Давно хотел опубликовать нижеследующий материал, но все повода не было. Но вот буквально недавно (пару лет назад) меня пригласили посетить реконструкцию Орбулакской битвы, которая состоялась в Талды-Кургане 2 октября в честь 550-летия Казахского ханства. Администрация алматинской области и города Талды-Кургана известна своим умением организовывать хорошие праздники.
Современный Талды-Париж (народное название Талды-Кургана)
Легендарная Орбулакская битва, реконструкция в Талды-Кургане
Но пост, так сказать, не об этом. Орбулакская битва, согласно источникам и по официальной версии, была одним из самых важных сражений Казахо-Джунгарских войн. Джунгары, хоть и не популярны и имеют образ самого главного врага Казахского ханства, кочевали по одной и той же территории вместе с казахскими родами в течении пары веков. И после себя они оставили ряд памятников, которые сохранились до сих пор, и в Семиречье и в Приисыкулье. Но буддизм на территории современного Казахстана был распространен и до прихода джунгар, был он и после их ухода, есть он и сейчас.
Алматинские краеведы проехали 1500 км в поисках сохранившихся буддийских памятников
Практически каждый коренной алматинец знает о «Капчагайских Буддах» — наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас на реке Или в 100 километрах от южной столицы. Многие считают, что это единственный буддийский памятник на территории Казахстана. Еще больше уверено в том, что буддизм — абсолютно чуждое для страны явление. Попытаемся проверить.
Маков в казахской степи пока нет! Но есть другие цветы))
Как я стал гражданином Мира (Мандулабада)
В ожидании последних теплых осенних дней, мы стали решать как их провести. Причем, чтобы не просто проваляться на пляже рукотворного моря Капчагая, что рядом с Алматы, а открыть для себя что-то новое и интересное. От одного нашего друга, фотографа Олега Белялова, мы слышали о так называемой «Текелийской стеле» — камне с изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне Кайлык (Андреевка) – все на территории Алматинской области. Поэтому наш маршрут определился в сторону озера Алаколь, часть которого выходит на Алматинскую область, а другая – уже в Восточно-Казахстанскую. А по пути попытаться отыскать эти памятники буддийской истории.
Три периода распространения буддизма на территории Казахстана
По данным археологов и историков, в истории буддизма на территории Казахстана можно определить три основных периода.
В Казахстан буддизм пришёл из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине 1 в. до н.э. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в частности, парфянам, юечжи, кангюйцам, согдийцам, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во 2-3 вв. н.э., что было связано с определёнными целями Кушанского государства на Востоке.
О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с 6 в., свидетельствует Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок: в первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причём, тюрколог А. Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.
В Семиречье – домене западных тюрок, тюргешей и карлуков, этот процесс был достаточно интенсивным, о чём убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображением буддийских персонажей и сцен.
Буддизм имел распространение в Семиречье (Жетысу) и после 10-11 вв. В середине 13 в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гильом Рубрук – посол Людовика 9-го к монгольскому хану Мункэ.
В 1253 г. Гильом Рубрук выехал из Лиона, пересёк южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Там он останавливается на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, где он видел и описал буддийский храм.
Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза. У Мирзы Мухаммеда Дулати в «Тарих-и Рашиди» описывается ожесточённая борьба Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку. Видимо, к этому времени (начало 13 в.) и относится строительство храма в Каялыке.
Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племён – Ойратов (калмыков). Калмыки — ламаисты строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.
Уже упомянутую «Текелийскую стелу» историки также относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане.
Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце 17 – начале 18 вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену.
С ламаизмом, а точнее с буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом), связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу реки Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас (Писаные скалы). Это место маркирует переправу через реку Или на Великом Шёлковом пути. На скалах высечено три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения Просветления; Бодхисатва сочувствия «Любящие Глаза» и Будда Медицины. Кроме изображений Будды на камнях высечены изображения буддийских мантр, главным образом «Ом Мани Пеме Хунг», на тибетском языке.
Про близкую связь монголов (суть джунгар, калмыков) и Пятого Далай-Ламы я коротко упоминал в одном из свежих постов про Восточный Тибет.
Очередные бесконечные километры через горы Восточного Тибета
В 1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри. Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее города Алматы. О нём ещё в 1854 г. писал Ч. Валиханов.
1864 г. стал верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках.
«Текелийская Стела» и городище Каялык
После исторической справки вернёмся к нашему автопробегу. Краеведов собралось 8 человек, и на 3-х автомобилях мы отправились по трассе Алма-Ата – Усть-Каменогорск в направлении города Талды-Кургана. Первым пунктом для нас стал город Текели.
Шёл дождь. Местные жители охотно поделились с нами информацией о местонахождении Стелы, и все они были уверены в том, что она определенно буддийская. Мы обнаружили Стелу в ущелье реки Кора восточнее города. Интересно, что слова «кора» с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской святыни по кругу, и вокруг найденной нами Стелы была хорошо-натоптанная тропа.
«Теклийская стела» — это, собственно, не строение, это трёхметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются выбитые буддийские изображения. Первое – изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в своих лапах Снежный Лев, который в Тибете считается самым храбрым и честным на свете животным. Второе – это знак Калачакры (буддийской тантры о устройстве вселенной) и его мантра. Учение Калачакры тесно связано с легендарной скрытой страной Шамбала, в которой оно, как считается, практикуется на государственном уровне. Согласно пророчествам Калачакры, в будущем владыки Шамбалы вмешаются в события этого мира, когда силы тьмы, агрессии и неведения поставят под угрозу существование цивилизации. Вверху «Текелийской стелы» можно увидеть семенной слог или монограмму Калачакры, называемую «Десять могучих букв», которая символизирует собой десять аспектов мандалы (вселенной) Калачакры.
После посещения Стелы погода стала резко улучшаться, и вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талды-Курган, и поселки Жансугуров и Саркан, приехали в деревню Кабанбай (Андреевка) (Андреевка в советское время), которую историки отождествляют со средневековым городищем Каялык. На территории и в окрестностях деревни проводится множество раскопок, начиная со времён Союза и заканчивая нашим днём. Там же были найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные останки буддийского храма.
Храм был построен из сырцового кирпича и стоял на открытом месте. Внезапно у одного нашего краеведа произошло «дежа вю» — он вспомнил, как выглядел этот храм, хотя был в этом месте с нами впервые. Возможно, созданный им образ далек от оригинала, но в любом случае для нас это уже были не просто кирпичные стены.
Половину следующего дня мы провели в дороге. Приехав на прекрасное озеро Алаколь, с которым также связанно множество местных легенд, мы провели весь вечер беседах о судьбе буддизма в Казахстане. Казахстан всегда славился толерантностью и веротерпимостью своего народа, но тем более удивительно, что уже на протяжении последних двух лет чиновники под различными предлогами отказываются зарегистрировать буддийскую общину Казахстана. Хотелось бы верить, что одна из мировых религий снова появится на территории Казахстана и займёт достойное место среди уже существующих.
P.S.
Все существа
возникают во времени,
Время непрерывно
поглощает их всех.
(Тантра Калачакры)
Продолжение как всегда следует...