По семейным обстоятельствам этим летом я никуда не еду. Отпуск проходит в мелких заботах и больших проблемах. И тут меня вдохновила свежая мысль одного моего друга, что возвращаясь из отпуска, мы в принципе летим на юг. А значит, надо закрыть глаза, вспомнить , что я в отпуске и на юге и просто соединить эти две составляющие в одну.
Звоню подруге с такими же данными: отпуск, пролетающий мимо цели. И вот, с утра пораньше мы уже мчимся к морю.
Море нас встречает черными флагами и жгучими медузами. Но мы не дадим испортить себе праздник! И сразу находим повод для радости: пляж почти пуст. На огромном городском пляже едва наберется два десятка человек.
Садимся в кафе на мягкий диванчик, заказываем лимонану со льдом и дышим морем. Воздух со вкусом соли и запахом моря проникает в каждую клеточку, стакан с напитком приятно холодит руки, шум волн усыпляет. Солнечные лучи, проникая под тент, слегка ласкают тело. Мозги отключаются, тело отдыхает. Время утекает сквозь пальцы. Часа через 2 появляется официант. Заказываем израильский завтрак, один на двоих. Половина завтрака заменяет полный обед. Ну а дальше классика: поели, можно поспать. К часу солнышко начинает припекать, тень не спасает. Поэтому в половине второго покидаем пляж.
Дома кофе и кондиционер возвращают способность к мышлению. За границей мы бы не сидели дома? Ну и тут не будем. Когда жара спадет, — поедем гулять в Тель-Авив.
Жара спала, идем гулять по Тель-Авиву без плана, куда глаза глядят. От Алленби вправо и вперед. И тут не обошлось без открытий. Через полтора часа гуляний по улицам наткнулись на кладбище. Прямо на улице Трумпельдор, в центре Тель-Авива. Заглядываю внутрь. Первое, что вижу, братские могилы. Смотрю на год. 1921-й, 1929-й, 1936-й. Даты известные. Жертвы погромов. А вот дальше! Тут похоронены все Тель-Авивские улицы. Вся история создания государства в именах. Хаим Нахман Бялик и Нахум Гутман. Ахад ха-Ам и Бейлинсон, Дизенгоф, Бренер и Арлозоров. Кого еще забыла? Роках, Шлуш, Черняховский? И неожиданно Моше Шарет. А он почему здесь? По закону ему место на горе Герцль! Оказалось, по завещанию Шарет хотел быть похоронен рядом со своими друзьями. " Всю жизнь были вместе, и теперь я их не оставлю". Кто же эти друзья, рядом с которыми похоронен первый министр иностранных дел и 2-ой глава правительства? Дов Хоз и Элияу Голомб дружили много лет, вместе участвовали в организации Гистадрута (профсоюза). Их даже называли гисадрут (кумовской?), т.к. оба были женаты на сестрах Шарета.
В самом сердце города захоронение оказалось вовсе не из-за своего исторического значения. Просто старое Тель-Авивское сначала было новым кладбищем Яффо. Когда во время эпидемии холеры Шимон Роках получил разрешение от турецких властей на открытие нового еврейского кладбища, купили участок далеко за городом, с расчетом, что сюда Яффо не дойдет. О постройке Тель –Авива еще не думали.
И тут у меня возник вопрос. Как может быть, что такой знаток города, как Б. Берестовский ничего о кладбище не писал? Уже дома вечером проверила. Ну конечно писал. И даже водил экскурсии. Только до 2009-го. А что потом? Возможно, было закрыто на ремонт? Стена явно новая и все приведено в порядок. Самое место послушать Тель-Авивские истории.
Напоследок одна история от Бориса с небольшими изменениями и дополнениями.
В 1902-м году в Яффо началась эпидемия холеры. У еврейской общины и так проблемы с захоронением, а во время развивающейся эпидемии и подавно. Хотя смертность среди арабов была намного выше, но и евреев холера тоже не щадила. 28 октября 1902 года скончался Аарон Бен-Моше Сидис, первая жертва холеры. Его похоронили на яффском кладбище. Второй умерший от холеры – Шмуэль-Давид Гершин-Зен 10 ноября 1902-го уже был похоронен на новом еврейском кладбище. Через два дня там же была похоронена Нишка Блумберг-Мельцер.
По принятому в те времена обычаю, чтобы прекратить эпидемию, необходимо было выполнить два обряда на кладбище, где похоронены жертвы этой эпидемии. Во-первых – в специальной могиле хоронили свиток Торы, а во-вторых, на кладбище нужно было исполнить обряд бракосочетания.
Выбрали сирот и чтобы помочь им начать новую жизнь, женщины ходили с тазами из дома в дом и собирали приданое для новых семейных пар
В конце ноября 1902 го года был захоронен свиток, а через день на кладбище под звуки барабанов прошла свадьба сразу двух сестер-сирот – Шанир и Ционы Балиш, которые вышли замуж за Моше Галзена и Ихию Ринги.
Не знаю, верите ли вы в чудеса, но эпидемия… прекратилась. Вот такая Тель-Авивская история.