Почти весь рынок аренды жилья во Владивостоке захватили агенства. Самое большое из них, агенство «Виктория», существует под многими названиями и вывесками. Все конторы-двойники ссылаются на одну и ту же базу квартир (в ней почти две тысячи жилищ), и условия и договора у всех типовые. Есть ещё несколько агенств, с гораздо меньшей базой данных.
Взял большую карту города, и выбрал районы, в которых хотелось бы снять жилище. Это были районы вдоль железной дороги, которая тянется из центра на север города и далее до Уссурийска, Хабаровска и Москвы. Вдоль самой главной ж.д.магистрали.
Владивосток – город с самым большим в России количеством машин на душу населения. Сплошная машинизация пошла тут гораздо дальше, чем в Москве или Петербурге. На 600 тысяч жителей приморской столицы имеется примерно 400 тысяч авто, которые всё время ездят и заполняют узкие дороги этого города. Пробки везде и повсюду, и единственный транспорт, не подверженный пробкам – это электричка. Поэтому квартира должна быть, по возможности, недалеко от станции железной дороги – желательно в радиусе километра от станции, ну во всяком случае не дальше двух километров. Кроме этого, нецелесообразно жить севернее районов «Вторая речка» и «Заря» (это в 15-20 минутах езды на электричке от вокзала) – слишком далеко ехать. Так что определились районы, в которых можно селиться – Центр, Первая Речка, Моргородок и Вторая Речка.
А вот районы, где жить не стоит: Баляева, Чуркин, Бухта Тихая, Луговая и многие другие. Въезд и выезд оттуда, в случае путешествия по Приморскому краю, будет настоящим мучением.
Некоторые мои друзья предлагали радикальное решение – снять квартиру или домик в районе Трудовое, Угольное (на самом въезде в город, в 20 км от центра) или даже в Уссурийске (он хотя и в 120 км к северу от Владивостока, но тоже узловой пункт и крупнейший в Приморье ж.д.узел). Причём такие квартиры или дома были бы дешевле, чем жилища в собственно городе. Но я не внял этим предложениям: ведь дом АВП должен находиться в более-менее приличном месте, чтобы и местные жители могли легко приходить к нам в гости (а в далёкий пригород не все захотели бы поехать). Так что жить во Владивостоке нам стоит, по моему мнению, не севернее района «Заря».
Жить собственно в историческом центре тоже не очень удобно – если учесть, что большинство людей будет приезжать и уезжать ежедневно всё же по трассе, — ежедневные пробки в центр и из центра могут существенно затруднить нашу жизнь. Единственно почему удобно жить в центре – это близкий морской причал и паромы на острова. Но квартиры здесь дороже, а я не хотел снимать жилищ дороже 15.000 рублей в месяц. Квартира предполагалась двухкомнатная или трёхкомнатная, или дом, если найдётся приличный и большой площади.
Я купил газету и прозвонил по десяти телефонам людей, которые хотели сдать квартиру, но всё это оказались замаскированные квартирные бюро. Объявления на заборе тоже принадлежали агенствам. Я плюнул на частный квартиросъём и поехал в крупнейшую контору, которая размещалась в центральном районе города, на остановке «Гоголя», на четвёртом и пятом этажах какого-то советского офисного здания.
Контора выглядит так. В одной комнате сидит около десяти агентов, в основном это женщины. Почему-то во всех городах квартирными делами заведуют женщины – так было и в Иркутске, и в Оше (только в последнем доме, в Каире, агентом был мужик, а первая хозяйка была, опять-таки, тётка). Перед каждой тёткой на столике стоит по 6-7-8 телефонов с разными городскими номерами, и они постоянно звонят. Всего в одной комнате было около 70 аппаратов, а ведь такие же комнаты были в других комнатах и на других этажах. Многообразие городских номеров и дало возможность людям думать, что дающие объявления «сдаю» — это разные люди.
Меня перехватила пышная женщина по имени Маргарита. С ней мы стали просматривать базу квартир. Агенство заключает с хозяевами квартир строгий договор: хозяева не должны сдавать свои жилища иначе как через данное бюро, а бюро берёт на себя и подселение жильцов, и взимание с них арендной платы. Ключи от тысячи квартир хранятся в агенстве. По договору, жильцы и не должны встречаться с хозяевами. Это и удобно, чтобы не было каких расстройств у хозяев и у жильцов. Но случайно и может произойти встреча хозяев и нанимателей, как это произошло потом и в нашем варианте.
Технология домосъёма такая: сперва клиент выбирает, по компьютерной базе, те квартиры, которые ему могут подойти. Потом в агенстве берутся ключи, и на машине с водителем вы объезжаете нужные вам варианты (просмотр каждой квартиры стоит 150-200 рублей). Если квартира понравилась, тут же на месте и можно подписать договор. Одноразовая комиссия агенства составляет 80% от месячной стоимости аренды.
С частными домами во Владивостоке плохо: их мало, они маленькие и находятся далеко от автобусных и электричечных остановок, в каких-то сопках. Стоят, однако, дёшево – порядка 5000 в месяц. Однако ни одного хорошего дома (где поместилось бы двадцать человек) в квартирной базе не было найдено. Все какие-то убитые, оставшиеся от снимавших их приезжих пролетариев, с туалетом во дворе, общим на несколько домов, далеко от центра и все — малой площади. Да и визуально во Владивостоке домов мало, город слишком новый, это вам не избушечный Иркутск.
Итак, я выбрал пять наиболее приличных квартир, и мы с агентшей (не с Маргаритой, оставшейся в офисе, а с другой) отправились глядеть варианты. Одна квартира, рядом с платформой Моргородок, была довольно уютная, но небольшая по площади и слишком жилая с виду: лежали разбросанные вещи, велосипед, одежда. Казалось, что хозяева только что вышли, а вообще проживают в квартире. Другая квартира, на Второй Речке, оказалась начисто убита узбеками, которые жили здесь большим табором и загрязнили и сломали всё, что можно. Зато эта вторая квартира стоила дешевле – её пытались сдать за 12.000.
Третья квартира находилась в районе «Заря», и была лишена каких-либо недостатков, да и вещей вообще: ничего там не было, квартира была в новостройке, на первом этаже. Размеры этого жилища потрясали воображение – это была целая новая четырёхкомнатная квартира с двумя балконами, на первом этаже, площадью более 100 кв.метров, совсем новейшая. Из неё получился бы неплохой магазин (тем более что торговых заведений во дворе не было). В ней никто не жил ещё никогда. За месяц хотели всего 15.000. Я чуть было её не снял, но оказалось тут же, что хозяйка хочет 15 тысяч только за первый месяц, а за последующие – уже по 20 тыс. (вполне обоснованная цена за такое большое жильё). Пришлось отказаться.
Сперва огорчился, а через время оказалось, что и к лучшему: от остановки там было довольно далеко, а в самом квартале – ни рынков, ни дешёвых магазинов, никакой инфраструктуры, полностью новостроечный район.
Ещё одна квартира, на ул.Гамарника, выглядела вполне прилично, и находилась близко от остановок, близ станции электрички «Вторая речка». Двухкомнатная квартира сдавалась за средние для этого района 14 тысяч рублей. Единственное, что смущало меня – дверь квартиры выходила не непосредственно на лестничную клетку, а в небольшой тамбур, совмещённый с соседней квартирой. Кто живёт в этой соседней квартире, и как отнесутся соседи к появлению многих активных жильцов с рюкзаками, это было неизвестно. И спросить пока не у кого – соседей не было дома.
Приняв к сведению все посмотренные варианты, я расплатился за просмотр и отклонился от услуг агенства, сказав что мне нужно подумать. Агенты неохотно отпустили меня, опасаясь, что я могу утечь к конкурентам. И так чуть было не произошло.
В этот же день я обратился в другое агенство. Оно находилось на Алеутской улице и было поскромней. Вариантов у них было мало, и мне подходил, казалось бы, всего один – ещё одна пустая квартира в районе «Заря», на той же улице, что и уже изученная мной пустая квартира за 15-20 тысяч. На этот раз опять предлагалась большая квартира без всего. И уж действительно без всего – не было тут ни лампочек, ни обоев, пустая коробка, и тоже огромной площади. Лампочки можно было вставить (и их стоимость, по договору, можно было вычесть из арендной платы), а просили за пустой флэт 15 тысяч, и уже без повышения цены в дальнейшем. Я чуть было не согласился, как и в предыдущий раз. И даже внёс было залог в 2000 рублей — больше не стал, желая повнимательней изучить район. И правильно, что стал осматривать окрестности: пешком тут оказалось всё значительно дальше, чем на машине. Ни магазинов, ни рынков, а до шоссе и остановки транспорта – километр. Так что я вернулся к последнему варианту на Гамарника и пошёл знакомиться с соседями по тамбуру.
Соседка как раз появилась. Оказалась там обычная безвредная женщина, и сын её Антон двадцати с чем-то лет. Поведали, что перед нами в квартире жили, опять же, строители-узбеки, и против новых жильцов с рюкзаками она ничего не имеет. (Пока.) Я им подарил книги по автостопу.
Так что я решил снимать вариант на Гамарника, позвонил в агенство и в тот же вечер заключил договор – внёс предоплату за первый месяц – 14000 рублей — и 9800 рублей комиссии агенству.
Дом АВП во Владивостоке – есть!
Совпало так, что это и был вечер 17 июля, ровно в третью годовщину нашего поселения в Дом АВП в Иркутске. 17 июля – всемирный День Избы!
...Но ни хозяйка, ни соседка, ни сотрудники агенства так и не узнали, что в этой квартире пожили (разное время) около ста человек из разных стран мира... Может быть позже и узнали,
но мы три месяца успешно жили и принимали гостей во Владивостоке. Причём в этой квартире одновременно ночевало до 25 человек. Плотно было, это да. Зато мирно, сытно и весело!