14 материалов по 7 объектам, 262 фотографии
- GPS
- Россия, Саратовская область, урочище "Черемшаны"
Не считая многочисленных рассказов о посещении пещеры, есть даже стихи поэта Григория Минеева, посвященные "Пещере монаха" и старцу проживающего там:
Не спеша, в пещеру тихо,
В низкий лаз вползу впотьмах…
А с лежанки встанет Никон,
Старый сгорбленный монах.
Фотографий монаха-отшельника не сохранилось, но монахи-старообрядцы в монастырях выглядели следующим образом.
Мне довелось побывать в пещере дважды: в 1977 году и в 2014 году. Но если в 1977 году в пещеру вёл вход, после которого была небольшая комнатка-прихожая, из которой вели два внутренних входа в еще две клетушки-кельи, то в 2014 году было видно, что часть свода обвалилось и эти внутренние входы стали двумя входами в две пещеры.
Правда камней- остатков от неё не видно, как сказал наш сопровождающий: паломники-туристы растащили их на сувениры.
Входы стали ниже, возможно пещера осела, а дождевые потоки нанесли глину.
Попасть вовнутрь двух отделений пещеры можно лишь на четвереньках, причем слева проход пошире,чем справа.
Это заметно даже на фотографиях. Слева — и справа.
На фотографиях видно, что в обвалившейся прихожке можно было даже стоять,высота свода позволяла.
Когда появилась она никто точно не знает, даже легенды и предания. Только в одном они сходятся, что жил в пещере в XIX веке отшельник по имени Серафим. Спал он в гробу, установленном в одной из комнаток пещеры, а после его смерти мощи сохранялись нетленными более десятка лет, пока их не осквернили. В начале прошлого века в пещере жила благочестивая старушка Феодора. В 1914 году в гости к "пещерной старушке" заглядывал художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
В другом предании говорилось, что пещера была вырыта в склоне горы несчастным влюбленным, любимую которого заточили в женский монашеский скит здесь же в Черемшанах. Когда молодой человек нашёл след своей возлюбленной, то она уже умерла от тоски и печали. Зарезал он настоятельницу скита кривым ножом и побрёл в чащу леса, где и выкопал себе пещеру. И на своде пещеры до сих пор видны следы ножа, которым несчастный резал мягкий известняк.
А самым невероятным представляется легенда о том, что в этой пещере прятали свои сокровища разбойники Стеньки Разина и длились ходы подземного хода аж до самого берега Волги...
Легенда, которую я слышал в 1977 году, утверждает, что раньше из пещеры в толще горы были подземные ходы, которые позволяли попадать в старообрядческие монастыри, а было их здесь 8: один -мужской и 7 женских скитов. Но со временем эти подземные ходы мол были засыпаны.
Но обратимся к первоисточникам начала прошлого века.
Самсон Иванович Быстров (1884-1933) — саратовский начетчик, историк и библиограф, старообрядец. Был женат на Н.М.Чернышевской, внучке Н.Г.Чернышевского, отец которой стал первым директором музея-усадьбы писателя в Саратове. С.И.Быстров выступал в 1917 году одним из учредителей "Саратовского благотворительного общества старообрядцев, приемлющих иерархию Белокриницкой митрополии", собиравшего деньги в пользу крестьян-поморцев, чьи родственники ушли на войну. Автор популярной биографии Н.Г.Чернышевского, очерков о нем.
Вместе со старообрядческими епископами саратовским Мелетием и рязанским Александром, а также с сопутствовавшими им благочинным Саратова Дионисием Новиковым совершил путешествие в 1914 году в Святую Землю. Они посетили Константинополь, Палестину, Иерусалим, Египет и Грецию, где встречались с представителями греческой церкви. Об этом путешествии Быстровым была написана книга, опубликованная в 1916 году, "По Востоку. (Путешествие старообрядческих епископов)".
Архиепископ Мелетий (в миру Михаил Поликарпович Картушин. около 1859 — 1934) был с 7 декабря 1908 года по 30 августа 1915 года Епископом Саратовским и Астраханским.
30 августа 1915 года Освященным Собором во главе с митрополитом Белокриницким Макарием в Покровском соборе на Рогожском кладбище был избран и возведён на московский престол. Пробыл Архиепископом Московским и всея Руси с 30 августа 1915 года по 4 июня 1934 года (до момента своей смерти).
Удивительно, но Быстров и епископ Мелетий повстречались в Пещере монаха в 1910 году.
Привожу полностью текст заметки Быстрова “У пещеры отшельника”, опубликованной в журнале "Старообрядческая мысль" (1910 год):
"- А видели вы пещеру отшéльника в горах? — спросил меня, между прочим, мой давнишний знакомый, когда я гостил на Черемшане (близ г. Хвалынска), в монастыре, в июне текущего года.
Я ответил отрицательно.
— Это непростительно, — заметил он, — нужно непременно сходить.
Я согласился, и мы в тот же день отправились.
Пещера находилась верстáх в двух от монастыря, по направлению к юго-западу. Гóры, по которым нам пришлось проходить, были раньше покрыты густым чернолесьем, теперь же мы встречали только мелкий кустарник орешника, голые пни срубленных деревьев и разбросанные по всем направлениям поленницы дров. Внизу у самой подошвы горы́ протекал ручей, а вокруг него широкой лентой тянулись фруктовые сады́.
Пройдя обширную равнину, покрытую жёлтым жнивьём, мы стали подниматься на ту гору, в которой находилась таинственная пещера.
Чем выше мы поднимались на гору, тем шире открывался горизонт, и картины, одна другой величественнее, представлялись нашему взору. Прямо перед нами вилась узкая тропинка, теряясь среди густого кустарника орешника и липы. Налево высилась громадная гора, покрытая, точно косматой шапкой, вековы́ми соснами, которые, подобно гигантской щетине, обложили её со всех сторон. Внизу пред нами раскинулись поля, покрытые колючим жнивьём, а дальше виднелась красавица Волга со всеми своими заливами и озёрами. Воздух, раскалённый жгучими лучами полуденного солнца, переливался на горизонте лёгкими струйками, и все предметы, виденные нами вдали, казались колеблющимися.
— Вот примета, что пещера недалеко, — проговорил мой спутник, указывая палкой на разбросанные по тропинке камни и сухой кустарник. — Это сделано нарóчно, — добавил он, — чтобы не сбиться с пути.
Тропинка разделилась: одна пошла в гору, а другая свернула влево; по последней мы и направились.
Идти пришлось недолго.
На едва заметной полянке проводник мой остановился и молча указал перед собою. Я посмотрел по направлению его палки и увидел в горé отверстие — нору около арши́на в диаметре, вырытую между переплетёнными корнями двух спиленных дубов. Нора вела в глубь горы, постепенно понижаясь.
Это был вход в пещеру.
— Ну, пойдёмте, — сказал мой приятель и, ловко повернувшись, пополз в нору ногами вперёд.
Я последовал его примеру.
Минуту спустя, мы стояли в пещере. При свете зажжённой свечи, мы стали внимательно осматривать внутренность её. По размерам она оказалась арши́н 9 в квадрате, вышиною же около сажéни. Стены и овальный потолок её состояли из мелового камня, очень мягкого и удобного для отделки. На каменном полу то тут, то там валялись обломки камней, щебень и засохшие ветки кустарника. По острым рассечкам на стенах и потолке было заметно, что вся эта кропотливая работа производилась чем-то острым — топором или железной лопаткой.
Это была, как оказалось, не единственная комната пещеры: в глубине горы находились ещё две такие, куда мы, после осмотра первой, и направились. Комнатки соединялись между собою узким проходом, в который можно было пройти, только сильно пригнувшись.
Вторая комнатка оказалась почти такой же, как и первая. Но были в ней и особенности. Так, например, в стене, направо, было прорублено небольшое отверстие, заменявшее собою, очевидно, окно; в него снаружи врывался свет, благодаря которому в пещерке царил полумрак. В углу, налево, заметны следы очага: лежала небольшая кучка смешанной с землёй золы́ и угля; а кверху, по стене, прорублено, наподобие желоба, углубление, которое выходило на волю. Это была, очевидно, труба. Обильный осадок кóпоти подтвердил это предположение.
Мы направились в третью и последнюю комнату. В неё вёл очень узкий проход, да и сама она оказалась значительно меньше других. По высоте она тоже уступала первым двум, так что человеку среднего роста приходилось стоять в ней, пригнувши голову.
Но здесь мы нашли то, чего тщетно искали в других отделениях: здесь лежали останки самого обитателя её!
Ниша в пещере для мощей В стене прямо перед входом было сделано углубление. Длиною оно 9 четвертей, шириною 3 четверти арши́на и вышиною пол-арши́на. В мерцающей темноте мы увидели там что-то беловатое, неопределённое. Но когда поднесли к этому месту горящую свечу, то ясно увидели что-то, покрытое куском грубого холстá. То были кости человека, потемневшие от времени. Кости лежали в беспорядке. Черепа, кистей рук и ступней ног не оказалось: всё это кем-то было взято.
Мы долго молча глядели на место вечного упокоения таинственного отшéльника, замуровавшего себя в подземной пещере. Сколько, подумаешь, нужно было силы духа, самоотверженности, чтобы прожить десятки лет в этом «грóбе»; перенести зимнюю стужу, голод! Каких невероятных трудов стоило ему вырыть эту сложную пещеру, с её переходами и нишами!
За последнее время пещеру стали посещать много любопытных, о чём можно судить по многочисленным надписям на стенах и потолке. Трудно найти свободное место, где бы ни было какой-нибудь эпитáфии или фамилии посетителей.
Неделю спустя после нас, пещеру посетил преосвященный Мелетий, проживающий в то время на Черемшане. Его сопровождал священник женского монастыря отец Моисей Никифоров. Я, как уже бывший там, взялся быть их проводником.
Кто был этот таинственный пýстынник, откуда, и как его имя? Эти вопросы занимали меня долго. Ответы на них получились разноречивые.
Старожилы Черемшана говорят об этом различно. Но, в общем, их повествования сводятся к следующему.
Лет тридцать тому назад поселился в горах, в вырытой им пещере, стáрец. Одни говорят, что это был и́нок по имени Сергий, другие называют его Серафимом. Время от времени, он приходил в монастырь к отцу Серапиону и причащался от него святых тайн (хотя «беглопопóвцы» считают его своим по вере).
Откуда он пришёл, никто не знает. Лет около десяти после смерти он был нетлéнным, но потом, когда в пещеру начали ходить полесовщики и порубщики и вести себя там неприлично, почи́вший стал постепенно истлевáть, и, наконец, от него остались одни кости.
Первые посетители пещеры рассказывают, что видели там медный крест, железное ведро и полотенце, но этого ничего теперь уже нет. Так же неизвестно, кто похитил череп и другие части остова почи́вшего.
— Некоторые из нас хотели было жить там, — рассказывал мне потом один старый монáх, — но не смогли.
— Почему?
— Что-то страшно.
Старообрядческий епископ Мелетий — Чего же страшно?
— Один ночевал там две ночи, а на третью ушёл. “Не могу — говорит, страх какой-то берёт. Не то плач, не то вой какой слышится”. И кажется ему, что вот-вот рухнет свод пещеры и похоронит его. Помучился, помучился, да и пришёл опять в монасты́рь. Вот они, дела-то, какие, — заключил стáрец, — должно быть, теперь нельзя уже стало жить в пещерах-то. Время не то пришло.
— А сам ты, óтче, не пробовал жить там? — спросил я его.
— Нет, — махнул он рукой. — Где мне. Грéшен больно.
Лес, в котором находится пещера, принадлежит графу Воронцову-Дашкову. Пýстынник поселился там, очевидно, с тем расчётом, что меньше его станут тревожить.
Но ожидания его если и оправдались, то во время жизни, а теперь напротив: не проходит дня, — рассказывают жители монастыря, чтобы кто-нибудь не приходил сюда.
Кроме этой пещеры, в ущелье было вырыто их несколько; они или засыпались, или кем-то разрушены.
Но эта, которую мне пришлось видеть, сохранилась очень хорошо и простоит, как полагают, долго, являясь немым свидетелем былых пóдвигов её таинственного обитателя.
Да, действительно, какое-то время мощи отшéльника оставались нетлéнными. Чудеса существуют вопреки обыденным «здравому смыслу» и логике…"
8 июля 1912 года священник Фёдор Павлович Еланский Христорождéственской церкви села Старой Яблонки Алексеевской вóлости в письме расссказывал о своём посещении пещеры. Произошло это на пару лет позже Быстрова, но это свидетельство более известно:
"Недалеко от Подлесного, на склоне одной высокой горы, покрытой лесом, есть пещера. Никто из старожилов не помнит, когда и кем вырыта эта пещера. Есть предáние, что в ней жил подви́жник, нéкто “раскóльник” по имени Серафи́м, кости которого и до сих пор лежат в пещере в каменном гробу.
К сожалению, кроме костей, никаких иных вещественных доказательств о времени появления пещеры не осталось. Из Подлесного есть два пути к пещере: один лесом через высокие горы, а другой — полем. Чтобы достигнуть пещеры, мы избрали второй путь.
Проехав полем версты́ две (2,13 км), мы въехали в громадное лесистое ущелье. Скоро наверху высокой горы показалась и пещера.
Вот уже мы и у пещеры.
Какой прекрасный вид открывается отсюда! Всюду лес и горы, а на северо-востоке виднеется Волга с окрестными сёлами. У самой пещеры нас встретила благочестивая старушка Ф., поселившаяся в ней недавно. Она повела нас в пещеру. Последняя разделяется на три части, которые можно назвать так: передняя, главная и склеп.
Устье пещеры изнутри В переднюю ведет узкое, почти круглое, отверстие. Передняя имеет следующие размеры: 3 арши́на длины (2,13 м), 2 арши́на ширины (1,42 м) и около сажéни высоты (2,13 м). В ней темно, свет не проникает сюда.
В главную пещерку ведет узкий, короткий проход в 1 арши́н длины (71 см) и 2 арши́на высоты (1,42 м). В переднем углу мы увидели иконы с возжёными лампáдами. Иконы принадлежат обитательнице. В этой части пещеры есть небольшое окно вершкóв 10 (44,5x44,5 см) ширины и высоты.
Главная пещера имеет 5 арши́н длины (3,55 м), 3 арши́на ширины (2,13 м) и 11 четвертей высоты. Стены и потолок негладкие. Над головой висят меловые глыбы, ибо вся пещера устроена в меловой горе. Года полтора тому назад в пещере сложена печка.
Ниша для икон в пещере монаха Из главной пещеры небольшим и узким проходом мы проникли в третью часть пещеры, названную нами склéпом, потому что в ней в стене на арши́н (71 см) от полу иссечен гроб. Он имеет в длину 2,25 арши́на (1,6 м), в ширину 0,75 арши́на (53 см). В гробу мы видели черные человеческие кости.
Длина третьей части пещеры 2,5 арши́на (1,77 м), ширина 2 арши́на (1,42 м), высота 2,25 арши́на (1,6 м). В одном углу склепа была какая-то яма. Говорят, что здесь был ход в подземелье. Но так как из ямы выползали змеи, то она была завалена современной подви́жницей.
Более сведений о происхождении пещеры и времени её устройства нам не пришлось добыть."
В наше время, естественно , ничего из описанного авторами прошлого века не сохранилось. Осталась лишь загадочность отшельника и его места обитания.
Стала пещера и вдохновителем фейков, не буду приводить автора, но в 2004 году было напечатано в одном из изданий: "по свидетельству археологов, в этой пещере люди жили ещё в VII веке до нашей эры. Об этом свидетельствуют фрагменты керамики того времени. Примерно с VII века нашей эры в ней жили монáхи-отшéльники, принесшие с собой на территорию нашего края христианство".
Чуть ли не колыбель христианства была в дремучих хвалынских лесах с древнейших времён. Вот только отчего-то об этом никто даже и не подозревал.
- Адрес:
Саратовская область, урочище "Черемшаны"
- Дополнительная информация:
Использованы материалы статьи Павла Пестравского :blackmonk.ru/vifleem/vifleem0…
Дешёвый ✈️ по направлению Черемшаны
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
И ведь не один такой монах был. А ушедшие в пустыню умудрялись даже там выживать.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Выживать и монастыри поднимать!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Эту пещеру люди знают, а сколько было их безвестных в дремучих местах. Никто не знает.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Людям иногда не хватает малейшего повода для радости. А здесь прогулялись по свежему воздуху, побывали в неизвестном месте, почувствовали себя монахами и поняли, что в благоустроенных квартирах всё же лучше жить, чем жить в пещере.
Комментарий понравился: