Черный "храм" в Чианграе, полный антипод своего белого собрата. Что символично, оба они находятся на окраине города, но с противоположных друг от друга сторон.
И если найти Белый храм не составляет особого труда даже туристу с обостренным "топографическим критинизмом", то с Черным домом, совсем темная история. Но обо всем по порядку...
Итак словив пикап, мой путь был в один из древнейший город Таиланда. Именно он идет мимо Белого храма аж на местную Автостанцию Чианграя.
(Если быть точнее то пикап едет по Трассе номер 1, но до неё рукой подать, а сам белый Храм чуть в сторонке).
Маршрут у пикапа извилистый и часто петляет по частным секторам и городским переулкам.
В общем прибыв на вокзал, ребята из Green Bus, продали билет на последний рейс в Чиангмай на (17:30), после этого автобусы туда не идут. Для меня это стало не очень приятной новостью. Ибо ставило в рамки строго цейтнота. Билет был куплен, а у меня оставалось чуть больше 3 часов. Что ж, было решено использовать услужливых тук-тукеров, активно предлагавших свою помощь.
За рейс до Baan Dam'a и обратно на автостанцию затребовали 300 бат и на торг не шли прямо таки ни в какую. После некоторых раздумий — было решено ехать, ведь время играло не в мою пользу.
Постараюсь дать ряд советов как найти Baan Dam для одиночных путешественников, у которых будет больше времени, чем у меня...
1. От Автостанции чуть попетляв возле найтбазара мы поехали по широкой двойной дороге (разделенной клумбами) с золотыми оперениями для столбов. По этой дороге выехали к большой, одной из центральных площадей. Далее повернули налево (на трассу номер 1, которая уходит дальше на север). Она на карте указана как — Thanon Phaholyothin, ехать надобно по этой дороге.
2. Проехать по мосту реку Кок. Далее ехать прямо, мимо поворота на аэропорт (будет справа), мимо университетского городка (зеленая аллея налево). Усердно продолжать движение пока не увидите слева неприметный переулок с деревянной табличкой. Вообще то это 13ый Сои (Моо — по тайски), но о том что это он, англоязычных указателей нет. Ориентиром может служить остановка-беседка чуть правее самого переулка. Деревянный указатель достаточно новый с содержанием цифры 13. Но в идеале если будете ехать на пикапе спрашивать у местных (водитель может забыть). Для удобства к данной статье прикреплены GPS координаты.
3. Далее двигаться вдоль частного сектора (можно пешком) до храма метров 300. Там внутри переулка будут указатели к Baan Dam'у (особо петлять не придется).
Прибыв к Черному Дому, понимаю, что это очень мощное место в плане энергетики (по личным ощущениям оно превосходит Белый Храм, но это очень субъективное мнение).
Большая часть экспозиции не видна за первым черным строением. Да и оно воспринимается по меньшей мере с удивлением (у вас была возможность в моих прошлых статьях оценить общую храмовую стилистику Таиланда, Дои Сакет — яркий её пример).
Тут же все абсолютно иначе. В воздухе витает дух темного мистицизма и шаманизма. Вот к примеру взять Экспозицию напротив "главного" черного Дома. Перед домом стоит, небольшая его уменьшенная копия.
Сам по семе "Черный Дом" считается музеем и имеет четкое время работы.
Отрадно что вход в эту параллельную вселенную — бесплатный для всех желающих.
Само главное строение впечатляет и просто загадочно влечет словно магнит. Аромат тайн так и манит к центральной двери... Его архитектурные формы и величина с непривычки может даже вскружить голову (особенно на жаре).
За прибывшими туристами наблюдает вежливая, но строгая охрана. Туристам не разрешается смотреть на закрытые экспонаты. Ведь Черный Храм (как и Белый) ещё в процессе своего созидания. Более того, как мне рассказали, каждый экспонат тут проходит ритуальное освящение, до которого туристы не допускаются...
Главные ворота и иные элементы в Доме "Тьмы" украшены удивительной резьбой. Её декоративные элементы — очень гармонично вписываются в интерьер...
Главный зал полным ходом готовят к полноценной эксплуатации. При нас проходил ряд покрасочных робот.
А Вот и совсем свежий экспонат с рисунком орла в красно-черной стилисике.
Резные ставни содержат свой сюжет, вероятно с мифическим подтекстом.
Чуть глубже в зале стоит долгий стол, на котором почивал черный крокодил. Его величина поражает и в то же время в сердце стало грустно, от созерцания его пустых глазниц...
Рядом притаилась и змеиная кожа... От неё так и разило невидимой опасностью и мощью.
Очень много элементов рогатого скота, особенно их острых конечностей...
Попадались и черепа рептилий...
Далее был долгий стол, во всю длину которого были устланы змеиные шкуры.
Порой встречаются и рисунки с иными декоративными элементами... Как картины, так и работа по дереву.
Выйдя во двор усыпанный мелкой галькой мы видим иное богато украшенное здание, но оно пока оказалось закрыто.
Рядом "охраняют" покой местных духов каменные стражники. Их 4 по двое с разных сторон от Черного Дома.
Но во дворе храма оказалось не меньше (если не больше) интересностей.
Привлек к себе внимание вот такой колоритный столбик... Сложно сказать что именно он символизирует. Но явно создан с символически-устрашающим намеком.
Справа же от Храма Темных искусств, под навесом продолжение демонстрации экспонатов животного происхождения...
Но не только животным миром богата экспозиция. Вот удивительное собрание музыкальных шаманских барабанных инструментов и пару больших Гонгов в придачу...
Рядом есть лавочки так же созданные народными умельцами. На них туристы могу просто отдыхать в тени и вести не спешные беседы.
Поблизости чуть далее стояли вот такие черные домики на курьих ножках. Под самими домами собрание удивительного и интересного, увы под домом стоит ограждение и все рассмотреть не представилось возможным. Это как чердак с машиной времени (только тут подполье) вещи из разные веков, притаились там под домами и ждут своего часа...
Есть к примеру Маски, с ними относительно понятно. Но попадаются и экспонаты назначение которых вызывает немало вопросов..
Множество шкур, рогов, черепов... И при этом удивительно гармоничная, тихая и уютная атмосфера. Животных конечно жаль, но их вполне достойно постарались увековечить...
На самой территории очень много домиков, часть из которых закрыта для посещений, но вскоре и они предстанут глазам посетителей. Что там затевается остается только догадываться.
Несмотря на то, что Baan Dam не считается храмом и более того к Буддизму отношения практически никакого не имеет — от него просто веет связью с духами. И далеко не только темными. Атмосфера там удивительна, фото и слова порой просто излишни, ведь не в состоянии полностью передать сочность чувств.
Вот к примеру явно Домик местного аналога Тайской Бабы-Яги..
Порой попадаются и вот такие необычные экспонаты с Буддийским подтекстом.
Рядом же необычные круги и пульсирующие камни, хранящие таинства веков в своей тверди.
Удивительно то что главный автор и создатель музея Tawan Duchani (Таван Дучани), считает — что музейная экспозиция призвана очищать людей от накопившегося в них негатива. Если учитывать, то количество костей которое в нем представлено и помнить что кость на себя хорошо способна забирать грязную энергетику то в его словах, присутствует определенный толк. В любом разе Таван знает что делает. И его творчество поражает. Кого то оно способно и шокировать. Потому впечатлительным особам следует задуматься о целесообразности посещения данного музейного комплекса.
Множество черных домов хаотично расставленных по территории словно идолы. У них словно есть глаза и отнюдь не глаза камер. А глаза вековых духов.
Как бы было бы интересно пройтись по комплексу в темное время суток или в предрассветный час. Ведь говорят, в темноте, все совсем представляется под иным восприятием...
Попадаются и вовсе диковинные скелеты. Фантазия с трудом может представить того что это к примеру за создание... Но в живую с ним встреча, лично мне — противопоказана.
Так же привлекают и удивительные места с правильно расставленными камнями. Внутри образуется сильнейший вихревой центр.
Есть и более хаотические каменные собрания.
В некоторых черных домиках все же присутствуют окна. Внутри можно лицезреть картины из устройства быта. Возможно даже времен королевства Лана. Вот к примеру банные элементы.
Попадаются экспозиции и с дорогими изделиями. Но они за стеклом, которое предательски отсвечивало.
Попадались и каменные лабиринты.
Но Есть и вот такие каменные кучки. Вызывающие свои вопросы..
Основной темный "Храм" хорошо смотрится к слову и в профиль...
Отрадно и символично, что местные Буддисты так же захаживают... Яркий пример...
Во дворе присутствуют и более старые деревянные элементы... Которых украшает своеобразный винтажный флер..
Поблизости с Храмом есть пару сувенирных лавочек и кафетериев.
Сувенирная продукция так же отличается своеобразной оригинальностью.
Присутствует изобразительное творчество...
А так же можно полюбоваться на вот такие монетки сквозь увеличительное стекло.
Есть и вот такие мечи..
Ну и конечно статуэтки...
Кто-то тут оставил свой след в истории.
Увы музей оказался значительно больше моих ожиданий и выделенного часа мне не хватило. Но надобно было торопится и искать тук-тукера который услужливо дожидался меня на парковке, сладко досматривая при этом послеобеденный сон.
А далее мы помчались обратно. Взяли хорошую скорость и уже спустя 30-40 минут были на местном автобусном терминале.
Автобус не заставил себя долго ждать и был подан на перрон буквально в момент нашего прощания с тук-тукером.
Автобус меня вез по горным серпантинам и укачивал, ведая гулом двигателя и шумом колес свою дорожную колыбельную..
Город-сказка Чианграй оставил при себе много тайн, но парочку из них все же поведал. В этот город следует вернуться и пожалуй не раз.. Но все впереди.. Как и мои новые истории.