Лирическое отступление "Медведь"
Только в этой поездке я задумался о тонкостях перевода и восприятия (смысловых окрасках) названия медведей. У нас в России бурый медведь – бурый. На англицком он — коричневый. Зато белый медведь у нас – белый, а у европейцев – полярный….
Восприятие медведей на материке и на Чукотке тоже разное…. На материке Мишка – это сказочный персонаж, олицетворение силы и доброты одновременно. Думаю, что у подавляющего большинства людей медведь скорее ассоциируется с неким добром…
Мишки выступают в цирке, медведь в зоопарке тоже радует и детей и взрослых, и чаще именно у клеток с медведями нам их особо жалко и видятся они нам на воле….
Плюшевые мишки, пожалуй, один из самых расхожих и удачных подарков и для детей и для любимых девушек. Мишка Тедди – уже не англицкий зверек, а символ глобализации детства….
Уверен, что любой из нас осуждает охотников на медведей на материке…. Мишку жалко…. Еще с детства знаем: Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу….. Все равно его не брошу, потому что он – хороший….
... Лето на Чукотке выдалось голодным… Не для людей, для зверья.
Проливные дожди, холод…. Ягод практически не было, рыба не особо ловилась (то есть рыба конечно была, ее на Чукотке по нашим то материковским меркам здесь очень много, но… Много, но все же мало….) В общем, голодное лето…
Её нашли случайно. Когда уже перестали искать, месяца через полтора.
Нашли полуприкопанную в тундре, недалеко от тракторного путика. Она возвращалась из соседской бригады в свое стойбище. Возвращалась одна. Зря и глупо. Но так получилось. Ходили праздновать день рождение кого-то из родни.
Туда шли все вместе. Брат, Она с трехлетней дочкой, и отец. Обратно возвращались в разное время и по отдельности. Так получилось.
Между стойбищами соседних бригад оленеводов чуть больше 10 километров. Хватились ее не сразу. Здесь люди в гости друг к другу ходят (ездят) часто спонтанно и часто настолько далеко, по нашим современным урбанистическим меркам, что диву даешься. Ходят не только чукчи, ходят и ездят все и коренные, и пришлые, и коренные пришлые…. И за сто и за двести и за тысячу километров – просто так, на чашку чая. Соскучились…. Так что сходить в соседнюю бригаду за 10 км – это как к соседу по этажу.
Дочка у бабушки – все в порядке, кочевья в этот год все близко от поселка – кто весной не успел уйти на дальние пастбища, у кого летние присмотрены были прямо у поселка еще с прошлого лета, в общем почти все близко, рядом, часто то в поселок наведываются, то к соседям…. Хватились её только дня через три-четыре. Домой не вернулась, в поселке нет, по рации в сеанс связи с бригадами узнал,и что из гостей она ушла, в свою — не вернулась.
Недели полторы искали – безрезультатно.
Из районной газеты «Залив Креста»
«18.09.2009 года в 08-20 часов по телефону поступило сообщение от участкового уполномоченного с.Амгуэма о том, что и.о. директора МУП СПХ «Амгуэма» сообщил об обнаружении в 30 километрах от 72 километра автодороги п.Эгвекинот – п.Мыс Шмидта неопознанного трупа.»
Нашли Её трактористы, идущие в бригаду по путику. По нужде остановились, Случайно увидели торчащую из земли полуобглоданную руку.
Её сожрал медведь… Не загрыз, не съел. Именно сожрал. Вдумчиво и нерасторопно. Съеденными оказались одна рука, одна нога и все внутренности. Более подробно все зафиксировал рутинно и буднично в протоколе местный участковый: «От тела погибшей осталось около 30%»….
Нет. Это не тема для желтой прессы. Не страшилка для детей и взрослых. Это бывает не часто…. Это одна из составляющих жизни на Севере. Просто каждый год такое случается. Природа же остается дикой….
Весной многие в районе 72-го километра видели семью медведей – медведя, медведицу и двух медвежат-сеголеток. Не часто такую картинку встретишь – медведица обычно одна детей кормит и воспитывает, а тут прямо семейная идиллия. Знали, что близко к поселку, да, рука не поднялась ни у одного из охотников, не придали значения, тем более, что медведей на Чукотке действительно много, и обычно летом и осенью мишки сыты и не агрессивны…
А в этот раз, вот так получилось… Да, может и не это медвежье семейство съело одиноко идущую молодую чукчанку…
А в Эгвекиноте мальчишка, переехавший с семьей с мыса Шмидта, в школе на уроке отказался рисовать белого медведя. «Ненавижу!!», — сказал. Никакие рассуждения учительницы о том, что белый медведь – хороший и красивый успеха не возымели. Парень со слезой на глазах, на эти рассуждения ответил: «А, вы видели, как медведь на ваших глазах девочку ел? Голодный был до одури. В него стреляют, а он ест, стреляют – ест. Оголодал за зиму. Шатун.». Девочка была его сестрой…
Ну, а для нас убегающий медведь – это аттракцион и эмоушн на тему «Живые зарисовки дикой природы». Медведей мы видели еще не раз. И издали, и вблизи. Много медведей на Чукотке.
А, ещё, охотники местные говорят, что медведь всегда бежит к реке, в кусты спрятаться. И бежит почти всегда от людей налево, подставляя правый бок под выстрел. Сердце бережет – прячет.
Наши медведи убегали направо. Видимо знали, что мы не охотники.
… Переползли Солдатский перевал, поставили точки GPS у обоих балков, поставленных на случай, если перевал заметён или пуржит. Чисто все, аккуратно, по северному, вдумчиво – предбанник, печь добротная металлическая.. Пара банок консервов, запас сухих досок. Один балок открыт, другой – пока заперт. Ключи на перевал-базе Осиновая – с той стороны перевала. Его откроют ближе к зиме.
Как раз сразу за перевалом и находится перевал-база «Осиновая».
ПЕРЕВАЛ-БАЗЫ
Название перевал-базы такое же, как и у реки, на которой она стоит.
Сейчас базу содержит артель Чукотка. Стоит ровно на середине пути между Певеком и прииском Валунистый. По дороге этой в Валунистый возят шахтеров, работяг и специалистов, которые работают на прииске вахтовым методом. Перевал-база обычно представляет собой 2-3 балка (или домика или кедра) балок-столовая, балок-спальня и хозяйсмтвенный балок (иногда мастерская, иногда дэска – от ДЭС – ДизельЭлектроСтанция).
На перевал-базах живут смотрители вахтовым методом. Вахта обычно 4 месяца. В зависимости от времени года, невольная трудовая Робинзонада бывает более или менее одинокой. Иногда 1-2 машины проходят почти ежедневно, иногда раз в неделю может пройти колонна из 3-5, а то и десятка машин. Иногда может никого не быть по нескольку недель. Смотритель, он же радист, он же энергетик, он же повар. Деньги не то чтобы большие, но народ подсаживается на такой образ жизни и многие «трубят» уже не один десяток лет. Вахтовики разные – одни интеллектуалы и прочитывают за вахту множество книг, иногда готовятся к поступлению в ВУЗ, некоторые просто привыкли быть в одиночестве, кто-то любит севера – рыбалку, природу…. Романтики среди смотрителей перевал-базы обнаружены не были
Водителей на перевал-базе всегда ждет вкусный обед или ужин, при необходимости – ночлег.
Кроме того, между приисками и перевал-базами установлена достаточно стабильная радиосвязь, и в определенное время 1-2 раза в день идет открытый радиоэфир между перевал-базами, приисками, метеостанциями – идет обмен информацией о движении транспортных средств, погоде, уровне воды на бродах в реках.
На Осиновой мы остановились на обед, Серега, смотритель базы, разбитной мужик лет сорока. Корнями с Украины, но родился или был привезен родителями на Чукотку давно. Батя работает на Майском, а он, отработав очередную вахту, едет к своей семье на Украину и через пару месяцев житья там уже начинает подумывать о следующей вахте.
КОНТЕЙНЕР, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ…. Серега не романтик. Просто один из тех, кто прирастает к Северу навсегда. Кстати, таких здесь много. Людей, приехавших однажды, или родившихся здесь, мечтающих (а скорее рассуждающих) об отъезде на материк, регулярно собирающих вещи, покупающих 20-футовые контейнеры, пакующих их и…. остающихся дальше. Контейнер с запакованными вещами, у некоторых здесь некий сложившийся фетиш (или пунктик, или этакая синяя птица) – в общей атрибут психологии или философии. КОНТЕЙНЕР, КОТОРЫЙ НЕ ОТПРАВЯТ НА МАТЕРИК НИ-КОГ-ДА….
Перекусив, наполнив термосы снова кипятком, поболтав о том о сем и обменявшись парочкой сальных анекдотов с «Длинной бородой» (Серега от скуки собирает их на аудиокассету старого Шарпа), поехали восвояси.
Впереди начинался район глубоких бродов на бесконечных чукотских реках.
Осиновую проскочили, дальше аккуратно переехали еще десяток достаточно широких и глубоких рек и речушек. На многих из них уже начал появляться снег и шуга – начинается период ледостава. Я отметил про себя, что, с одной стороны, это хорошо – низкий уровень воды, с другой стороны,- неясно, что нас ждет на обратном пути, так как и для квадров и для машин в период ледостава переправы усложняются. Опасения оправдались на обратном пути – но об этом позже.
Мы перестали считать количество рек, речушек, ручейков, и снова рек, с рукавами и без, с галечными островами и отменями, глубокими и нет..
По пути нам встретилась бригада оленеводов, кочующая в сторону Шмидта. Перекочевка выполнялась на ГТТэшке, битком набитой скарбом и детишками дошкольного возраста. У мужиков была небольшая поломка, связанная с ходовой, которую они исправляли не торопясь, четкими и отточенными действиями. Обменялись парой фраз (оленные чукчи часто бывают немного угрюмыми и неразговорчивыми), сделав несколько снимков маленьких чукчат, которые разительно отличаются от материковских детей разных национальностей взглядом – глубокими темными блестящими глазками-пуговками, не избалованными, добрыми, жизнерадостными, пытливыми такими…. Сложно подобрать точные слова к этому взгляду, но уверен, что ему можно посветить не один фотовернисаж…
Километров через сто после обеда решаем останавливаться на постой, так как наша скорость в процессе похода увеличивалась, а вместе с ней и отрыв нашего обоза – Урала.
Особо не ища в сумерках живописного места, встаем после очередного брода прямо у дороги на гравии. За день мы изрядно подзамерзли, двигаясь на Север, мы явно переходили из осени в зиму. С каждым десятком километров снега вокруг становилось все больше и на остроконечных сопках, и на перевалах и иногда уже на дороге.
Урал пришел минут через сорок, опять те же телодвижения – разгрузка бытовки, приготовление ужина, установка двух палаток, заправка квадриков и перекачка бочек в канистры – чтобы утром минимизировать время подготовки к выезду. Мороз так и держится в районе 10 градусов.
СОН.