Возвратившись с Ширлакского водопада к автостоянке и загрузившись в автомобиль, берём курс на Чемал. Это чуть в сторону от Чуйского тракта.
40-50 километров красивой дороги – и мы в Чемале – центре притяжения большинства приезжающих отдыхать на Горный Алтай.
Что говорить, туриндустрия здесь быстро развивается. Вдоль дороги располагаются бесчисленные турбазы, кемпинги. Количество предложений самого различного уровня, которыми атакует вас придорожная реклама, — огромно: от экономичного ( 500 рублей в сутки с человека) до роскошного (цифрами не интересовался).
Название села Чемал переводят с алтайского как "с муравьями", или "муравейник". Огромные стада овец и коз когда-то бродили на месте будущего села. Сверху они были похожи на муравьев, откуда и пошло название. Годом образования села считается 1842, когда в горной глуши, с согласия калмыков-кочевников поселились 30 крестьянских семей из Смоленской волости Бийского уезда. В 1849 году здесь был образован миссионерский стан, тогда же был построен первый миссионерский храм Иоанна Богослова. В 1915 году старый Иоанно-Богословский храм был перенесен на остров Патмос.
К нему-то, проехав село, мы и сворачиваем по дорожному указателю. Ещё пару километров по узкой дороге, идущей по сосновому бору, — и мы на автостоянке, откуда нужно пройтись уже пешком метров пятьсот к монастырю.
Место это особое, святое, с ним связаны предания и мистические легенды. Одна из них гласит, что евангелисту Иоанну в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой. Один — в Средиземном море, другой — на противоположном конце земли, в Алтайской глубинке. Любопытно, что название островов (Патмос) в далеком Средиземноморье и на Алтае совпадают.
Храм на алтайском Патмосе, как уже говорилось выше, — это воссозданная копия старинного храма Иоанна Богослова. Храм то упраздняли, то переносили, а в 1920 годы он был совсем уничтожен. И только в 2000 году храм построили заново. Ныне остров Патмос является женским скитом Барнаульского Знаменского монастыря. Храм на острове является действующим.
Пройти туда может всякий желающий по подвесному деревянному мосту. Правда, в разгар туристического сезона придётся отстоять, как нам, с полчаса в очереди перед самим мостом. Прогулка по довольно зыбкому, узкому, подвешенному на тросах мостику, под которым в 10-15 метрах несет свои воды Катунь, наверняка, вызовет в вас массу ощущений. Одновременно проходить разрешается не более пяти человекам, однако наиболее нетерпеливые туристы нередко этот запрет нарушают.
Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения вохвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы.
Особых впечатлений небольшая церквушка на острове, куда дозволяется пройти паломникам, не оставила. Впрочем, это, наверное, вопрос умонастроения или, точнее, душенастроения.
Что говорить, женский скит на небольшом островке уединённым местом назвать сложно, поскольку его буквально атакуют толпы отдыхающих. Это как-то не вяжется с обычной атмосферой монастыря и, возможно, отсюда и указанное выше впечатление.
Но место здесь, действительно, красивое!