойно на родине, не ясно как сложатся отношения с Киевом и Европой и как-то неуютно находиться в такое время в спокойной Чехии, среди гор, в таком теплом месте не только по названию, а потому еще, что, начиная с петровских времен, и до последнего дня он связан с Россией (а еще более с Петербургом) как ни одно место в границах Чехии.
Подойдем в парк "Бетховен" со стороны открытого в начале 2014 года ТЦ "Галерея":
Почти бесшумное место и лишь у фонтана "Гейзер" шумит струя с апреля по ноябрь:
Если в Карловых Варах гейзеры – явление не прекращающееся, то в Теплице они с годами исчезли. Но ведь с этих природных фонтанов и начались курортные главы чешской истории. И высота тех гейзеров была примерно такой же, как в рукотворном гейзере парка «Бетховен». Императорская и великосветская Европа съезжалась на лето именно в Теплице.
А сейчас о том, что знает далеко не всякий. И я не знал до поры.
Гете, который провел в Теплице не один месяц, провел исследование и доказал, что местные горы, озера, гейзеры имеют вулканическую природу. И, что в один из периодов активности этих процессов гейзеры решили «уйти под воду местных озер». Гете предупреждал жителей Богемии о том, что вулканический характер образования грушногорских холмов (мало где они превышают отметку в 1000 метров) не дает основания для спокойствия.
Богемцы не прислушиваются к мудрым советам, но в знак уважения прикрепили к одному из валунов памятную доску с изображением великого постояльца и датами его пребывания в Теплице.
Кстати, тут не говорят «в Теплицах».
Напротив фонтана — Дом Культуры:
Современное здание с циклом ежемесячных показов на экране лучших мировых музыкальных театральных постановок. С участием ведущих солистов наших Мариинского и Большого театров.
Чуть поодаль в глубине парка — "Архитектурный уникат":
Первое впечатление – «сталинский ампир», который задел Чехию в 50-е годы столь основательно, что планировался приезд «Отца всех народов» на открытие пражского отеля для утверждения принципов «социалистического реализма» в архитектуре. В стиле «московских высоток» построен отель в пражских Дейвицах.
Схожесть такова, что никаких сомнений о влиянии не возникает. Что-то типа рижской Академии наук, или ленинградской жилой высотки на Московском проспекте, строительство которых пришлось на те же годы.
Казалось бы, не могли остаться в стороне и чешские Теплице. Архитектурным воплощением тенденций ХХ века в архитектуре этого города стало здание Крушногорского краевого театра. Первое впечатление о «сталинском ампире» рассеивается, если присматреться к деталям. Замечаешь барельефы с античными сюжетами.
Выясняется, что здание театра построено в 1920-х годах и «несет в себе черты сецессии, указывает на Дрезденскую школу и является единственным строением» подобного рода в Теплице.
И, о ужас, — античные сюжеты использовались в архитектуре Третьего Рейха, накрывшего перед войной своим плащом Германию.
Но "немецкая тема" получила развитие в самой яркой личности, именем которой названы лазни «Бетховен»:
Неоренессанс, неоклассицизм нашли свое отражение в архитектуре здания. При Бетховене оно было другим, но именно здесь он пробовал избавиться от своих недугов и на некоторое время обрел покой. Впрочем, какой там покой. В Телице, в Духцове, которые обязательно посетим, бюсты неистового композитора.
Не жданно ни гадано музыкальный сюжет Теплице приобрел для меня биографическую окраску:
1984 год. Вторым экраном выходит фильм Миндадзе и Абдрашитова «Парад планет». В сцене, когда герои плывут из Города невест в Город стариков, звучит алегретто из симфонии №7 Бетховена. Герой Олега Борисова говорит, чтобы героиня в исполнении Анжелики Неволиной возвращалась домой. Тогда в данном моменте выдающегося фильма музыка перекрывала притчевый настрой повествования, и нужно было снова смотреть фильм, погружаясь в смысл происходящего.
2008 год. Мы приезжаем в Теплице впервые. Живем в 200 метрах от санатория «Бетховен», во многих местах видим памятники композитору, граффити с реальной сценой его пребывания здесь в 1812 году и узнаем, что именно здесь он пишет 7-ю симфонию.
2014 год. В «Википедии» вижу картину 19 века: Бетховен сидит на склоне небольшого озерца, а в дальней перспективе – холм Доубравка с замком на вершине. Все удивительно совпадает на картине 19 века с местом, где нынче санаторий (по-чешски – лазни) «Бетховен» и перспективой на замок.
В год написания симфонии Бетховен уже терял слух, подолгу жил в курортах, но именно в этот период он создавал свои лучшие произведения.
Застыл фонтан и смолкли звуки:
Обходим главный корпус санатория с юга и видим жилые, разного цвета корпуса его. Как же это похоже на Петербург в тех местах, что застраивались в 30-50-ые годы 19 века. Мы назвали бы подобные здания «поздним, казенным классицизмом» или «вырождением ампира»:
С середины 19 века на столичные города Европы обрушится «эклектика», дома подрастут, сгрудятся и среди разнообразия фасадов не всегда отличишь руку мастера и подмастерья. Но до поры – подобное этому последнее дыхание спокойных форм и линий.
Пишу как вижу. Всегда приветствую поправки и критику, но с правом ответа ))
Спокойствием форм оказывается любуются не только отдыхающие и горожане. Моцарт через открытое пространство глядит на то, что названо именем его великого последователя:
Однако, это какой-то незнакомый Моцарт. И о чем говорит этот его жест? "Сочиняет находу" — скажет гид. Но не будем спешить...
Петр I открыл для России целебные воды курорта Теплице, Александр I вершил отсюда судьбами европейских стран. Им установлены бюсты у Царских лазней. Но вот с какой стати – исполинский памятник Моцарту? И почему не на центральной площади?
Он предназначался Праге в один из юбилеев композитора, для которого чешская столица (и не только она) была как дом родной. Комиссия не утвердила эту работу незадачливого скульптора и он подарил ее Теплицам, в которых Моцарт никогда не был. Здесь приняли. Случилось это в начале ХХ века.
Но очень уж воплощенный образ не похож на композитора. И появилась байка, будто это обобщенный образ европейских императоров, посещавших город. Но пусть это останется на совести гидов ))
Закончим первую прогулку по Теплицам несколькими кадрами города. Пока почти без комментариев, т.к. обязательно вернемся сюда.
Вид по левую руку Моцарта:
Первое впечатление отбросило к русской традиции шатровых композиций, пришедших на нашу землю во времена татаро-монгольского ига. Наверняка тут связи нет, но кто запретит пофантазировать? )))
Вид на Замковую (Дворцовую) площадь:
А это уже тема, пронизанная русской историей настолько, что в это поначалу с трудом верилось. В центре площади — самая эмоциональная композиция гениального чешского скульптора Брауна — Моровой столб.
Итак, проходим без остановки:
Теплице, 31.01.2015, Валерий Дмитрян, домашний архивариус и фотограф.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.