Чешско-крумловский замок, живописно раскинувшийся на скалистом утесе над Влтавой и будто бы осеняющий и оберегающий Чешский Крумлов своим присутствием, строился почти шесть столетий. В настоящее время он представляет собой огромный комплекс дворцовых и хозяйственных строений с пятью внутренними дворами и тщательно ухоженным парком с фонтаном и аллеями. Я видела немало замков, но этот поистине впечатляет и своим месторасположением, и архитектурными решениями, и строительным размахом, и легендами о привидениях, поныне живущих в его стенах.
Первый внутренний двор замка и окружающие его здания использовались, как правило, в хозяйственных нуждах: склад соли, конюшни, пивоварня, каретные сараи, аптека.
Посередине находящегося в центре двора небольшого парка расположен фонтан, заложенный в 1561 году.
Проход ко второму внутреннему двору обрамлен могучими бастионами, сохранившимися с 1620 года.
Дорога далее проходит по мосту, украшенному скульптурами Девы Марии Непорочной и Святого Иосифа.
Внизу во рву – под мостом – с XVIII века содержатся медведи.
Заслуживает особо внимания так называемый «Плащевой мост», стоящий на пути к пятому внутреннему двору. Его силуэт необыкновенно впечатляющ и смел.
Скульптуры, стоящие на парапете моста, - это копии скульптур, выставленных в музее замка: Антоний Падуанский, Феликс Канталичский, Вацлав и Ян Непомуцкие.
От пятого двора дорога круто понимается к прекрасному парку, площадь которого составляет около 11 гектаров. Парк создавался в эпоху барокко, но позднее в нем появились элементы рококо и классицизма. В XIX веке планировка парка была кардинальным образом изменена, в связи с чем здесь возник классический английский парк. Реставрационные работы последних десятилетий постепенно возвращают парку некоторые элементы рококо, появившиеся в оформлении парка во второй половине XVIII столетия.
Образная доминанта парка – каскадные фонтаны, построенные в 1750-1765 гг. по проекту Онджрея Альтомонти. На самом верху фонтана стоит скульптурное изображение богини Амфитриты с тритонами. Внизу – бог моря Нептун, напротив него – нимфа с тритоном. Балюстрада каскадного фонтана украшена каменными вазами и скульптурами – символами времен года.
Жемчужиной дворцового парка является «Беллария», летний дворец, построенный в 1757 года в стиле рококо.
Не могу не остановиться на прекрасных видах на город, открывающихся с высоты чешско-крумловского замка.
Что касается внутреннего осмотра дворца, то на выбор посетителей имеются несколько маршрутов осмотра. Первый, который выбрали мы, включает капеллу замка, ренессансные комнаты, возникшие во второй половине XVI столетия, Эггенбергский зал с очень красивой золотой Эггенбергской каретой, Шварценбергские апартаменты в стиле барокко, возникшие в XVIII веке, и Маскарадный зал, оформленный живописными работами в стиле рококо.
Второй маршрут включает Шварценбергскую картинную галерею, личные комнаты князя Яна Адольфа Второго Шварценбергского, правившего в 1833-1887 гг., и его жены Элеоноры, урожденной Лихтенштейн.
Также можно посетить театр, Дворцовую башню и дворцовый музей – «Лапидарий».
Следует отметить, что по субботам экскурсии на русском языке не проводятся. Стоимость первого маршрута осмотра на чешском языке составляет 150 чешских крон, на английском и русском немного больше.
Но отвлечемся от прозы жизни. Какая, в сущности, разница, что и сколько стоит. Напоследок я приберегла самое интересное – истории о загадочных обитателях (точнее – обитательницах) этого замка, имя которого окутано тайнами и легендами.
Так вот, этих самых обитательниц в замке целых две. Первую из них романтично называют Белой панной, которую при жизни звали Перхта. Эта девушку была против своей воли выдана замуж за злого, грубого и жестокого Яна, потомка рода Лихтенштейнов. Замужество принесло Перхте только боль, страдания и слезы… о словам очевидцев, появляется ее призрак всегда неожиданно. При этом существует поверье: если на Белой панне перчатки черного цвета – то жди беды, а если белого – то вас ждет благоденствие и процветание. Кстати, в замке сохранился портрет Перхты, позволяющий составить впечатление о ее наружности.
Второй призрак - дочка цирюльника Маркита, в которую влюбился дон Юлий д’Аустрия, внебрачный сын императора Священной Римской империи Рудольфа II. Влюбиться-то влюбился, а разницу в социальном положении не учел. И вот как-то, в припадке безумства, он сбросил несчастную Маркиту вниз с замка… И вот уже много веков тень бедной девушки ходит по залам и коридорам замка.
Чешско-крумловский замок – это целый мир со своими историями и летописями, погружение в который доставляет огромную радость.